Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КУРАТОРА И ЕГО РОЛЬ В ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

На первых курсах вуза в воспитательном процессе становится незаменимой роль куратора-преподавателя академической группы. Институт кураторов, являясь одной из форм воспитательной работы в Томском политехническом университете, состоит из старших кураторов подразделений и кураторов академических групп младших, а иногда и старших курсов, назначаемых из профессорско-преподавательского состава выпускающих кафедр. В Энергетическом институте кураторами студентов младших курсов выступают также студенты старших курсов, так называемое Студенческое кураторство, имеющее место быть, как дополнение к кураторам- преподавателям.

В начале прошлого века значение слова куратор (лат. Curator) означало - опекун, попечитель [4] и в данное время является устаревшим. В современном мире значение этого слова претерпело небольшое изменение: куратор это - 1) лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы; 2) в некоторых учебных заведениях преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов) [1]. В толковом словаре русского языка: куратор (книжн.) – человек, который курирует кого-то, что-нибудь[7].

Чѐтко прослеживается пассивная составляющая – наблюдать и курировать, это было связано с устаревшим подходом к воспитательному процессу как «субъект – объектный», где субъектом являлся куратор, наблюдающий и отвечающий за развитие объекта приложения воздействия - студента.

Следует отметить,  что  в  настоящее  время подход к  участникам воспитательного процесса изменился с «субъект – объектный» на «субъект – субъектный», где субъектами воспитательного процесса становятся оба участника, и принимающие воздействие и действуя самостоятельно, активно участвуя в воспитательном процессе.

Российский педагог П.Ф. Каптерев в начале XX века отмечал, что «…личность преподавателя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения» [2].

От профессионального опыта и стиля работы, характера, психологических особенностей и социальных качеств куратора зависит его профессиональное мастерство.

Профессиональное мастерство кураторов всегда способствовало прогрессу и развитию общества. Роль куратора особенно возрастает, когда педагог вынужден становиться организатором познавательной деятельности студентов и, по словам автора теории совершенствования педагогического мастерства Н.В. Кузьминой,  овладеть «технологиями обучения учащегося самопознанию, саморазвитию, самоутверждению на пути овладения вершинами профессионализма деятельности, вершинами современной гуманистической культуры» [3].

Исследованиями Н.В.Кузьминой установлено, что достижение профессионализма, высокого уровня компетентности в педагогической деятельности связано не только со знанием предмета, методики его преподавания, но и «с умением педагога разрабатывать три группы продуктивных психолого-педагогических технологий: технологий исследования (ТИ), технологий конструирования (ТК) и технологий взаимодействия (ТВ)» [5].

Создание  творческой образовательной среды    в  таких предметных  областях,  как «Кураторский час», кураторами, опирающимися на личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в своей педагогической деятельности, способствует развитию потенциальных возможностей студентов, их творческих и интеллектуальных способностей.

Успешность профессиональной деятельности куратора вуза, как очевидно, во многом зависит от уровня развития их педагогических способностей, которые можно объединить в 4 группы.

1       группа – общие профессиональные способности – мышление, память, воображение, наблюдение, являющиеся основой для развития остальных способностей;

2       группа – перцептивно-рефлексивные способности (перцепция – восприятие), проявляющиеся в особой чувствительности к студенту и объекту педагогического воздействия, в возможности проникновения куратора в индивидуальное своеобразие личности студента и понимании самого себя. Эти способности являются ведущими, и высокий уровень их развития обеспечивает формирование педагогической интуиции;

3       группа – проективные педагогические способности – проявляющиеся в особой чувствительности куратора к тактике  формирования продуктивных технологий воспитательного влияния на студента в  целях формирования у него необходимых качеств, в эту группу входят:

-      гностические способности – умение распознавать и анализировать явления и успешно оперировать ими;

-         проектировочные – умение конструирования педагогического взаимодействия со студентом;

-         конструктивные – умение видеть задатки учащихся и развивать их, проектируя будущее  своих студентов;

-        коммуникативные – умение легко вступать в контакты с другими людьми;

-        организаторские – умение подготовить и провести любое занятие.

4   группа – специальные способности: изобретательские, артистические помогают талантливым кураторам в решении педагогических задач, их можно назвать также творческими [6].

Необходимость освоения этих и других важных для куратора навыков и умений предъявляет высокие требования к уровню развития психических процессов и соответствующих им способностей – перцептивных, мыслительных, речевых, мнемических, психомоторных. Для куратора академической группы необходим высокий уровень развития специальных способностей, являющихся основой процесса познания и любой деятельности.

В Энергетическом институте Национального исследовательского университета (ЭНИН ТПУ) в декабре 2014 года был проведен опрос по теме «Мнение студентов ЭНИН ТПУ о кураторской работе». В электронном анкетировании приняли участие студенты первых (70%) и вторых (30%) курсов (всего 224 человека), с которыми работают кураторы. 98% студентов первых двух курсов знают своего куратора и 92% опрошенных считают, что куратор уделяет работе с группой достаточно внимания. Чувствуют постоянное внимание, заботу - 61% студентов. Студенты оценили такой вид деятельности куратора, как«активное вовлечение во внеучебную жизнь ТПУ» – 73% кураторов получили достаточно высокие оценки –«отлично» и «хорошо». Примерно такое же процентное соотношение получили следующие показатели:

· помощь при адаптации в вузе - 75%;

· приобщение к нормам и ценностям ТПУ – 73%;

· помощь в самореализации - 74%;

· помощь в определении образовательной траектории - 79%.

В целом 91% студентов оценили работу своего куратора на «отлично» и «хорошо» и только 4% оценивают работу куратора как плохую. Как выяснилось, это те студенты, которые восстанавливаются на второй курс, где деятельность куратора, к сожалению, сведена к минимуму и нет полноценного общения на «Часе куратора».

Таким образом, данные опроса подтверждают, что куратор занимает важное место в студенческой жизни, особенно, на первых курсах и оценка его деятельности студентами достаточно высокая. Кураторы Энергетического института, пройдя специальную подготовку на курсах повышения квалификации «Организация работы куратора в исследовательском университете», «Академическая и социокультурная адаптация первокурсников», а также разнообразные семинары и тренинги, имея достаточную методическую базу для успешной работы, в процессе своей деятельности достигли достаточно высокого уровня развития педагогических способностей.

Успешность и результат профессиональной деятельности куратора вуза, как очевидно, во многом зависит от создания условий для развития специальных  способностей личности куратора, а также, несомненно, от высокого уровня развития педагогических способностей, помогающих куратору разрабатывать продуктивные технологии в решении педагогических задач.

 

Список литературы

1.      Большой Энциклопедический словарь , 2-е изд., перераб. и доп. М., «Большая Российская энциклопедия», 1998.- 1456 стр.

2.      Зимняя И.А. Педагогическая психология.Учеб.пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»,1997.- 480с.

3.      Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990. – 190 с.

4.      Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.

5.      Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения. Учебное пособие для педагогов, аспирантов, магистрантов. Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. – 203 с.

6.      Соколова И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие. / И.Ю. Соколова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета 2011. – 332 с.

7.      Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Просвещение, 1980.