Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОРРЕКЦИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Тула
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность. Мотивацию учения в младшем школьном возрасте можно разделить на положительные и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника, и ее динамику на протяжении этого возраста [4, с.21].

Мотивация младших школьников имеет ряд негативных черт, характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников: недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность; неустойчивы, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться; мало осознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете; слабо обобщены, то есть охватывают один или несколько учебных предметов, но объединенных по их внешним признакам.

Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к учению, называемый иногда формальным и беспечным отношением к школе [2, с.103].

Данной проблемой мотивации учения школьников занимались такие ученые как А.К. Маркова, А.В. Орлов, М.В. Матюхина, В.С. Ильин, Л.И. Божович, Л.П. Лусканова, Н.В. Бордовская.

Поэтому целью данного исследования явилось изучение особенностей мотивации учения младших школьников, составление и проведение в соответствии с этой целью диагностической и коррекционно- развивающей работы с ними.

Диагностическая программа по изучению мотивации учения младших школьников включала в себя следующие методики: методика «Изучение направленности на приобретение знаний» (Авторы Е.П. Ильина, Н.А. Курдюкова); методика «Направленность на отметку» (Авторы Е.П. Ильина, Н.А. Курдюкова); методика определения школьной мотивации (Автор А.Г. Лусканова); методика «Запомни и воспроизведи» (Автор Д. Макклелланд).

В соответствии с результатами диагностического обследования была составлена и реализована коррекционно-развивающая программа.

Цель этой программы состояла в развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у учащихся младшего школьного возраста.

В содержание программы входит 8 занятий. Их длительность 30 – 35 минут. Время, уделяемое на работу – 1 месяц. Частота занятий 2 раза в неделю. Структура каждого занятия традиционная. Занятие состоит из трех частей. В занятия входят упражнения на: успех и определение этапов для достижения успеха; повышение самооценки учащихся; развитие навыков уверенного поведения; формирование основных способов самопознания; развитие коммуникативных навыков учащихся.

После проведения коррекционно-развивающей программы было проведено повторное исследование мотивации учения младших школьников.

Сравнение результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования, позволило выявить следующие изменения:

1.                   По данным, полученных с помощью методики «Изучение направленности на приобретение знаний» было выявлено, что высокую степень выраженности мотивации на приобретение знаний на констатирующем этапе составлял 25%, а на контрольном этапе исследования 56%; среднюю степень мотивации на приобретение знаний на констатирующем этапе составлял 31%, а на контрольном этапе исследования также 31%; низкую степень мотивации на приобретение знаний на констатирующем этапе составлял 44%, а на контрольном этапе исследования 13%.

2.                   С помощью методики «Направленность на отметку» было выявлено, что мотивацию направленную на приобретение знаний на констатирующем этапе составлял 31%, а на контрольном этапе исследования 50%; средний показатель направленности на отметку, больше – на знания на констатирующем этапе составлял 25%, а на контрольном этапе исследования 37%; мотивацию, которая в большей степени выражена направленность на отметку, нежели на знания на констатирующем этапе составлял 44%, а на контрольном этапе исследования 13%.

3.                   Сравнительный анализ результатов об уровне школьной мотивации, полученных с помощью методики «Определения школьной мотивации» показал, что: высокий уровень школьной мотивации, учебной активности на контрольном этапе, в сравнении с констатирующем увеличился с 13% до 31%, хороший уровень школьной мотивации на контрольном этапе, в сравнении с констатирующем увеличился с 14% до 25%, положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью на констатирующем этапе составлял 31%, а на контрольном этапе исследования 13%; низкую мотивацию на контрольном этапе, в сравнении с констатирующем уменьшился с 25% до 19%; негативное отношение к школе, школьная дезадаптация на контрольном этапе, в сравнении с констатирующем уменьшился с 25% до 13%.

4.                   Сравнительный анализ результатов определение направленности мотивации учащихся по методике «Запомни и воспроизведи» показал что: испытуемые склонны к избеганию неудач на констатирующем этапе составлял 44%, а на контрольном этапе исследования 31%; склонны к достижению успеха на констатирующем этапе составлял 12%, а на контрольном этапе исследования 56%; склонны к смешанному типу мотивации на констатирующем этапе составлял 44%, а на контрольном этапе исследования 13%.

Итак, проанализировав и сравнив результаты контрольного и констатирующего этапов эксперимента, можно сделать вывод о положительной динамике по всем измеряемым параметрам.

В целом можно сказать, что проведенная коррекционно-развивающая работа дала положительные результаты, способствующие повышению уровня мотивации учения младших школьников.

Мотивация - важный компонент регуляции любой деятельности человека. Для учащегося, соответственно, необходимо развитие мотивации обучения. Развитие мотивации учебной деятельности - сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов.

Четко определить, как структуру, так и механизм формирования и действия мотивации, а также дать четкое определения терминам мотив и мотивация не удалось до сих пор, но значимость данных аспектов в жизнедеятельности человека признаны ведущими и изучаются разными науками. В настоящее время существует большое количество теорий мотивации. Психология мотивации становится все в большей степени экспериментальной [1, с.18-19].

Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего следует понять мотивы его действий, которые могут быть разными. Педагогу необходимо владеть информацией о мотивации познавательной и социальной, о значимости мотивации ободрения, о способах изучения мотиваций (наблюдение, фиксация, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ успешности учебной деятельности), о способах формирования мотиваций.

Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, исследовательские методики, создание условий для проявления способностей учеников.

Педагогика и психология основной акцент советует делать на формирование внутренней мотивации к учению, где важными аспектами являются познавательный интерес, характер учебной деятельности, словесная оценка, учет субъективных причин отсутствия мотивации, учет собственных качеств педагога [3, с.161-162].

Наука и практика все настойчивее выделяет мотивацию достижений. В мотивации достижения присутствуют две тенденции, собственно достижения и избегания: «надежда на успех» и «боязнь неудачи». Мотивированный на успех, человек стремится к нему и, как правило, много для работает для достижения успеха, а для недостаточно мотивированного человека успех не является таким необходимым, т.е. у него низкий уровень развития мотивации достижения. Для человека, стремящегося к успеху, интерес к решению задачи возрастает после неудачного ее решения. Ориентированные на успех люди, будь то взрослые, дети, школьники, полнее реализуют свои способности и чаще достигают поставленных целей, т.к. более активно учатся на своих ошибках, отказываются от гипотез, как только убедятся в их несостоятельности, и быстрее находят оптимальные решения.

Процесс построения и учебного процесса с использованием различных мотиваций, в том числе и мотивации достижения должны быть продуманы методически и обоснованы научно.

 

Список литературы

 

1.       Дубровина И.В. Практическая психология образования. / И.В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2004. – 78с.

2.       Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте. / И.Ю. Кулагина, С.В. Гани // Психологическая наука и образование. 2011. – №2. – C. 102-109

3.       Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. / Н.П. Локалова – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.

4.       Обухова Л.Ф. Возрастная психология Учебник для вузов / Л.Ф Обухова       – М.: Высшее образование, МГППУ, 2006. – 56c.

 

© В. А. Косова, М. В. Бут-Гусаим, 2018