Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВАЖНОСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Авторы:
Город:
Красногорск
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В современном обществе особую актуальность приобретает духовное возрождение общества, формирование национального самосознания  подрастающего  поколения, любви к Родине, начинать которые необходимо как можно раньше. Однако, духовное возрождение невозможно без патриотического, нравственного воспитания, а также без формирования художественной культуры детей.

Традиционно, художественной культурой является «совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью» [4, с. 9]. Важно отметить, что только человек уважающий традиции своей страны, искренне любящий свою Родину, то есть патриот, способен сохранить, передать и преумножить наследие русской земли. Поэтому, мы уделяем большое внимание патриотическому воспитанию в вопросе формирования художественной культуры учащихся начальных классов.

В исследованиях С.Н.  Иконниковой,  В.П.  Большакова художественная культура  рассматривается,  с одной стороны, как «способность людей создавать художественные ценности и воспринимать их в этом качестве, то есть развитие и реализация художественных способностей человека». С другой - феномен художественной культуры определяется как «процесс создания таких ценностей (художественное творчество), то есть «обработка», оформление, облагораживание, одухотворение разных материалов, вещей и т.д., творение искусственных эстетически и художественно значимых форм и смыслов». С третьей точки зрения, художественная культура «выявляется в функционировании художественных ценностей, которое приводит к облагораживанию, одухотворению людей взаимодействующими с ними»[3, с. 172-173]. Ядром художественной культуры является искусство. Искусство, в том числе декоративное является для детей средством познания окружающего мира, формирования и развития творческих способностей.

О важности декоративно-прикладного искусства как  одной  из форм  приобщения детей  к мировой  и национальной культуре, а также средству эстетического воспитания и художественного образования посвящены исследования Г.В. Беды, Л.А. Буровкиной, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, В.С. Кузина, С.П. Ломова, Н.Н. Ростовцева, Н.П. Сакулиной, Н.Б. Халезовой, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.

Психологические обоснования роли народного декоративно-прикладного искусства в нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании рассматриваются в трудах Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина, Б.М. Теплова, П.М. Якобсена и др.

Народное творчество является  особой сферой духовной и материальной культуры народа. Народный мастер сохраняет духовные ценности народа, является носителем традиций. В традиционности искусства заключается способы передачи от поколения к поколению идеалов, заключенных в образах народного искусства через его произведения. Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью мировой и отечественной культуры. На наш взгляд именно приобщение к народному искусству является эффективным средством патриотического, и духовно-нравственного воспитания.

Вопросы патриотического воспитания напрямую отражаются в деятельности учащихся. Во-первых, в поведенческом аспекте детей, причем не только в пределах школы. Во-вторых, формируются патриотические знания, эмоционально-ценностное отношение к памятным датам и событиям, что способствует проведению качественных мероприятий патриотической направленности (уроки мужества, встречи с ветеранами, классные часы и т. д.).

Средства декоративно-прикладного искусства в решении задач патриотического воспитания нацелены прежде на формирование важных качеств, таких как:

Ø любовь к Родине, чувства принадлежности к своей стране;

Ø уважения государственной власти;

Ø культуру поведения в межнациональных отношениях;

Ø проявления патриотических чувств к прошлому и настоящему;

Ø стремление внести вклад в развитие страны, сохранение ее культуры;

Ø воспитания чувства долга, ответственности и собственного достоинства.

В содержании патриотического воспитания учащихся начальных классов на занятиях художественным творчеством особо важными компонентам и выступают: овладение знаниями в области того или иного художественного промысла, сохранение духовного опыта народного искусства, толерантное отношение к другим культурам и народам, воспитание любви к Родине и ее наследию, эмоционально-ценностного отношения к произведениям народного искусства.

Однако, патриотическое воспитание в отрыве от нравственного и эстетического не будет эффективным. О важности народного искусства в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста указывали исследователи В.М. Василенко, А.В. Бакушинский, Л.А. Буровкина и др., говоря о сходстве мироощущений народных мастеров и детей. Декоративно-прикладное искусство выступая «как один из древнейших видов деятельности человека, являясь средством осмысления действительности и выражаемой им культуры, мировоззрения, занимает одно из ведущих мест в эстетическом воспитании и духовном развитии личности» [1, с.65]. О важности народного искусства в воспитании подрастающего поколения условиях системы общего образования Л.А. Буровкина пишет, что «в народном творчестве заложено глубинное содержание стремления народа к добру, радости, счастью, любви. Открытия жизненных явлений, которые мы делаем через декоративно- прикладное искусство – это знание о народе, согретое человеческим чувством, это проявление толерантности, как необходимой в сегодняшних социокультурных отношениях» [1, с.66]. Доставляя детям эстетическое удовольствие, народное искусство оказывает мощное воздействие на весь их духовный мир, участвует в формировании не только их эстетических идеалов и представлений о прекрасном, но и способствует становлению мировоззрения, жизненной позиции, патриотических чувств. Следует отметить, что именно развитие мировоззрение детей, их интересов и идеологии является залогом успешного патриотического воспитания.

Для эффективного решения вопросов патриотического воспитания как важной составляющей духовной и художественной культуры учащихся на уроках изобразительного искусства в начальной школе, необходимо обеспечить участие детей в художественной деятельности. Воспитательное влияние предмета значительно увеличивается, если учащиеся не только знакомятся с особенностями народных промыслов, но творят сами сохраняя традиции этого искусства. Следует уделять внимание усвоению детьми художественных особенностей того или иного промысла, ведь «умения лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными» [2, с.23].

Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют развитию зрения, осязательных чувств ребенка, влияют на становление чувственно-эмоциональной сферы.

Народное творчество имеет тесную связь с традициями национальной культуры. Поэтому, большую роль в решении вопросов патриотического воспитания как важного аспекта формирования художественной культуры учащихся начальных классов играет декоративно-прикладное искусство, изучаемое в рамках уроков изобразительного искусства в системе общего образования. Современную школу посещают все дети без исключений, поэтому она является действенным рычагом не только образования, но и воспитания, в том числе патриотического.

 

Список литературы

1.      Буровкина Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография. – М.: МГПУ, 2011. - 320 с.

2.      Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

3.      Теория культуры: учебное пособие/под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. - СПб.: Питер, 2008. - 592 с.

4.      Художественная культура: понятия и термины. - М.: Знание, 1978. – 205 с.