Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

В ПРЕДДВЕРИИ 70-ЛЕТИЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Альметьевск
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В мае 2015 года Россия будет отмечать великую дату: 70-летие Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Современное реформирование российского общества сопровождается рядом негативных явлений, одним из которых является падение гражданских и морально-нравственных явлений ориентиров среди старшеклассников и студенческой молодежи. К таким явлениям относятся, в частности, деятельность неофашистских и неонацистских молодежных организаций, скинхедов и т.д. Не во всех учебных заведениях, где обучаются школьники и студенты, на должном уровне осуществляется патриотическое воспитание.

Проблема. В последние годы в России острой остается проблема, связанная с уклонением молодых людей из числа студентов от службы в Вооруженных Силах РФ. Размытость понятий «долг», «честь», «патриотизм», «Отечество», резко  упавший престиж воинской службы внесли свой негативный вклад в морально - психологическое состояние призывников из числа выпускников гражданских средних и высших профессиональных учебных заведений.

Актуальность. В России свыше 40% допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Остальные освобождены по состоянию здоровья или имеют отсрочку. Современное реформирование российского общества сопровождается рядом негативных явлений, одним из которых является падение гражданских и морально-нравственных ориентиров среди старшеклассников и студенческой молодежи. К таким явлениям относятся, в частности, деятельность неофашистских и неонацистских молодѐжных организаций, скинхедов и т.д. Не во всех учебных заведениях, где обучаются школьники и студенты, на должном уровне осуществляется патриотическое воспитание. Это особенно актуально сейчас – в год 70-летия Великой Победы.[2,3,4]

Цель исследования: определение уровня духовно-политического самосознания студентов Альметьевского колледжа физической культуры. Задачи исследования: изучить состояние вопроса в учебно-методической и научно-популярной литературе; обобщить опыт патриотического воспитания студенческой молодѐжи в истории Альметьевского техникума (колледжа) физической культуры; оценить и проанализировать духовно- политический уровень самосознания студентов 1-2 курсов колледжа.

Объект исследования: учебный процесс студентов Альметьевского колледжа физической культуры. Предмет исследования: социально-политические знания студентов Альметьевского колледжа физической культуры.

Методы исследования: контент-анализ литературы по теме исследования; беседа с преподавателем БЖ и ОВС колледжа Хайдаровым М.М.; социологический опрос (анонимное анкетирование) студентов1-2 курсов.

Гипотеза исследования: предполагается, что половина опрошенных студентов физкультурного колледжа имеют достаточно высокий уровень духовно-политического самосознания. Практическая и теоретическая значимость: результаты исследования будут полезны не только для преподавателей БЖ и ОВС, тренеров, учителей физкультуры, но и для работников военкоматов, редакций газет и журналов, управлений по делам молодѐжи.

Результаты исследования и их обсуждение:

1.    Контент-анализ имеющихся литературных источников дал краткую характеристику четырѐх основных понятий, необходимых для проведения социологического опроса студентов: патриотизма, неонацизма, неофашизма, скинхедов. Самым актуальным в данном исследовании является понятие  «патриотизм» - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

О том, кто такие неонацисты, шовинисты, расисты, антисемиты, ксенофобы студенты узнают не только по школьным учебникам, но и в результате изучения общественно-политических дисциплин, ОБЖ – БЖ в условиях среднего профессионального физкультурного учебного заведения[1].

2.     В результате беседы с преподавателем БЖ – ОВСАКФКМ.М. Хайдаровым была получена краткая историческая справка, обобщающая опыт патриотического воспитания студентов. Наш основной контингент – юноши, будущие солдаты, будущие учителя и тренеры, преподаватели ОБЖ и ОВС. Наши выпускники в рядах ВС выгодно отличаются от остальных хорошей физической подготовкой, исполнительской дисциплиной и организаторскими способностями. Администрация колледжа систематически получала и получает благодарственные письма из воинских частей за воспитание наших выпускников. Афганская война не обошла стороной и студентов АТФК. В боевых действиях участвовали десятки наших выпускников и студентов.

Чеченская война оказалась более трагичной для коллектива колледжа. Десятки наших студентов участвовали в этой войне, получали ранения, а двое наших выпускников погибли в боевых действиях. Пашунин Михаил Юрьевич (1975-1995) – выпускник 1994 года – был досрочно призван в ряды действующей армии и погиб28 марта 1995 года, исполняя свой воинский долг. Через 7 лет погиб выпускник 2001 года Александр Виссарионов. Коллектив колледжа запомнил Михаила как совестливого, очень воспитанного студента- романтика, большого любителя родной природы, а Александра – как одаренного спортсмена, непременного участника всех проводимых в колледже, городе и республике соревнований, любознательного юношу с открытой душой. В колледже созданы памятные уголки, посвященные этим выпускникам. С 1998 года ежегодно проводятся традиционные классные часы, посвященные памяти М. Пашунина и А. Виссарионова. Ежегодно 15 февраля – в день вывода советских войск из Афганистана студенты колледжа участвуют в митинге, посвященном этой дате, и в соревнованиях по военно-прикладному многоборью среди учреждений системы СПО и ВПО РТ. В течение последних 15 лет наша команда всегда была победителем и призѐром различных республиканских военно-спортивных соревнований.

3.      Для определения отношения 150 студентов 1-2 курсов к понятиям «неонацизм»,  «неофашизм», «скинхеды», «патриотизм» было  проведено анонимное анкетирование среди них по 5 вопросам, которые и обнаружили уровень их патриотизма и самосознания.

На 1 вопрос - что такое неонацизм и неофашизм - почти правильный ответ дали 40%опрошенных студентов: уровень знаний – «ниже среднего». На 2 вопрос–кого называют скинхедами - правильно ответили56% респондентов: уровень знаний – «выше среднего». На 3 вопрос - почему в России до сих пор живуч фашизм среди молодежи-были разнообразные версии, и только 29% опрошенных студентов показали свой достаточно развитый духовно-политический уровень: уровень знаний – «ниже среднего».

Ответы на четвертый вопрос выявлял общегражданскую позицию студентов, их отношение к патриотизму и к патриотам. Ровно 58% опрошенных точно знают, что такое патриотизм, дают довольно верное определение и чувствуют себя патриотами. Однако 42% респондентов ответили, что не знают ничего о патриотизме: уровень знаний – «ниже среднего». В ответах некоторых студентов есть очень интересные мысли о патриотах и патриотизме: «Патриот- это фанат своей страны, преданный своему Отечеству, готовый ради него пожертвовать собой». Другие респонденты пишут, что «патриот- это человек, который приятен своей Родине и народу», «патриот - это тот, кто подражает своей стране, живѐт жизнью страны». Третьи опрошенные студенты отмечают, что « главное для патриота - остаться человеком и сделать что-нибудь хорошее в этой жизни», « патриот всѐ отдаст за свою Родину, всѐ для нее сделает». Четвертые уверены, что« патриот - это тот, кто знает Конституцию страны, уважает окружающих, уважает свою страну, а каждый человек должен быть патриотом своей страны», « патриоты знают историю своей страны и считают, что она всегда и везде будет первой в мире!». Почти философские и профессиональные определения понятия «патриотизм» даны в трѐх ответах первокурсников: « Патриотизм - это высшее духовное отношение души к родному государству: человек, который родился в этой стране, жил и умер здесь- это истинный патриот»; «девиз истинных патриотов России - патриот никогда не предаст и не продаст Родину».

В ответах на последний вопрос, требующий конкретного ответа на вопрос об их желании служить в рядах ВС, обнаружилась реальная позиция юношей 16-17 лет. Хотят и будут служить в рядах ВС 75% юношей; не хотят- 10% респондентов. 15% опрошенных не знают ещѐ, хотят ли они служить, будут ли они служить. Один студент ответил: « Я останусь служить по контракту!»

Заключение. В процессе физического и военно-патриотического воспитания студенческой молодежи одно из первых мест может и должен занимать спорт. Именно регулярные занятия спортом, физической культурой, туризмом, позволяют развивать у школьников и студентов лучшие черты характера. Создание современной системы военно-патриотического воспитания студенческой молодежи с использованием разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма должно стать приоритетной задачей.

Студенты колледжа в целом являются патриотами своей страны, своей республики. Однако в результате исследования определился уровень духовно-политического самосознания ниже среднего- 42% (по гипотезе- 50%). Это недостаточно для будущих специалистов физкультурно-спортивной сферы Татарстана, так как воспитание подрастающего поколения в духе любви и уважения к Родине - обязанность, долг всех педагогов.



Список литературы

1.      Васюкова  И.А.  Словарь  иностранных  слов:  ок.  5000  слов/И.А.  Васюкова.  –  М.:Астрель:  АСТ: Транзиткнига, 2005 – с.651

2.      dspace.bsu.edu.ru/ Патриотическое воспитание.

3.      nirsi.ru /100 – Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодежи.

4.      rq.ru/official/doc/postan_rf/122 -Государственная программа «патриотическое воспитание граждан».