Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА АФК В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УЧЕБНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Адаптивная физическая культура – самостоятельная дисциплина государственного образовательного стандарта и представляет собой важнейший раздел профессионально-педагогической подготовки специалистов. Сложность методики дисциплины состоит в том, что она является многопрофильной и изучает нозологические группы индивидов, отнесенных к категориям - «ограниченные возможности здоровья» и «отклонения в состоянии здоровья». В связи с многообразием нозологических групп, их широкого возрастного диапазона, начальным этапом реализации адаптивной физической культуры выбраны дошкольный и школьный возраст – как наиболее пластичный для воспитания и развития, связанный с образованием, становлением личности, формированием осознанного отношения к своему здоровью.

Двигательные, психические, сенсорные нарушения имеют разные причины, степень поражения, сопутствующие заболевания, вторичные отклонения, разный уровень сохраненных функций, это ограничивает двигательную активность детей с ОВЗ и требует индивидуально-дифференцированного подхода при выборе средств и методов при постановке и решении коррекционных, компенсаторных, профилактических задач, сопряженных с процессом обучения, воспитания физического и психического развития.

Такая многогранность информации, необходимой для специалиста АФК, объединяет в себе три крупных области знаний – физическую культуру, медицину, специальную (коррекционную) педагогику и требует разносторонней теоретической подготовки по следующим дисциплинам – анатомии, физиологии, биомеханике, теории и методике физической культуры, педагогики и психологии, общей патологии, врачебного контроля и т.д.

Дисциплина «Адаптивная физическая культура» содержит в себе и интегрирует четыре профиля основной деятельности: адаптивное физическое воспитание предназначено для формирования базовых основ физкультурного образования; физическая реабилитация – для лечения, восстановления и компенсации утраченных способностей средствами ЛФК; адаптивный спорт – для совершенствования и реализации физических и эмоционально-волевых способностей; адаптивная двигательная реакция – для здорового досуга и активного отдыха.

В педагогике существует несколько моделей инклюзивного образовательного процесса, позволяющих в определенной мере реализовать структурные направления, включенные в систему, однако не каждая модель позволяет использование в комплексе несколько профильных направлений, входящих в адаптивное физическое воспитание. Наиболее перспективной моделью инклюзии является - смешанная, с формированием коррекционных классов по нозологическим группам, индивидуальным обучением, домашним обучением и обучением с инклюзией в обычном классе на основании нормативных документов. Ряд специалистов – учёных, производивших экспериментальные исследования выявили высокую эффективность данной модели, в то же время абсолютно неприемлемой оказалась модель инклюзивного образования с применением тотального пересаживания детей нозологических групп с ЗПР и УО в обычные общеобразовательные классы. Указанная модель создана с целью экономии денежных средств и последующим пагубным воздействием на обучающихся с полноценным интеллектуальным развитием, выраженным в снижении качественных показателей обучения, в том числе невозможностью реализовать потребности обучающихся в необходимых средствах адаптивного физического воспитания, что противоречит принципам и этике дисциплины.

Адаптивное физическое воспитание реализуется в отношении обучающихся с ОВЗ отнесенным к следующим нозологическим группам – задержка психического развития; умственная отсталость; расстройство аутистического спектра; речевые нарушения; депривация зрения и слуха, нарушения ОДА. Основной формой организованных занятий является - урочная по адаптированным программам:

-   уроки физической культуры образовательной направленности – для формирования специальных знаний и обучения двигательным умениям и навыкам;

-      уроки коррекционно-развивающей направленности, служащие для развития и коррекции двигательных качеств и координационных способностей, коррекции двигательных нарушений, сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;

-   уроки оздоровительной направленности – для коррекции и профилактики осанки, плоскостопия, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательных систем.

Такое деление занятий указывает на преимущественную направленность урока, однако, как правило, наиболее типичными для детей с ОВЗ являются комплексные уроки.

Физическая реабилитация, как профильное направление реализуется в форме малогрупповых и индивидуальных занятий по лечению на основе специальных физических упражнений школьников отнесённых к СМГ и коррекции двигательных расстройств у детей с ДЦП. Занятия планируются в зависимости от клинических проявлений заболевания. Основными показателями эффективности занятий является сформированное или скорректированное двигательное действие, в том числе переход учащегося из СМГ в подготовительную группу.

Для восстановления школьников отнесённых к СМГ и ОВЗ предусматривается использование индивидуального подхода в дозировании и интенсивности физических нагрузок на основании клинических проявлений заболевания и адаптационного потенциала ребенка, разрабатывается индивидуальный план восстановительного лечения комплексного характера с подбором доступных средств.

В начале и по окончанию учебного года у детей рассматриваемого контингента необходимо выявлять констатирующие и контрольные медицинские показатели, сформированность двигательных навыков, коррекции и лечения двигательных расстройств, вторичных отклонений. На основании изложенного предполагается, что в условиях средней общеобразовательной школы существует возможность производить коррекционно-реабилитационную деятельность средствами лечебной физической культуры доступного традиционного и нетрадиционного характера, произвести снижение судорожных явлений, повысить функцию опорно-двигательного аппарата, постепенно приближая ее клиническую оценку к норме.

Направление «адаптивная двигательная рекреация» рекомендуется реализовать в условиях инклюзивной образовательной организации в форме оздоровительного плавания в рамках ФГОС во время внеурочной деятельности. Задачи оздоровительного направления – коррекция и снижение гиперактивности у обучающихся всех видов нозологических групп.

Гиперактивность – одно из самых распространенных поведенческих расстройств у указанного контингента детей, которые своим поведением, связанным с расторможенностью возбуждают класс, тем самым затрудняя проведение занятий. Физические упражнения в форме оздоровительного плавания для гиперактивного ребенка становятся не только условием общего развития, но также являются одним из основных средств устранения двигательных нарушений и релаксации. В занятия включаются: «сухое плавание» (20 минут) с элементами специальных и подводящих упражнений, и упражнения на воде (40 минут), подвижные игры на воде с мячами и надувными предметами. Указанные упражнения положительно эффективно влияют на нервную систему ребенка, успокаивают и снимают раздражение по окончанию занятий т.к. механизм улучшения самочувствия связан с усиленной продукцией при длительной мышечной активности особых веществ – эндорфинов, которые благотворно влияют на психическое состояние ребенка.

Выводы. Многосложность представленного педагогического процесса в области АФК приводит к необходимости его систематизации, упорядочении и научном обосновании с точки зрения экспериментального доказательства при выборе модели инклюзивного образования с включением необходимых направлений и форм. Для реализации указанных задач существует первоочередная проблема – подбор компетентных специалистов и их подготовка в профильных учебных заведениях. Другой проблемой является то состояние дел, что сегодня ни наше Министерство образования и науки РФ, ни учебные учреждения, не готовы к приему таких специалистов в штат общеобразовательных организаций для работы с детьми отнесёнными к категории «ограниченные возможности здоровья» и «отклонения в состоянии здоровья» (СМГ). Подтверждением тому может служить отсутствие законодательной и организационной основы для трудоустройства специалистов нового поколения.