Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Модернизация современного педагогического образования актуализирует создание новых идей, подходов, технологий, форм и методов, ориентированных на профессиональное саморазвитие в системе непрерывного образования. Также необходим анализ соответствия технологий отбора, содержания и методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров тем реальным задачам и проблемам, с которыми они столкнуться в своей профессиональной деятельности [4, с.6]. В результате меняются не только подходы к отбору и структурированию содержания, организации образовательного процесса, но и сам характер отношений участников образовательного процесса, их взаимные позиции в образовании [3, с.18].

Приоритет образования XXI века, по мнению, В.И. Андреева - гарантированное качество образования через творческое саморазвитие [1, с.34]. Высшей ценностью современного непрерывного образования является профессионал с потребностью в самоактуализации, саморазвитии и реализации творческого потенциала. Современный успешный учитель это - профессионал готовый к переменам, мобильный, способный к нестандартным трудовым действиям, ответственностью и самостоятельностью в принятии решений. Формирование указанных ценных качеств личности возможно лишь только в результате профессионального саморазвития и самосовершенствования, которые  позволяют учителю адаптироваться к быстроменяющимся условиям современного образования и развития, характерной чертой которых являются обновляющиеся образовательные стандарты.

Вступивший в действие с 1. 01. 2015 г. (приказ № 544н от 18. 10.2013г.) профессиональный стандарт педагога, расширяет границы свободы педагога, повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляет требования к его квалификации и предполагает выполнение учителем, воспитателем, преподавателем обобщенных трудовых и соответствующих трудовых функций. Основные виды деятельности педагога в стандарте названы трудовыми функциями – обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность, а также педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного, начального, основного, среднего образования. В профессиональном стандарте трудовые функции конкретизируются в трудовых действиях, необходимых умениях, необходимых знаниях. Знакомство с содержанием трудовых действий, умений, знаний показывает всю многогранность деятельности современного педагога с одной стороны, а с другой стороны вызывает затруднения и сложности с точки зрения соответствия педагога процессу организации обучения, требованиям аттестации, разработке должностных инструкций. Для многих направлений педагогической деятельности, на которые указывает профессиональный стандарт педагога, нет готовых моделей подготовки учителя. К примеру, создание модулей, обеспечивающих овладение компетентностями по работе с одаренными детьми; реализация программ инклюзивного образования; сопровождение учащихся с проблемами в развитии, девиантных, зависимых, социально запущенных, имеющих отклонения в социальном поведении, без сомнения, потребует интеграции усилий представителей многих областей знания [5].

В связи с этим возникает психолого-педагогическая проблема, связанная с адаптацией современного учительства к требованиям профессионального стандарта педагога. Выход для преодоления и разрешения данной проблемы мы видим в применении разработанной авторской концепции профессионального саморазвития учителя в системе непрерывного образования. Концептуальными основами профессионального саморазвития учителя в системе непрерывного педагогического образования выступают гуманитарная парадигма, целостный подход, деятельностный подход, синергетический подход, положения обозначенных методологических подходов наиболее полно раскрывают различные аспекты рассматриваемого феномена [6, с. 103].

Проведенное собственное научное исследование позволило нам сделать вывод о том, что профессиональное саморазвитие педагога — это процесс качественного, целенаправленного сознательного изменения его индивидуальности, обеспечивающий саморазвитие личности обучающихся и являющийся неотъемлимым условием становления субъектности участников педагогического взаимодействия (педагога и воспитанника) [7, с. 156]. Структура профессионального саморазвития представляет собой взаимосвязь четырех компонентов: самоосознания, самооценки, самоорганизации, самоуправления [ там же, с. 157].

Самоосознание в структуре саморазвития характеризуется направленностью на целостное представления о себе, как о специалисте и на изучение способов профессиональной деятельности. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях взаимодействия с детьми, родителями, коллегами учитель формирует самоосознание. Данный компонент  обеспечивает понимание педагогом целостности и неразрывного единства трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт педагога: общепедагогической функции обучения, воспитательной и развивающей видов деятельности, в содержании которых обязательными являются трудовые действия, необходимые умения и знания. Также, именно саморазвитие дает возможность учителю рассматривать положения стандарта для определения содержания и последовательности педагогических задач, решение которых будет способствовать освоению профессионального стандарта педагога. Целостность компонентов стандарта в сознании педагога создает условия для активного межпредметного, функционального, ценностно-смыслового педагогического взаимодействия субъектов образовательной практики. Именно такое представление о структуре трудовых функций запускает процесс деятельности педагога по реализации положений профессионального стандарта как творческого акта, позволяющего находить новые грани в совершенствовании собственной индивидуальности.

Самооценка в структуре профессионального саморазвития характеризуется осознанием личных профессиональных качеств, ценностным отношением к ним, которое показывает удовлетворенность положительными качествами и потребность в их закреплении, неудовлетворенность отрицательными или несовершенными качествами собственной индивидуальности и желанием их преобразования и самосовершенствования. Данный компонент профессионального саморазвития учителя позволяет оценить сформированность собственных необходимых умений по каждой трудовой функции профессионального стандарта педагога и определить перспективы по совершенствованию и развитию обозначенных в профессиональном стандарте умений.

Самоорганизация как компонент профессионального саморазвития проявляется в следующих признаках: регуляция действий, поступков, целесообразности их проявления; оценка, контроль, корректировка учителем себя как субъекта деятельности, выбор целей, и соответствующих практических действий для реализации этих целей. Таким образом, данный компонент профессионального саморазвития обеспечивает понимание необходимости указанного перечня действий по выполнению трудовых функций профессионального стандарта педагога как системы, в которой действия взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют единое целое.

Самоуправление в структуре профессионального саморазвития учителя характеризуется следующими признаками: прогнозирование результатов и рефлексия собственной педагогической деятельности, умение учителя организовать собственные действия, в которых зафиксированы значимые для него смыслы. Самоуправление как творческий процесс состоит из последовательных разворачивающихся этапов: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, принятие решений к действию, контроль, коррекция. Данный компонент профессионального саморазвития задает ориентир на необходимость освоения, применения, расширения всей системы знаний по выполнению трудовых функций представленных в рамках профессионального стандарта педагога.

Таким образом, применение концептуальных основ профессионального саморазвития учителя способствует пониманию и выступает основанием для эффективной реализации положений профессионального стандарта педагога в современном образовании в дошкольном, начальном, основном, среднем общем образовании.

 

Список литературы

1.      Андреев, В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентноспособности / В. И. Андреев. Казань: Центр информационных технологий. - 2009. – 468 с.

2.      Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" – Режим доступа: //URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 27.01.2015).

3.      Радионова, Н. Ф. Педагогический процесс в контексте гуманитарного подхода/ Н.Ф. Радионова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. - № 7 ( 82).- С.18 – 23.

4.      Сергеев, Н. К., Сериков, В. В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: монография / Н. К. Сергеев, В. В. Сериков. – М.: Логос, 2013. – 364с.

5.      Сериков, В. В. Подготовить учителя к непрерывному саморазвитию / В. В. Сериков// Научный электронный ежеквартальный журнал. Непрерывное образование: XXI век Выпуск 1 (5), spring 2014. [Электронный ресурс] //URL: http:// http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2266 (дата обращения: 28.01.2015).

6.      Чудина, Е.Е. Методологические основания концепции профессионального саморазвития учителя в системе непрерывного педагогического образования / Е.Е. Чудина// Гуманитарные науки и образование. 2014. - №3 (19). - С.100 – 105.

7. Чудина Е.Е. Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя в вузе /Е.Е. Чудина// Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013.- Т.13. №9(112).- С. 155-158.