07 февраля 2016г.
Современное педагогическое образование направлено на подготовку конкурентоспособных компетентных профессионалов, обладающих высокими профессиональными компетенциями, коммуникативной культурой, готовых к постоянному совершенствованию.
Процесс профессионального становления в вузе мы рассматриваем через интеграцию познавательных и профессиональных мотивов. Наше обоснование строится на позиции психологов и педагогов, исследовавших процесс становления в профессиональном образовании.
Согласно экспериментам, проведенным А.К. Марковой, профессиональная направленность может изменяться на всем протяжении вузовского образования и зависит от социально-психологических процессов протекающих в студенческих группах [2]. Развивая ее идею, мы рассматриваем становление студентов под влиянием организационно-педагогических и дидактических условий организации образовательного процесса, которые обуславливают изменение мотивации обучающихся в вузе.
В рассмотрении понятия «становление» мы базируемся на позиции Э.Ф. Зеера, который рассматривает становление как процесс, который «… детерминируется биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности, … жизненно важными событиями и профессионально обусловленными инцидентами. … Это процесс «формообразования» личности, адекватное деятельности, и индивидуализация деятельности личностью» [1].
Процесс профессионального становления проходит в том числе и в образовательной среде вуза.
Образовательная среда вуза является определенным интегратором качества образовательных процессов, а также содействует формированию уровня образованности студенческой молодежи. Она формирует культурный, профессиональный, социально-практический и исследовательский опыт студентов, создавая внутренние и внешние условия для его становления.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что педагоги и психологи, используя понятие «образовательная среда» подчеркивают что обучение, развитие, социализация и воспитание обучающихся это педагогический процесс, который происходит в пространственно-предметном и социальном окружении, чье качество оказывает большое влияние на становление и развитие участников образовательного процесса [3].
Большую роль в исследовании образовательной среды имеют труды В.А. Ясвина [7]. Из предложенных им структурных компонентов (пространственно-архитектурный, социальный и психодидактический), мы остановились на исследовании пространственно-архитектурного. Пространственно-архитектурный компонент – это архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки и др. Предметная среда оказывает значимое влияние на становление студента в процессе обучения в вузе.
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена обладает огромным потенциалом, способствующим профессиональному становлению студентов.
Возникнув как Воспитательный дом (1797 год), университет располагается в дворцово-парковом комплексе раннего и высокого классицизма – в дворцах графа К.Г. Разумовского (арх. А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот) и купца Г.Х. Штегельмана (арх. Ф-Б. Растрелли) и возведенных в XVIII-XIX вв. специально для Воспитательного дома корпусах (арх. А. Порто, Д. Квадри, П.С. Плавов) с сохранившим свою историческую планировку усадебным садом, парадным двором с величественной аркой Дж. Кваренги со стороны реки Мойки [5].
Поэтому образовательную среду университета мы рассматриваем через архитектурные особенности зданий и как особую атрибутику учебной обстановки, как особую форму общности нашей педагогической культуры, ее образовательный процесс и организацию обучения.
Изменения в образовании, которые сейчас происходят, основанные, в том числе на новых информационных технологиях, предусматривают создание инновационных моделей и схем учебной деятельности, которые будут использовать современные информационные средства обучения.
Сегодня возрастает интерес к использованию современных информационных технологий, при использовании которых студент включается в творческую, активную деятельность, ситуацию поиска решения проблем и задач. Наиболее эффективным на наш взгляд является технология образовательного веб-квеста, которая способствует формированию профессиональной компетентности через информационные и коммуникационные компетенций.
Концепция веб-квестов была разработана в США в Университете Сан-Диего в середине 90-х годов профессорами Берни Доджем и Томом Марчем. «Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. … Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными [6].
Для изучения образовательной среды вуза был разработан веб-квест «Наша история. Воспитание и просвещение». Это образовательный ресурс по истории нашего университета, содержащий материалы о его основании и развитии, о его воспитательной и педагогической деятельности, об истории и жизни выдающихся ученых.
Веб-квест был апробирован в курсе «Теория обучения и воспитания» который является базовым (общепрофессиональным) компонентом профессионального цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки выпускников «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр». Кроме того в программе курса нашел свое отражение интегративный подход к теории обучения и воспитания как междисциплинарной области знаний, которая развивает содержание таких дисциплин как: «История педагогической мысли и образования», «Решение профессиональных задач», «Социальная педагогика».
Становление студента, будущего педагога начинается со знакомства с историей его будущей профессии. Жизненный пример и значимость научной деятельности педагогов и психологов нашего факультета является для студентов обучающим и воспитательным элементами.
Участники проекта изучили геральдику нашего университета: герб, флаг и гимн, кем и когда были созданы, что олицетворяют, что символизируют; узнали, какие великие деятели, и ученые работали и работают в вузе, какой вклад в воспитание и образование они внесли или вносят, их основные педагогические идеи. Студенты посетили музей РГПУ им. А.И. Герцена, архив, храм св. Апостолов Петра и Павла, фундаментальную библиотеку им. Марии Федоровны, корпуса университета, узнав их историю и основную направленность деятельности.
Мы рассматривали образовательную среду нашего университета, как определенное поле активности студентов [4].
Студенты включались в предложенные процессы, обладая индивидуальными образовательными проявлениями активности, выполняли разные предложенные роли, осваивали структурированную информацию и учились навигационным основаниям деятельности.
Критериями освоения образовательной среды явилось:
- владение когнитивными стратегиями;
- решение поставленных проблем;
- владение технологиями взаимодействия;
- включенность в информационное пространство освоения среды;
- проявление новых форм социальной активности;
- удовлетворенность личностным участием;
- стремление к дальнейшему самообразованию.
Веб-квест «Наша история. Воспитание и просвещение» не только познавательное и полезное задание для студентов, но и профессиональное становление педагогов в освоении интернет-пространства вместе со студентами, важный очередной шаг на пути личностного развития.
Итак, познавая образовательную среду университета, происходит развитие у студентов познавательных мотивов, которые выступают источником формирования профессиональных мотивов, первоначальной их формой в профессиональном обучении. Содействие развитию познавательных мотивов на начальных этапах обучения студентов происходит формирование положительного отношения к профессии, что очень значимо при обучении в педагогическом вузе.
Список литературы
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Уч. пособие для студентов вузов. 2-е изд., доп. М: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003, - 336 с.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.– 308 с.
3. Марфина О.В., Понамарева О.Н., О.М. Филатова «Образовательная среда вуза как фактор становления профессионально-ценностных ориентаций студентов - будущих учителей». Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, №28, 2012
4. Менг Т.В. Исследование образовательной среды: проблемы, подходы, модели: Монография. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 98 с.
5. От Императорского Воспитательного дома до Российского Государственного Педагогического Университета. Учебно-методическое пособие, 1997, 208 с.
6. Романцова Ю. В. «Веб-квест как способ активизации учебной деятельности». Электронный ресурс. Дата обращения 30.01.2015
7. https://festival.1september.ru/articles/513088/
8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. Смысл, 2001, 365 с.