Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАВНИННЫЕ ЛЫЖИ КАК ФАКТОР ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Авторы:
Город:
Салават
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Сегодня на различных уровнях государственной власти разных развитых и развивающихся стран предпринимается много усилий для повышения качества жизни населения, развития здорового образа жизни подрастающего поколения, оздоровления нации, смены приоритетов и кумиров растущей молодежи.

Без здорового молодого поколения у нации и государств нет будущего.

Важное значение для обеспечения здоровья нации отводиться поддержанию и развитию высокой двигательной активности населения, причем в различных государствах имеются специфические свойственные той или иной культуре физические занятия (упражнения) и виды спорта. Это определяется культурными традициями, надлежащим состоянием материально-технической базы и общего социально-экономического уровня в стране, и даже природно-климатическими условиями территории.

В России свои уникальные территориально-климатические условия: из всех стран мира именно на РФ приходиться устойчивый зимний период со стабильным снежным покровом (от 4 до 8 мес. в году), что способствует развитию зимних видов спорта.

Среди  зимних  видов  спортивно-физкультурных  занятий  именно  лыжи  приобрели  наибольшую популярность в населения. Причем из всего их многообразия (горные, для сноуборда и фристайла, для прыжков с трамплина, беговых  и гоночных)  наибольшую популярность приобрели лыжи равнинной конструкции. Это объясняется следующим: безопасность, доступность, сравнительная легкость подготовки инвентаря и удобство перемещения с ним, подготовленность спортивных трасс практически в каждом городе России, что обеспечивает доступность для людей разного возраста и физической подготовки, а также дает максимальный оздоровляющий эффект.

В целом именно занятие равными лыжами позволяет развить выносливость, которая является индикатором функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, является количественным критерием уровня здоровья, устойчивости к заболеваниям, индикатором степени старения. Всемирно известный американский доктор Кеннет Купер на первое место по ценности для здоровья ставит занятия равнинными лыжами, на второе - плавание и на третью позицию выводит бег (Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.).

Для обеспечения максимального результата при занятии лыжами необходимо обеспечить комплексный методический и системный подход. Причем для разных возрастов он различен.

Начиная с дошкольного возраста – уже с 2-3 лет – можно знакомить и приучать ребенка к лыжным прогулкам, поскольку уже в этом раннем возрасте малыши достаточно уверенно ходят и сохраняют равновесие. начинать необходимо не со скольжения, а с обучения обычной ходьбы без палок, а палки использовать исключительно для поддержания равновесия. В процессе обучения необходимо помогать малышу, не придираться к прямым ногам, помогать ему двигаться держать за палку взрослого. На первых занятиях необходимо не только продемонстрировать возможность ходьбы на лыжах, но и управления ими: переносить вес с ноги на ногу, приседать, делать махи носками лыж в стороны, переставлять лыжи из стороны в сторону, попробовать выполнить прыжки с ноги на ногу. Использование игровых элементов повысит интерес к лыжам и вызовет длительные положительные эмоции.

В старшем дошкольном возрасте уже доступны многие коньковые ходы, продолжает развиваться техника скольжения, начинается обучение спускам. В начале обучения взрослые располагают малыша перед своими лыжами и при спуске слегка поддерживают под мышками сзади. Для преодоления крутых подъемов используется лесенка.

Также необходимо обучить технике безопасного падения: на бок с удержанием палок штырьками назад или на спину с поднятием ног вверх.

Итак, по мере взросления происходит постепенное освоение и других лыжных ходов, способов подъемов, спусков, поворотов, торможений, преодоления неровностей.

По мере взросления ребенка,  уже в школьном возрасте, обучение лыжам продолжается. Данный вид спортивной деятельности включен в базовую программу спортивной подготовки школьника с 1-го по 11 класс, а уроки проводят после зимних каникул.

При обучение школьников младших и средних классов используют игры с сюжетом. Применение игр значительно повышает эмоциональность и интерес школьников, увеличивает их двигательную активность и моторную плотность урока, тормозит развитие утомления, прогрессирующего при длительном передвижении на лыжах, особенно по равнинной местности. (Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР. М.: Издательство: Советский спорт, 2005 г. – 72 с.)

Так, для совершенствования лыжного хода используют игры-эстафеты, применяя в них различные правила: ход с палками и без палок, с учетом количества отталкиваний ногами или руками (надо совершить минимум отталкиваний на определенной дистанции). Также можно учитывать длину проката после разгона без дополнительных отталкиваний. Для совершенствования техники спусков используют установку и сбор флажков, спуск шеренгами по 3-4 чел., скоростной спуск и медленный спуск.

На уроках лыжной подготовки учащиеся овладевают также теоретическими знаниями и профессиональными умениями/навыками по выбору, подготовке и уходу за лыжным инвентарем, требованиями к одежде лыжника, правилами безопасности.

Программой предусмотрена взаимосвязь уроков по лыжной подготовке с внеклассной и внешкольной работой с использованием лыж. Оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, соревнования, прогулки, походы, экскурсии на лыжах включаются в регулярно проводимые в школах Дни здоровья, физкультурные праздники. Главная задача таких мероприятий – пропаганда здорового образа жизни, приобщение возможно большего числа учащихся к занятиям и увлеченности лыжами.

Следующая возрастная группа – 17 – 25 лет: как правило, учащиеся институтов, служащие. В данном возрасте на базе средне-специальных и высших учебных заведениях продолжает совершенствоваться лыжная техника, согласно специального образовательного стандарта. на данном этапе происходит закрепление полученной за предыдущие годы техники, а также развитие новых способностей и навыков (Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжный спорт. М.: Издательство «Физическая культура», 2005. – 320 с.).

Следующий период – после 25 лет. Лыжники-любители стараются свободное время проводить именно на лыжных трассах. Однако, в старшем возрасте необходимо уже дозировать физические нагрузки, применять специальную технику разогрева суставов, особенно после 40-45 лет как правило, и в силу профессиональной деятельности, и в силу возраста.

С оздоровительной целью нужно около 7-10 мин. выполнять комплекс упражнений, чтобы подготовить организм к последующей нагрузке. Умеренной считается нагрузка 140-150 ударов/мин., а занятие на лыжах – от 1 до 2 часов. Для поддержания хорошей физической формы в возрасте от 30 лет, занятия на равнинных лыжах должны проходить не менее 2-3 раз в неделю.

Таким образом, на федеральном, региональном и местном уровнях занятию равнинными лыжами должно уделяться большое значение, поскольку они являются фактором оздоровительной физической культуры всех без исключения жителей РФ, доступны, популярны, не требуют много времени на подготовку, безопасны.

К тому  же, постоянные физические нагрузки, полученные на свежем воздухе, при  занятии лыжами, являются мощнейшим сдерживающим фактором возрастных изменений в организме, но и помогают предотвращать многие болезни, обеспечивают высокий эмоциональный тонус.

 

Список литературы

1.      Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр«Академия», 2000. - 368 с.

2.      Лыжные гонки. Справочник / Составитель Г. П. Марков. — М.: «Физкультура и спорт», 1985. — 336 с.

3.      Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР. М.: Издательство: Советский спорт, 2005 г. – 72 с.

4.      Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжный спорт. М.: Издательство «Физическая культура», 2005. – 320 с.