Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНТЕГРАТИВНАЯ МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Туристское образование становится главной областью вложения интеллектуально-трудовых усилий и экономических затрат в туризме. Знания перестают смешиваться с информацией. Они начинают рассматриваться как результат процессов туристского просвещения, понимания и осмысления, а освоение учебных предметов служит средством развития универсальных способностей специалиста туризма. В процессе обучения происходит адаптация молодых людей к современным требованиям туристского комплекса с учетом их личных склонностей и интересов многонациональной России.

На наш взгляд туристское образование необходимо начинать с дошкольного возраста. Оно должно быть многоуровневое и непрерывное.

На основании многолетнего опыта работы с детьми и учащимися мы разработали интегрированную систему непрерывного образования в сфере туризма.

В основу интегративной многоуровневой системы непрерывного образования в сфере туризма положены принципы:

1.   Синтез принципов профессиональной педагогики, концептуальных подходов туристики.

2.      Принцип построения образовательных программ общеобразовательной школы с учетом введения регионального компонента.

Согласно современной педагогической методологии, содержание профессионального образования задается интегрированной парадигмой личностно-ориентированного образования [1]. В исследовательском плане профессиональное туристское образование рассматривается нами как зона пересечения трех логических пространств – образовательного, которое определяет принципы и условия его образования, туристского, раскрывающего концептуальные подходы к его формированию, и профессионального, определяющего систему образовательных стандартов образования [2].

Профессиональному туристскому образованию предшествует допрофессиональное образование. На протяжении нескольких лет авторы занимаются разработкой и внедрением интегративной многоуровневой системы непрерывного образования в сфере туризма. На наш взгляд эта модель способна реализовать системообразующую и интегративно-генерирующую функции туризма. Интеграция как ведущая тенденция требует вовлечения в эту схему ряда образовательных учреждений: дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений среднего профессионального образования, учреждений высшего профессионального образования.

Интегративная многоуровневая система непрерывного образования в сфере туризма состоит из 8 образовательных уровней (Рисунок 1).


Рассмотрим подробно схему с 1 по 4 образовательные уровни, где представлены два основных образовательных учреждения – дошкольное образовательное учреждение и общеобразовательная школа. На этом этапе реализации интегративной многоуровневой системы непрерывного образования в сфере туризма мы проводим допрофессиональную подготовку и решаем не менее важные воспитательные задачи (Рисунок 2).




Рассмотрим 1 образовательный уровень, реализующийся в дошкольном образовательном учреждении. В работе с детьми в дошкольном учреждении определены 3 образовательных раздела (Рисунок 3):

1.      Моя семья

2.      Наш детский сад

3.      Природы и мы.


В каждом из них применяются доступные для данного возраста формы работы:



1.        Устный рассказ

2.        Рисование

3.        Разучивание стихов

4.        Развивающие игры




Итогом 1 образовательного уровня должны стать следующие результаты: Ребенок должен знать:

1 .Имена, свою фамилию и членов своей семьи, свой домашний адрес.

2 .Уметь нарисовать свой садик, дом, семью, убирать мусор на территории группы, ориентироваться в микрорайоне.



3 .Обладать навыками самообслуживания, бережного отношения к окружающим предметам.

Подпрограмма второго образовательного уровня (школа I ступени) реализуется в начальном звене общеобразовательной школы (Рисунок 4).


Подпрограмма состоит из 2-х компонентов:

1.      региональный компонент в общеобразовательном курсе общеобразовательной школы;

2.      дополнительное образование к общеобразовательному курсу, которое дается через организацию факультативной и кружковой работы.

Работа в начальном звене ведется по следующим образовательным разделам:


1.        Моя семья

2.        Наша школа

3.        Природа и мы

4.        Наш микрорайон

5.        Туризм и элементы ориентирования



Содержание перечисленных разделов реализуется через преподавание дисциплин: отчизноведение (регионоведение), человековедение, ин. язык.

Во многих школах России этими вопросами занимаются. Мы же выстраиваем программу на принципиально новых отношениях. Ведущая роль отдается не педагогу. Здесь работают сами дети, действует каждый из них, ибо воспитывают ребенка не слова, а его собственные действия, а также действия и поступки его учителя, педагога дополнительного образования, родителей.

Программы преподаваемых дисциплин и их реализация в начальном звене школы выстроена через игру. Как ребенок играет, так он и будет работать в будущем. Поэтому игры у нас серьезные, как у взрослых. Тяжелая эта задача – научить через игру работать каждого ребенка.

Ключевым моментом в реализации программ является подключение родителей. Родители вместе с детьми ходят на экскурсии, выезжают на природу. Главнейшая задача программ – научить каждого ребенка наблюдать, смотреть и видеть, думать и осознавать то, что видит. Занятие туризмом и краеведением дает возможность воспитывать в детях стремление  к познанию,  а это важнейшее, если не самое  важное и главное, качество человека.

Подпрограмма 3 образовательного уровня (школа II ступени) реализуется в среднем звене общеобразовательной школы (Рисунок 5).


Подпрограмма включает в себя 4 раздела:

1.   Мой родной край

2.   Я и будущая профессия

3.   Я – личность (я – позитив, я – интеллигент, я – команда, я –эрудит, я – творчество…)

4.   Я – патриот (я – хранитель и продолжатель Родной культуры…) Каждый раздел программы состоит из блоков:

1.      Рекреационное ресурсоведение;

2.      Человековедение;

3.      Художественное творчество и физическое развитие.

В рамках элективного курса в каждом из этих блоков есть набор предметов, а именно: риторика, занимательное краеведение, музыкальное краеведение, психология, информатика, правоведение, фото, видеотехнологии, школа выживания, спортивный туризм, литературное краеведение, историческое краеведение, иностранный язык. Количество предметов, количество часов по предмету подбираются в каждой школе индивидуально, исходя из социального заказа родителей.

Основными целями 3 –го образовательного уровня (школы II ступени 5-9 классы) являются: 1.формирование индивидуального поля гуманитарной культуры,

2.максимальное развитие личности к самореализации, 3.здоровый образ жизни как индивидуальная ценность, 4.привитие навыков исследовательской деятельности, 5.формирование патриотизма,

6.профориентационное   ориентирование.

Схема подпрограммы 4 образовательного уровня (школа III ступени) представлена на Рисунке 6.


Подпрограмма реализуется в старшем звене общеобразовательной школы и состоит из 2-х образовательных уровней и 3 направлений. Мы считаем, что учащиеся старшего звена средней общеобразовательной школы должны определиться с выбором будущей профессии или отраслью экономики. Принципиальное отличие таких классов в том, что это профильные туристские классы со своей технологией реализации образовательного курса и структурно-функциональной схемой образовательного курса. Более подробно рассмотрим принципы организации работы в таких классах.

Рассмотрим технологию реализации образовательного курса в профильном туристском классе.

В образовательное пространство профильного туристского класса интегрируются 3 актуальных профилирующих направления современного туристского образования:

1 -е направление: Культурно-историческое страноведение и туризм России и Уральского региона (с углубленным изучением иностранного языка).

2 -е направление: Экология, рекреация и туризм России и Уральского региона (с углубленным изучением иностранного языка).

3 -е направление: Менеджмент и экономика в туристском бизнесе (с углубленным изучением иностранного языка).

Перечисленные 3 профилирующих направления и программы по углубленному изучению иностранного языка (английского и немецкого) образуют единую образовательную программу, включенную в содержание школьного образовательного компонента (8 часов в неделю, в рамках учебного плана) и рассчитанную на 2-х годичную ее реализацию в профильном туристском классе.

Образовательный курс в профильном туристском классе, интегрируя в себе 3 названных направления, реализуемые через дополнительные учебные программы, в том числе по углубленной языковой подготовке, состоит из 2-х уровней и осуществляется в рамках принципов постепенного усложнения учебного материала, природосообразности и здоровьесберегающих технологий в обучении школьников.

Рассмотрим структурно - функциональную схему образовательного курса в профильном туристском классе. Образовательный курс состоит из 2 образовательных уровней:

1 -й образовательный уровень - профильный туристский класс.



Начальное      туристское       профессиональное       образование      в       рамках      базового       образования общеобразовательной школы.

Профессиональная программа подготовки ―Менеджмент и экономика России и Уральского региона (с углубленным изучением иностранного языка)‖ в контексте 3-х названных профилирующих направлений образования. Указанная профессиональная программа реализуется через введение ее в вариативный компонент школьного образовательного стандарта и ориентирована на получение начального туристского профессионального образования. Учебная нагрузка – 8 часов в неделю: один учебный день с 9.00 до 14.30 (элективный курс), либо занятия по субботам в качестве дополнительных образовательных услуг.

Прогнозируемый результат 1-го образовательного уровня профильного туристского класса:

§ Освоение профессиональной образовательной программы «Менеджмент и экономика туризма России и Уральского региона».

§ Свидетельство о начальной профессиональной подготовке в сфере туризма; с присвоением одной из следующих квалификаций:

-    Гид (агент) культурно-исторического туризма;

-    Гид (агент) экологического туризма и рекреации;

-    Младший референт менеджмента и экономики в туристском бизнесе. 2-й образовательный уровень - лицейский туристский класс.

Начальное туристское профессиональное образование в рамках дополнительного образования.

Реализуется программа через введение ее в вариативный компонент школьного образовательного стандарта.

Учебная нагрузка – 6 часов в неделю:

2   учебных дня,                   с 15.00 до 18.00 – 1-й день

с 15.00 до 16.30 – 2-й день или 1 учебный день (суббота)                  с 14.00 до 18.30

Прогнозируемый результат 2-го образовательного уровня лицейского класса:

§ введение в программу «Основы менеджмента туризма»;

§ получение Свидетельства установленного образца с присвоением квалификации «Помощник менеджера туризма»;

Таким образом, внедрение интегративной многоуровневой системы непрерывного образования в сфере туризма позволит:

1 .Обеспечить набор абитуриентов в ФГБОУ ВПО «ЧелГУ».

2 .Подготовить высококвалифицированных специалистов для индустрии туризма.

3. Раскрывается перспектива карьерного, социального, финансового роста учащихся.

 

 

Список литературы

1.      Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение.- М.: Высшая школа, 1997. – 214 с.

2.      Зорин И.В. научные основы профессионального туристского образования, труды российской академии естественных наук, том 1. Издание РАЕМ, 2006.

3.      Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско-практической деятельности.