Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ К ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В свете нового закона об образовании, принятого в нашей стране в декабре 2012 года, инклюзивное образование в России приобретает все более широкое распространение. Как представлено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В связи с этим все образовательные учреждения должны быть готовы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) т. е., детей, имеющих физические или психические недостатки, препятствующие получению ими образования без создания специальных условий. Это означает, что специальные условия теперь должны быть созданы в каждом образовательном учреждении любого вида и уровня [4]. При этом речь идет не только и о материально- технической готовности учреждения, но и о необходимом кадровом обеспечении. В частности, инклюзивное образование можно рассматривать как технологию, построенную на междисциплинарном взаимодействии ряда специалистов (педагогов, психологов, дефектологов, медиков), при этом ключевую, координирующую роль в данном взаимодействии выполняет педагог-психолог инклюзивного образования. Безусловно, данная профессия психолого-педагогического направления является достаточно новой для образовательной практики, но вместе с тем в современных условиях функционирования образовательных организаций назревает большая потребность в таких специалистах. Понимая данную потребность, многие педагогические вузы Российской Федерации в последние годы начали осуществлять подготовку бакалавров по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования». Так, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» осуществляет подготовку по данному профилю с 2013 года, кроме того, с 2012 года реализуется подготовка магистров по магистерской программе «Психология и педагогика инклюзивного образования»[1, с. 31].

В данном контексте большую значимость приобретает проблема формирования профессионального интереса у выпускников к профессии педагога-психолога инклюзивного образования, в частности, еще и потому, что эта деятельность предполагает работу с детьми с ОВЗ, что вносит в нее значительную специфику. Успешное осуществление данной деятельности зависит от информационной готовности специалиста, знания им особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, владения необходимыми психолого-педагогическими технологиями, от наличия спектра личностных качеств, таких, как сострадание и милосердие к людям с ОВЗ, способность понимать их состояние, мотивация на оказание помощи таким людям.

Профессиональный интерес является одним из показателей сформированности готовности к профессиональному самоопределению, под которой понимается интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора и выражающееся в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессионального намерения и стремления. В основе профессионального самоопределения лежит профессиональная направленность личности, включающая в себя, по мнению B.C. Лукиной, отношение к профессии, мотивы выбора, склонности и способности, профессиональные интересы, которые находятся в динамическом единстве друг с другом [3, с. 26].

Основными мотивами, определяющими выбор профессии и влияющими на формирование профессиональной направленности личности, являются семья, ценности, склонности, потребности, интерес и способности. В ряду названных мотивов интерес выступает одним из важнейших, оказывающих влияние на формирование профессиональной направленности. Роль и значение интереса в этом процессе основаны на известных его свойствах: он расширяет и углубляет знания, умения и навыки человека в интересующей его области; активизирует познавательные процессы и творчество личности; обеспечивает эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительным занятиям интересующей человека деятельностью. По мнению С.П. Крягжде, интерес оказывает существенное влияние на профессиональную ориентацию, поэтому целесообразно говорить о профессиональном интересе как сложном личностном образовании, формирующемся под воздействием внешней среды [2, с. 24].

Процесс формирования профессионального интереса у школьников представляет собой «накопление» структурных компонентов с помощью составляющих элементов. Мотивационно-целевой компонент включает положительное отношение к профессии, уверенность в правильном еѐ выборе, удовлетворенность выбором, обоснование выбора профессии, выделение факторов, обусловливающих  этот выбор. Когнитивный (интеллектуальный) компонент наполняется представлением о выбранной профессии, знанием еѐ особенностей. Деятельностно-практический (волевой) компонент включает активность субъекта при познании и выборе профессии.

Формирование профессионального интереса к профессии педагога-психолога инклюзивного образования является одним из ключевых направлений профориентационной работы факультета психологии и дефектологии. Однако анализ опыта профориентационной работы в данном направлении позволяет выявить определенные трудности, осложняющие его качественную реализацию:

–   недостаточное развитие процессов инклюзивного образования в регионе;

–несформированность у выпускников представлений об инклюзивном образовании как таковом, и о специалистах, участвующих в его реализации;

–   отсутствие в образовательных организациях специалистов данной квалификации;

–   определенные психологические барьеры отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в оценке возможности их обучения в общеобразовательном учреждении.

Анализ опыта профориентационной работы позволил выделить наиболее эффективные ее формы, направленные на формирование всех компонентов профессионального интереса к профессии психолога инклюзивного образования у учащихся выпускных классов.

В рамках формирования мотивационно-целевого компонента организуются:

–   беседы с учащимися выпускных классов; проводятся фронтальные беседы (во время выездов и выходов в образовательные учреждения), и индивидуальные (с выпускниками, проявившими первоначальный интерес к получению образования  на  факультете психологии и дефектологии; в  ходе данных  бесед конкретизируется направленность на конкретный профиль психолого-педагогического образования, показываются преимущества профиля Психология и педагогика инклюзивного образования);

–    классные часы с учащимися старших классов; проводятся классные часы, посвященные популяризации профессии педагога-психолога инклюзивного образования: «Педагог-психолог инклюзивного образования – профессия будущего», «Уроки доброты». В частности, хорошо зарекомендовали себя как эффективная форма работы по формированию интереса к профессии педагога-психолога инклюзивного образования и позитивного отношения к лицам с  ОВЗ классные  часы «Уроки доброты». В рамках данного мероприятия с  учащимися обсуждаются проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, вопросы образовательной интеграции и инклюзивного образования детей с ОВЗ, демонстрируется фильм «О любви», рассказывающий о жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, о проблемах, которые они испытывают в быту и в процессе обучения. Фильм вызывает положительные эмоции у большинства учащихся, дети вступают в обсуждение по заявленной тематике, высказывают свое мнение по поводу совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся школьников. Завершается мероприятие активными методами – моделирование практических ситуаций, связанных с общением с лицами с ОВЗ, проведением игр «Слепой и поводырь» и т. п.;

–       Конкурс мини-сочинений и рисунков среди учащихся общеобразовательных школ «Дети с ограниченными возможностями здоровья: право на счастье». Это состязание школьников в выполнении творческих работ, раскрывающих их собственное видение социально значимой проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовании и социокультурной среде. Задачи конкурса: привлечение внимания учащихся старших классов общеобразовательных школ к проблеме интеграции людей с ОВЗ в современном обществе, формирование гуманного отношения к детям с ОВЗ; формирование интереса старшеклассников к профессиям психолого-педагогического направления, в частности, к профессии психолога инклюзивного образования, связанной с оказанием помощи лицам с ОВЗ.

Когнитивный компонент формируется посредством следующих мероприятий:

–   лектории профориентационной тематики; лектории для старшеклассников «Инклюзивное образование в современном мире», «Введение в дефектологию» способствуют сформированию у школьников интереса к профессиям дефектолога и педагога-психолога инклюзивного образования, и обладают значимостью еще и потому, что ни один из школьных предметов не дает представлений о данных сферах научного знания.

–   экскурсии-презентации для школьников с посещением Научно-практического центра «Ресурсный центр интегрированного  образования»,  функционирующего  на  базе  факультета  психологии  и  дефектологии Мордовского педагогического института им. М.Е. Евсевьева, в рамках которых школьники могут познакомиться с приемами практической работы педагога-психолога инклюзивного образования, с материалами и средствами, которые он использует в практической деятельности;

–      проведение Дней открытых дверей факультета психологии и дефектологии; в рамках данного мероприятия, традиционно проводимого два раза в год, организуется встреча выпускников с деканом факультета, ведущими доцентами кафедр факультета, которые раскрывают особенности получения профессионального образования на факультете, специфику профессиональной деятельности специалистов психолого- педагогического направления.

–    профориентационные мероприятия для учащихся старших классов общеобразовательных школ на базе факультета психологии и дефектологии. К подобного рода мероприятиям относится профориентационное мероприятие «Успешное завтра начинается сегодня!», посвященное Дню психолога и международному Дню логопеда, в рамках которого проводятся психологические тренинги профориентационной направленности «Выбор будущей профессии», тестирование профориентационной направленности «Определение профессиональных склонностей», логопедический мастер-класс, мастер-класс на базе Научно-практического центра «Ресурсный центр интегрированного образования». Данное мероприятие позволяет не только раскрыть школьникам их профессиональные склонности, но продемонстрировать конкретные приемы работы педагога- психолога.

Реализация деятельностно-практического компонента представлена проведением занятий профильного кружка «Школа дефектолога» на базе МОУ «Лицей №  31» г. Саранска. В рамках занятий кружка рассматриваются темы, направленные на формирование представлений о группе лиц с ОВЗ, позитивного отношения к ним у учащихся, возможностях инклюзивного образования, содержании деятельности специалистов, участвующих в его реализации.

Процесс формирования профессиональной направленности личности связан с развитием и активацией системы интересов учащихся к определенной области профессионального знания. Задача формирования профессионального интереса к профессии педагога-психолога инклюзивного образования у выпускников образовательных учреждений может быть решена посредством реализации комплекса специально организованных профориентационных мероприятий.

 

Список литературы

1.      Абрамова И.В., Пушкова И.Е. Подготовка специалистов инклюзивного образования     // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 1 (5). С. 30–33.

2.      Крягжде С. П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 23–30.

3.      Лукина В. С. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии. 2004. № 5. С.25–32.

4.      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http: минобнауки.рф/документы/2974.