Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Одной из форм функционирования физической культуры в обществе является физическое воспитание. Различные подходы к физическому воспитанию детей у различных народов формируются под влиянием природно-исторического пространства, религии и народного искусства, видов трудовой деятельности, социальной среды и других факторов.

В целом, отношение человека к сущности того или иного явления, его непосредственное отражение в чувственном восприятии всегда носит субъективный характер, поэтому формирование физической культуры личности зависит от многих внешних и внутренних факторов. Уровень её сформированности определяется тем, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Среди школьников показателями этого отношения являются знания и мнения об уроках физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности в целом, оценка их значения, удовлетворенность содержанием и организацией, те эмоции и переживания, которые они вызывают [1].

В работе не рассматриваются мотивационно-потребностная составляющая личности и совокупная характеристика её структуры. Элементы физической культуры личности тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга. Но направленность личности формируется под влиянием различных многих факторов. В работе сделана попытка их систематизации.

1.      Пространственно-временной фактор. Место явления в последовательности происходящих событий могут сказаться на восприятии действительности и отношении к этому явлению. Примером может служить повышение интереса к физической культуре на фоне происходящих в мире событий в сфере спорта: Олимпийские игры, чемпионаты мира по видам спорта и другие крупные и зрелищные спортивные мероприятия. Это также может совпасть с периодом формирования у личности сознательного отношения к своему здоровью, и в данном случае будут вырабатываться устойчивые положительные мотивы к занятиям физической культурой и спортом. Или наоборот, в последнее время стало ясно, что спорт привлекает внимание своей незащищённостью и возможностью раскрутить скандал при минимальных затратах. Последние скандалы на международной спортивной арене вызывают у населения неоднозначные чувства.

Географическое расположение места проживания человека может иметь свои отличительные особенности (этнические, природные, погодные), которые могут повлиять на направленность личности. В сельской местности, например, физическая культура имеет прикладное значение в силу особенностей быта (передвижение зимой на лыжах, развитие силы мышц рук, ног и туловища необходимы для ведения домашнего хозяйства и т.д.).

2.    Психосоциальный фактор. Ментальность народа или группы людей тем или иным образом оказывает влияет на мировоззрение отдельного человека. Примером может служить коллектив, практикующий ежедневные физкультурные мероприятия в режиме дня или еженедельные спортивные мероприятия (оздоровительный бег, ходьба на лыжах, плавание или занятия аэробикой). Находясь в таком коллективе, у человека формируются соответствующие установки и интересы.

Большое значение имеет личностное самоопределение человека в социокультурных отношениях. Например, если индивид находился (или находится) под влиянием «афизкультурного» социума, то есть, в обществе людей, находящимся в состоянии сознательной некомпетентности в вопросах физической культуры, или под влиянием «антифизкультурного» общества, то есть в обществе людей, находящимся в состоянии сознательной компетентности, то физическая культура у него не будет сформирована в полной мере. В первом случае человек не сможет самостоятельно определить своё отношение к физической культуре и определить её роль в своей жизни. Это связано с недостаточностью информации для данного человека. Во втором случае позиция общества в отношениях к физической культуре ясно определена, но она не вписывается в жизненные цели. И под влиянием этих людей у личности формируется безразличное или даже негативное отношение к физической культуре [4].

Кроме того, даже одна фраза может сформировать устойчивую позицию человека. Например, всё многообразие воспитательных факторов может дать меньшие результаты, чем однократное вербальное воздействие   человека,   пользующегося   заслуженным   авторитетом    у   воспитуемого.   Например, эмоциональные и чётко аргументированные фактами фразы, которые можно назвать «ключевыми». В данном случае термин вполне употребим, логически его применение можно объяснить двумя причинами: во-первых, потому что удалось «подобрать ключ» к внутреннему миру ребёнка, во-вторых, потому что подобранные слова могут сыграть ключевую роль в формировании личности. Известно, что при любом способе вербального воздействия всегда присутствуют невербальные элементы. В данном случае субъект влияния и будет являться подобным невербальным элементом, и продуктивность применения «ключевой» фразы будет находится в прямой зависимости от непротиворечивости, логичности и аргументированности её элементов.

3.     Психоэмоциональный фактор. Эмоции мотивируют, организуют и направляют восприятие, мышление и действия человека. Касательно физической культуры, психоэмоциональный фактор проявляется в стремлении человека удовлетворить потребность в получении положительных эмоций, так как занятия спортом и спортивные соревнования отличаются эмоциональной насыщенностью, наличием большого разнообразия эмоциональных состояний. Отрицательные эмоции, связанные с травмой, материальными отношениями, низким качеством преподавания, связанным со слабым уровнем профессиональной подготовки педагогов, могут служить причиной негативного отношения к физической культуре. И хотя учитель физической культуры обязательно должен строить планирование своей работы на основе собственного спортивного опыта [2], но недостаточное самообразование, нарушение педагогического такта, халатное отношение к профессиональной деятельности непременно скажутся на понижении интереса к урокам физической культуры в школе. Важнейшим стимулирующим фактором является характер общения с занимающимися, содержание и форма учебных заданий, которые стимулируют их личностную, интеллектуальную и физическую активность, поддерживают и направляют их деятельность без излишнего фиксирования ошибок, промахов, неудачных действий. Тем самым будет осуществляться не только учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся, но и формирование, дальнейшее развитие их психики, познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик и т.д. [3].

4.   Психологический фактор. Совокупность психических процессов обусловливают определённый вид деятельности человека и его отношение к действительности. Поэтому на отношение личности к физической культуре могут влиять особенности психических процессов, такие как ощущения, эмоции, мышление, чувства, восприятие, а также черты характера, творческие задатки, качества личности. Формировать некоторые особенности можно с помощью обучения и воспитания.

5.   Биопсихический фактор. Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства личности входят в подструктуру личности и также влияют на направленность личности. Что касается такого явления, как физическая культура, то, например, вряд ли найдётся ребёнок, который не любил бы физическую культуру. Здесь возрастная особенность является одной из главных определяющих положительного отношения к этому явлению. Но не менее важны и остальные биопсихические свойства личности. Например, в период полового созревания, когда отмечается некоторое снижение функциональных возможностей в силу особенностей развития организма у многих подростков, особенно у девушек, наблюдается резкое снижение интереса к занятиям физической культурой. У девушек появляются некоторые симптомы, связанные с несоответствием роста сердца и кровеносных сосудов, такие, как головокружение, неприятные ощущения в области сердца, слабость. У них формируется сверхценное отношение к здоровью (жизнь для здоровья, а не здоровье для жизни). Эту установку нельзя назвать бережным и сознательным отношением к здоровью, обеспечивающему полноценную жизнь и гармоничное развитие человека.

6.   Психофизический фактор. Несомненна взаимосвязь физиологических процессов и психических явлений в жизнедеятельности человека. Все ранее перечисленные факторы имеют отношение к формированию как положительного, так и отрицательного отношения к физической культуре. Но этот ряд, в силу психомоторной и физиологической специфики занятий физической культурой, необходимо дополнить именно данным фактором.

Занимаясь физическими упражнениями, человек должен испытывать удовольствие, наслаждение от движений. Нельзя игнорировать факт, что в списке наслаждений, доступных человеку, наряду с интеллектуальным и эстетическим, наслаждения от занятий физическими упражнениями занимают далеко не последнее место. Однако удовольствия от движений являются всё-таки специфическими – то есть они существенны не для всех, а лишь для тех, кто имеет к тому склонность. Впрочем, так же, например, необходимо обладать хотя бы минимальным музыкальным слухом, чтобы иметь возможность наслаждаться музыкой, не быть дальтоником, чтобы наслаждаться красками.

Получение удовольствия от занятий физическими упражнениями может быть весьма сильным, просто оно действительно лишь для определённой категории людей. Нужно обладать, по крайней мере, нормально развитой мышечной системой, оптимальной физической подготовленностью и определённым уровнем здоровья, чтобы наслаждаться занятиями спортом. Поэтому человеку, не обладающим первым и вторым качествами, невозможно получать удовольствие от занятий спортом. Для этого от него потребуется проявление морально-волевых качеств (воли, упорства или настойчивости, выдержки и самодисциплины, целеустремлённости и решительности, самостоятельности и инициативности). Многим людям трудно добиться желаемого результата, поэтому у них может сформироваться отрицательное отношение к физической культуре. Гораздо проще сказать, что это тебе не нужно, искать причины, оправдывающие себя, чем проявить характер.

Таким образом, можно сделать вывод, что факторы, влияющие на отношение человека к физической культуре (которые условно можно разделить на внешние и внутренние) представляют собой комплекс физических, психических и социальных компонентов.

 

Список литературы

 

1. Водолагина И.Ю. Основные ценности школьников в области физического воспитания/ Инновационные технологии в физическом   воспитании,   спорте и физической реабилитации. Материалы I Международной научно-практической (очно-заочной) конференции. 2015. С. 6.

2. Милёхин А.В. Методические основы ведения спортивного дневника: учебно-метод. пособие/А.В. Милёхин, О.В. Ларина. Саратов: Изд-во «Наука», 2011. 74 С.

3.      Мулдашев Р.М., Векслер В.А., Мулдашева С.В. Особенности личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей/ Электронный научно- методический журнал Омского ГАУ. 2017. № 2 (9). С. 29.

4.    Шитов Д.Г. Социальная среда как воспитательный фактор в сфере физической культуры/ Формирование физической культуры и культуры здоровья учащихся в условиях модернизации образования сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета. 2017. С. 158.