07 февраля 2016г.
Использование шахмат, как игровой формы учебной деятельности, в образовательном процессе отмечается в ряде публикаций российских и зарубежных шахматных педагогов и тренеров [1,2,3].Министерство образования России и региональные департаменты образования совместно с Шахматной федерацией страны на протяжении последних 20 лет активно работают в направлении внедрения шахмат в образовательный процесс. В связи с этим появился даже термин «шахматное образование». Известные шахматисты страны надеются, что в ближайшее время уроки игры в шахматы в качестве факультатива могут стать составной частью образовательных программ.
Многолетний опыт подтверждает, что увлеченные шахматами молодые люди, как правило, учатся успешнее своих однокурсников. Эта связь заметно наблюдается в успеваемости не только по точным, но и гуманитарным наукам. Шахматы способствуют развитию личности человека, росту его общего кругозора, активизируют его участие в общественной жизни коллектива.
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы ориентирует преподавателей на поиск действенных методов формирования творческих качеств личности обучаемого. И одним из эффективных средств педагогической деятельности может стать игра в шахматы. Систематические занятия шахматами способствуют развитию у обучаемых познавательной активности, самостоятельности, способности принимать оптимальные решения в самых различных, иногда экстремальных, ситуациях. Для этого требуется развитие повышенного внимания, хорошей памяти, избирательности в оценке разнообразных факторов, высокой ответственности, культуры и дисциплины мыслительной деятельности. Вклад шахмат во всестороннее развитие человека отмечается независимо от возраста, профессии, шахматной квалификации. Поэтому-то в ФИДЕ и организована специальная комиссия, занимающаяся многоплановыми проблемами образовательных шахмат. Шахматы могут выполнять роль своеобразной модели для апробации эффективности различных психолого-педагогических концепций.
Авторами работы предпринята попытка изучить возможности использования шахмат, как интеллектуальной игры, для совершенствования физической и профессиональной подготовки курсантов в вузах Министерства внутренних дел Российской Федерации. В списке профессионально значимых компетенций будущих специалистов силовых структур особое значение занимают такие качества как умение аналитически мыслить, моделировать собственные и предполагаемые ситуации, принимать оптимальные решения в условиях ограниченного времени.
На современном этапе развития специального образования в системе МВД России проявляются противоречия между требованиями, предъявляемыми к личностно-деловым качествам и фактическим уровнем готовности выпускников к осуществлению профессиональной деятельности.
К условиям, влияющим на эффективное формирование профессиональных качеств специалистов, относится коллективная, творческая по характеру деятельность курсантов в процессе обучения. У курсантов вузов МВД России, к сожалению, наблюдается недостаточное развитие творческой активности, способности к прогнозированию. Содержание и способы организации образовательного процесса не позволяют курсантам в полной мере реализовать творческие способности, интеллектуальный потенциал, что отрицательно влияет на профессиональное становление. Система подготовки кадров не ориентирована на формирование творческого профессионального мышления, являющегося важным компонентом личности современного специалиста.
В процессе вузовского обучения у курсантов не формируется, в достаточной степени, общий уровень культуры, готовность к творчеству, принятию нестандартных решений.
Сложившееся положение обуславливает необходимость разработки новых подходов к совершенствованию подготовки специалистов МВД России. Одним из путей решения проблемы развития творческих качеств у курсантов является включение в учебный процесс специального этапа адаптации обучаемых к восприятию творческих ситуаций. Таким этапом образовательной деятельности, по мнению авторов, может быть обязательное включение в образовательные программы факультативных занятий по шахматам.
Известны примеры учебных программ для подготовки студентов педагогических вузов с использованием шахматной игры. Автором [3] предлагается система модулей шахматной игровой деятельности в виде специальных задач, этюдов, упражнений. При выполнении общих упражнений проявляется целый комплекс интеллектуальных функций и способностей.
По нашему мнению, методики, предлагаемые различными авторами ранее, не учитывали возможности взаимного дополнения интеллектуальных и физических функций шахматной игровой деятельности для совершенствования профессиональных качеств обучаемых. Следует отметить, что физическая составляющая в процессе шахматной игры вообще ранее отсутствовала.
Основная цель нашего исследования заключается не в усовершенствовании теории и практики шахмат, как науки, а в попытке использования шахматной культуры для развития профессиональных качеств специалистов силовых структур Российской Федерации путем сочетания умственных и физических нагрузок при особых условиях проведения шахматной игры.
Для создания особых условий проведения шахматной игры авторы разработали методику организации и проведения динамичных шахмат.
Динамичные шахматы, по мнению авторов, отличаются не только увеличенными размерами шахматной доски и фигур, значительным весом шахматных фигур, но и правилами проведения шахматного турнира. При этом сделана попытка решать несколько задач.
1. Использование шахматной доски увеличенного размера (например, 4 на 4 метра) и шахматных фигур значительного веса (от 10 до 20 кг) должно способствовать физическому развитию игроков.
2. Присутствие постоянной физической нагрузки во время шахматной игры должно способствовать развитию интеллектуальных качеств у курсантов.
3. Правила разработанных динамичных шахмат предполагают участие не двух игроков, а двух команд, например, численностью по 3-4 человека с каждой стороны. Такие условия коллективной игры могут способствовать развитию чувства ответственности и дисциплинированности за конечный результат.
При поддержке Администрации г.Иркутска в рамках конкурса «Аллея инноваций» закрытое акционерное общество «Старт Плюс» выпустило опытный образец фигур «Динамичные шахматы», весовые характеристики которых варьируются в пределах 10-20 кг. Изготовление фигур и шахматного поля осуществляли с использованием отечественных полиэфирных смол и материалов, обращающихся в производственной сфере Иркутской области. В целом «импорт замещение» может достигать более 95%, а использование местных отходов производства кремния снижает себестоимость и улучшает потребительские свойства изделия. По мнению авторов, к техническим преимуществам покрытия из «жидкого камня» можно отнести устойчивость к большим перепадам температур и ударным нагрузкам, воздействию влаги и истиранию, легкость применения в производстве, возможность окрашивания.
Динамичные шахматы это образовательная и интерактивная площадка на свежем воздухе, представляющая интерес, как для игроков, так и для большого количества зрителей. Укрупненный формат уличных шахмат превращает их в командную, а значит массовую игру. Также стоит отметить, что подобный проект является уникальным и инновационным решением для образовательной сферы системы МВД России.
Предлагаемый проект «Динамичные шахматы» был апробирован в рамках IV Байкальской венчурной ярмарки, в конкурсе «Изобретатель XXI века» Всероссийского фестиваля науки в направлении «Лучший инновационный проект». Также авторы в октябре 2014 года организовали и провели презентацию нового направления игры в шахматы на центральной площади г.Иркутска. Реализацию проекта «Динамичные шахматы» прокомментировали в видеосюжетах корреспонденты местных и центральных телеканалов, в частности, интерес проявила телекомпания «Россия 1».
Научное наблюдение за проведением динамичных шахмат позволяет сделать определенные выводы. Данная командная игра, помимо шахматного состязания, сочетает в себе быстрые передвижения по большому игровому полю, перемещения тяжелых фигур и коллективное творчество при поиске оптимального хода. Ограниченность во времени придает игре экстремальный характер и зрелищность.
Авторы проекта «Динамичные шахматы» уверены, что для современного сотрудника полиции важна не только физическая, но и интеллектуальная, психологическая подготовка. Это интересная коллективная игра с элементами принятия индивидуального решения, сочетает интеллектуальные усилия с физическими нагрузками. Именно использование шахматной игровой деятельности в формате «Динамичные шахматы» является принципиальным отличием в предлагаемой методике подготовки специалистов образовательной системы МВД России.
Список литературы
1. "64 - Шахматное обозрение", 1986, №21, с.10-11.
2. http://forum.rbn.ru/news.html?nws_id=274, 25 июля 2003.
3. Кравченко В.И.Автореферат. Формирование профессионально значимых качеств у студентов педагогического вуза в процессе шахматной игровой деятельности, 2004.