Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ БИБЛИИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2019г.

В статье рассматривается проблема становления ученика как духовно-нравственной личности. Для достижения данной цели автор рекомендует использовать работу с тексами Священного Писания, опираясь на жизненный опыт старшеклассников.

Ключевые слова: Нравственное воспитание старшеклассников, Священное Писание, Библия, Христианство, анализ библейских текстов, пословицы и крылатые выражения.

На фоне современных глобальных проблем, таких как угрозы международной безопасности, рост национальных и межрелигиозных конфликтов, загрязнения окружающей среды и снижения разнообразия природы, важное значение приобретает человеческий фактор. Нравственное развитие человеческой личности сегодня катастрофически отстает от создаваемых людьми изначально для своего блага, но, как показывает время, во многом деструктивных процессов технологического развития. Культура самоуправления человеческого общества определяется цивилизованностью его субъекта — человека. И в центре этой проблемы стоит вопрос о качестве нравственного сознания каждого отдельного человека.

Образование само по себе не гарантирует высокого уровня нравственного воспитания. Нравственное воспитание — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [4, с. 231].

Решение нравственных конфликтов — вечная проблема и личности, и общества. Во все времена источником развития  нравственного сознания  является  сбор, сохранение, передача и принятие людьми опыта их общественной жизни. Следующим после семьи традиционным центром решения этих задач человечества является школа.

В последние два десятилетия, вследствие резкого ухудшения социально-психологической ситуации в России и спада школьной воспитательной работы, отстраненности от неё многих учителей, вопросы духовно-нравственной составляющей образования поднимаются всё более активно. Российский федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее – ФГОС) [5], регламентируя содержание образовательных программ образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию ставит цели и задачи духовно-нравственного развития, воспитания, социализации обучающихся.

Сегодня преподавательская среда остаётся одним из главных сообществ, где систематически обсуждаются вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей. [6]. Школьные учителя поддерживают процесс морального воспитания, содействуют его продолжению вне школы, в том числе и в семье, ищут пути его модернизации.

Изменяющиеся условия жизни требуют и новых подходов к организации, психологическому и методологическому обоснованию процесса нравственного воспитания учащихся и разработки содержания соответствующих учебных дисциплин. Один из основных педагогических приемов — вдохновение и воспитание жизненными примерами, как положительными, так и отрицательными, в противовес занудному «чтению морали». Вовлечение ученика в анализ этих примеров и адаптации их, таким образом, к его собственной жизненной ситуации. Ведь не зря древние говорили, что глупый учится на своих ошибках, а умный на чужих. Обратимся к графику, отражающему особенности становления нравственных качеств личности у современной молодежи (см. рис.1.) [1].





Как мы видим, старшеклассники подвержены негативному влиянию окружающей среды и средств информации. При этом детям трудно отличить «хорошее» от «плохого». Зачастую негативное возводится в культ положительного и для многих школьников в подростковый период эпиграфом к их жизни становится лозунг «Не учите меня жить!». Так как же избежать этого «нравственного провала»? Как научить жить не «уча жить»? И вот тут педагогические принципы. Ученику не нужно читать мораль, его нужно пригласить к совместному размышлению над реальным жизненным сюжетом, преподнесённом в виде увлекательного рассказа. Если говорить глубже о духовной составляющей педагогического процесса воспитания личности, то нельзя игнорировать опыт более древней традиции, изложенной в основном культурообразующем тексте для славянских народов, христианского текста Священного Писания — Библии. А ведь именно в этой книге наиболее широко используются жизненные сюжеты как педагогический инструмент процесса воспитания человека.

Христианство — одна из мировых религий. Она возникла в I в. и задала общее направление системе духовных ценностей и этических норм целому ряду локальных цивилизаций и культур, как западного мира, так и славянского. Христианство стало одним из источников духовных сил преодоления состояния кризиса античной, греко-римской цивилизации. Нравственное падение, распространение зла, насилия, преступлений, несправедливости, заставляли людей искать средства спасения от грозящей гибели общества. Христианство указало путь выхода из состояния духовного, морального упадка. Оно дало шанс на духовное возрождение значительной части человеческого рода, и сообщило мощный импульс духовной жизни ряда отдельных народов.

Многие исследователи связывают цивилизационный процесс на Руси с заменой языческих представлений христианским мировоззрением. А.Ф. Замалеев, рассуждая о развитии русской философской мысли, отмечает: «первые опыты русской философии восходят к древнекиевской эпохе и связаны с христианизацией Руси. Философия не могла ещё зародиться в недрах славянского язычества» [2, с.8]. Один из важных признаков цивилизационных процессов в обществе — возникновение письменности — напрямую связан с христианизацией Руси. Еще за столетие до традиционной даты крещения Руси Библия была переведена на церковнославянский язык. Не полностью, но в тех ее главных частях, которые употреблялись во время богослужения. Христианские миссионеры Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку — кириллицу и перевели на славянский язык богослужебные книги. Ко времени крещения Руси в Х веке существовала уже почти полная славянская письменность. Появление письменности и библейских текстов означало вхождение в сознание людей целого мира веры, надежды, идей, культурных горизонтов и исторических перспектив.

За период обучения в школе учитель и учащиеся в материале хрестоматии неоднократно сталкиваются с «анонимными» пересказами библейских сюжетов, поэтому старшеклассникам рекомендуется пользоваться на уроках текстами Священного Писания. Тогда учащиеся смогут ощутить бесценность соприкосновения с Библией, формировавшей русскую письменность и культуру на протяжении веков. Большинство русских классиков, произведения которых изучаются в старших классах, буквально цитируют библейские тексты, а зачастую и ставят такую цитату в качестве эпиграфа своих произведений — прекрасная возможность «остановиться» и поближе познакомиться с Библией.

Как это сделать практически?

Мы предлагаем начать с вводного урока по знакомству старшеклассников с Библией через изучение русских народных пословиц и поговорок библейского происхождения.

Крылатые фразы, выражения, пословицы и поговорки представляющие собой один из самых древних видов народного творчества, придают особую меткость и выразительность нашей речи. Они позволяют заменить длинное и скучное нравоучение кратким, выразительным предложением или словосочетанием. «Всякой твари по паре», «кто не работает, тот не ест», «хамское поведение», «тьма кромешная», «путеводная звезда», «суета сует», «в поте лица», «кто не с нами, тот против нас», «молочные реки, кисельные берега», «волк в овечьей шкуре», «всему свое время», «зарывать талант в землю» — эти устойчивые, знакомые учащимся словосочетания, часто не осознаются ими как библеизмы и воспринимаются вне породившего их культурно-исторического контекста, хотя смысловое значение ребята определяют в основном верно. Учёные насчитывают в русском языке несколько сотен пословиц библейского происхождения. И это только тех, которые более или менее точно воспроизводят библейский текст. А если добавить в список фразеологизмы, связанные так или иначе с библейскими источниками, то счет пойдет на тысячи. По мнению знатоков вопроса, среди наиболее употребляемых, библейские крылатые выражения составляют 15-20% [3]. Обращение к библеизмам формирует у учащихся первоначальную установку на знакомство с библейскими сюжетами.

Такой урок можно провести в рамках предмета ОРКСЭ или на уроке литературы с учениками старших классов.

На уроке ученики разбиваются на команды по 4 человека и получают списки крылатых выражений и пословиц. Каждая команда должна выбрать из этого списка фразу наиболее близкую им по смыслу и актуальную для современной жизни. Затем они, используя ссылку на источник, найти в библейском тексте отрывок, соответствующий выбранной крылатой фразе. Далее ученики анализируют смысл библейского текста и сопоставляют со смыслом, используемым в повседневной речи. Свои наблюдения каждая команда представляет всему классу.

Крылатые выражения русского языка со ссылками на библейский источник (Библия состоит из 66 книг, каждая делится на главы, а главы на стихи. Ссылки на источник даны в виде «Книга Библии, № главы: № стиха»)

 

Крылатая фраза

Источник

1)

Кто с мечом придет, от меча и погибнет

(Матфея, 26:52)

2)

Не делай другому того, что не хочешь, чтоб делали

тебе

(Матфея, 7:12)

3)

Кто не работает, тот не ест

(2-е Фессалоникийцам, 3:10)

4)

Хамское поведение

(Бытие, 9:18-27)

5)

Голубь мира

(Бытие, 8:11)

6)

Притча во языцах ("во всех языцех")

(Второзаконие 28:37)

7)

Грехи молодости

(Псалтирь, 24:7)

8)

Тьма кромешная («тьма внешняя»)

(Матфея, 8:12)

9)

Путеводная звезда

(Матфея, 2:9)

10)

Суета сует

(Екклесиаст 1:2)

11)

В поте лица

(Бытие 3:19)

12)

Вернуться на круги своя

(Екклесиаст 1:6)

13)

Внести свою лепту (посильный вкад)

(Луки 21:1-4)

14)

Во главу угла (главное, приоритетное)

(Матфея, 21:42)

15)

Корень зла (источник зла)

(1 Тимофею, 6, 10)

16)

Ни на йоту не уступить

(Матфея, 5:18)

17)

Кто не с нами, тот против нас

(Матфея, 12:30)

18)

Молочные реки, кисельные берега

(Исход 3:8; Числа 13:28)

19)

Волк в овечьей шкуре

(Матфея, 7:15)

20)

Всему свое время

(Екклесиаст 3:1)

21)

Время разбрасывать камни, время собирать камни

(Екклесиаст 3:1-8)

22)

Выпить чашу до дна

(Исаия 51:17)

23)

Всякой твари по паре

(Бытие 6:19-20; 7:1-8)

24)

Глас вопиющего в пустыне

(Иоанна 1:23)

25)

Зарывать талант в землю

(Матфея, 25:14-30)

26)

Камень преткновения

(Римлянам 9:32-33; 1-е Петра 2:7)

27)

Я умываю руки

(Матфея,27:24; Второзаконие,21:6-9)

28)

Камня на камне не оставить

(Матфея, 24:2)

29)

Лезть на рожон (нарываться на неприятности)

(Деяния апостолов, 9:5)

30)

С кем поведешься от того и наберешься

(Притчи 13:21)

 

Теперь рассмотрим методику изучения библейского текста, отдельных отрывков и сюжетов со старшеклассниками. Этот метод на данный момент достаточно распространен в ряде церковных общин различных христианских деноминаций (в том числе и в приходах Русской православной церкви). Полагаем, и это подтверждается практикой, что метод без труда, а иногда и даже более эффективно, может быть использован для проведения духовно-нравственных уроков с детьми и молодежью из невоцерковленных семей. Изучение библейских сюжетов может стать частью уроков ОРКСЭ, отдельным элективным курсом и даже частью уроков литературы (когда в тексте художественного произведения так или иначе используется библейский сюжет).

Методика изучения библейского сюжета следующая. Преподаватель предлагает ученикам библейский сюжет из текста Священного Писания, используемый автором художественного произведения или следующий по теме урока (если ведется элективный курс).

Пример 1. Урок на тему Милосердие — текст Евангелия Луки, глава 10, стихи 25-38 — «Притча о добром самарянине».

Подготовка к беседе: класс разбивается на группы 4-5 человек (если количество учеников небольшое, то задание выполняется индивидуально) каждая группа читает этот текст в течение 5-7 минут, находит и формулирует в нем ситуацию, подобную описанной, способную произойти в современном обществе. Затем все команды по очереди высказывают свои мнения, ведущий направляет беседу или дискуссию. Совместно делается итоговый вывод, например: когда ты в беде — ты не выбираешь, кто тебе будет помогать, поэтому, когда ты окажешься в положении способного помочь — также не выбирай!

Пример 2. Тема урока «зависть» — библейский сюжет из книги Бытие глава 4, стихи 1-12 здесь используется уже более основательно. Задача для дискуссии — «За что Каин убил Авеля? Причины и пути разрешения конфликтов». При более глубоком взгляде на этот библейский сюжет мы видим проблему психологии конфликта взаимоотношений первого и второго ребенка в семье, братьев и сестер в многодетных семьях.

Пример 3. Тема урока «основы нравственности» — текст 10 заповедей из книги Исход, глава 20, стихи 1-17. Задача для беседы — сформулировать на основании 10 заповедей Моисея личностные ценности человека актуальные в современном обществе и привести примеры их применения в повседневности.

Пример 4. Тема урока «Золотые правила» — текст «Нагорной проповеди» Иисуса Христа — 5, 6 и 7 главы Евангелия от Матфея. Задание — найти нравственные законы и интерпретировать их применительно с современной практической жизни.

Пример 5. Использование библейской последовательности в работе с библейским текстом. Задание — прочитав очередную главу из Евангелия ответить на три вопроса: какой сюжет меня заинтересовал в данной главе; какой духовно-нравственный смысл в нем заложен; где и как я могу это применить в современной жизни.

На всех этапах изучения библейских сюжетов важно стремиться, чтобы учащиеся почувствовали значимость того, о чем говорится в них, не воспринимая их как сказку. Для этого необходимо, чтобы значимость библейского сюжета осознавал в первую очередь сам преподаватель.

В заключение уместно вспомнить слова русского писателя и философа Д. С. Мережковского, писавшего о Евангелии: «Странная книга, ее нельзя прочесть; сколько ни читай, все, кажется, не дочитал или что-то забыл, чего-то недопонял; а перечитаешь — опять то же; и так без конца. Как ночное небо: чем больше смотришь, тем больше звезд...». Хотелось бы, чтобы ученики и преподаватели чаще смотрели на это бездонное «ночное небо» — читали и перечитывали Библию, находя в ней все новые и новые духовно- нравственные ориентиры для путешествия в бурном море жизни современного общества.

 

Список литературы

 

1.        Доронина Н.Н., Король А.И. Исследование нравственных качеств молодежи // Научные ведомости. — 2015. — № 6 (203) Выпуск 25. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 6 (203). С. 187-192.

2.        Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1995. – С. 8.

3.        Сирот И.М. «Русские пословицы библейского происхождения» Брюссель, «Жизнь с Богом», 85 г.

4.        Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М.: 1985, т. 2.

5.        ФГОСИнтернет-ресурс/Режимдоступа:      http://минобрнауки.рф/документы/2365

6.        Щеулова Е.А., Николаева А.Е. Духовно-нравственное воспитание современной молодежи как основа формирования и развития личности // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 12. № 12(68). 1204-1207.