03 апреля 2016г.
Во введении «Профессионального стандарта педагога» указано, что современный сегодня он должен обладать всеми характеристиками успешного профессионала, т.е. быть готовым к переменам, мобильным, способным к нестандартным трудовым действиям, ответственным и самостоятельным в принятии решений [5]. Поэтому актуальность формирования экономической компетентности у студентов-бакалавров педагогического направления обусловлена ее значимостью в реализации успешной и эффективной профессиональной педагогической деятельности в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях современного российского общества. Сформированная в процессе обучения в педагогическом ВУЗе экономическая компетентность позволяет выпускнику быть конкурентоспособным, адаптированным к рыночным отношениям своего региона и страны в целом.
В рамках нашего исследовании мы полагаем, что процесс формирования экономической компетентности является составной частью общей профессионально-педагогической подготовки. Данная компетентность способствует эффективной реализации профессиональной деятельности педагога, особенно при решении организационно-экономических задач в условиях современной системы образования. Выпускник педагогического вуза, имеющий сформированные основы экономической компетентности, будет способен понимать и анализировать широкий круг экономических вопросов собственной профессиональной деятельности, объективно оценивать существование различных видов и форм собственности образовательных организаций и пр.
В процессе формирования экономической компетентности студентов педагогических вузов важным является создание определенных педагогических условий. Как отмечает Е.Е.Овакимян, эффективность условий зависит от следующих факторов [4]:
- социальный заказ общества высшей школе,
- тенденции изменения содержания профессионального образования в высшей школе,
- ведущие идеи синтеза нормативного, бизнес-ориентированного и контекстного подходов,
- специфика экономической компетентности будущих специалистов.
Ю.А.Колесовой предложены следующие педагогические условия формирования экономической компетентности у студентов гуманитарных специальностей [3]:
· развитие положительной мотивации к участию в социально-экономической деятельности;
· использование в процессе изучения экономических дисциплин методов, способствующих принятию оптимальных управленческих решений будущими специалистами в различных экономических ситуациях;
· применение комплексных заданий при организации самостоятельной работы студентов;
· развитие личностной ответственности за результаты своей деятельности, формирование социальных, экономических и эмоционально-волевых качеств личности.
По мнению И.Г. Амельковой, формированию экономической компетентности будут способствовать такие условия, как организация сотрудничества между преподавателем и студентами, направленная на восприятие экономических знаний в адекватной ситуации; создание мотивационно-ценностного и рефлексивно-творческого пространства; использование комплекса учебных проектов; разработка целевой программы формирования экономической компетенции студентов [1].
Наиболее четко педагогические условия формирования экономической компетентности представлены в исследовании Е.Е.Овакимян. Она предложила следующие условия [4]:
§ информационная наполняемость содержания образования экономическими знаниями;
§ использование в процессе обучения технологий модульного и проектного обучения;
§ интеграция содержания изучаемых предметных циклов;
§ включение студентов в экономическую деятельность. Проанализируем данные условия.
Как отмечает Е.Е. Овакимян, первое условие - информационная наполняемость содержания образования экономическими знаниями, предполагает расширение круга изучаемых проблем, которые находятся на стыке экономики и других общественных наук. Формирование представлений об экономике, как открытой системе знаний, соотносящейся с различными социальными и этическими сторонами современной жизни. Для этого необходимо не только объяснять законы возникновения, развития и отмирания социально-экономических систем, но и показать, как функционирует реальная рыночная система. Это в свою очередь, требует систематизированной информационной наполняемости предметов гуманитарного цикла экономическим содержанием и развитием интеграционных связей с экономическими дисциплинами.
Второе условие - использование в процессе обучения технологий модульного и проектного обучения, позволяет студентам усваивать знания в определенном порядке и системе во взаимосвязи с различными сторонами жизни.
Третье условие - интеграция содержания изучаемых предметных циклов, обусловлено современными требованиями к модернизации российского образования, направленными на углубление интеграционных и междисциплинарных программ. В связи с этим необходимо обеспечение преемственности преподаваемых дисциплин и скоординированности педагогических воздействий в качестве трансляторов сообщаемых знаний. То есть целесообразно формирование определенного «смыслового поля», составляющего основу процесса подготовки будущих специалистов. Соответственно, дисциплины общенаучного цикла в этом случае должны выступать методологическим посылом к изучению предметов психолого-педагогического, специально- предметного циклов, которые, в свою очередь, призваны демонстрировать различные аспекты развития экономической компетентности студентов вузов.
Интеграция при этом может содержать:
ü содержательную интегративность (упорядоченность и объединенность отдельных образовательных элементов различных областей наук, ранее рассматривающихся независимо друг от друга);
ü процессуальную вертикальную и горизонтальную интеграцию (осуществление разноуровнего преемственного и последовательного образования);
ü мотивационную интегративность (реализация цели экономической подготовки в совокупности глобальных – региональных – локальных проблем и задач).
Последнее условие - включение студентов в экономическую деятельность, предполагает реализацию принципа практико- ориентированности процесса профессиональной подготовки.
Одним из важных педагогических условий формирования компетентности студентов, в том числе и экономической, является использование определенных технологий, позволяющих формировать знания и навыки в активной деятельности решения различных профессиональных задач. О.Л.Жук предлагает использовать в образовательном процессе следующие технологии [2]:
- технологии проблемно-модульного обучения, предполагающие реализацию содержания учебной программы по предмету в виде модулей, в которых особое внимание уделено самостоятельной или частично самостоятельной работе студентов;
- технологии обучения как учебного исследования, который включает такие виды деятельности, как столкновение с проблемой, сбор данных («верификация», «экспериментирование»), построение плана исследования, анализ его хода, выводы, рефлексия результатов. В процессе этих видов деятельности у студентов развиваются умения и навыки анализа, синтеза, классификации, систематизации и прочие, что способствует становлению интеллектуальных способностей и исследовательских умений;
- коммуникативные технологии (мозговой штурм, дискуссия, спор-диалог, учебные дебаты и пр.), построенные на организации работы в группах, что позволяет формировать у студентов универсальные умения, направленные на согласование интересов и постановкой общих целей деятельности и сотрудничество, на развитие умений самопрезентации, культуры общения, осмысления различных точек зрения и пр.;
- проектное обучение, направленное на реализацию прикладного и междисциплинарного взаимодействия. Содержание проектов и способы их выполнения должны соответствовать содержанию и технологиям будущей профессии;
- игровые технологии, предполагающие использование деловых, ролевых, имитационных игр, которые моделируют профессиональные проблемы и задачи. Эти игры способствуют формированию опыта разрешения профессиональных, социальных и личностных задач и ситуаций;
- кейс-технологии, предполагающие развитие умений анализа и разрешения ситуаций.
Таким образом, анализ теоретических источников позволяет предположить, что поиск адекватных и эффективных педагогических условий формирования экономической компетентности студентов педагогического вуза является достаточно актуальной, требующей своего разрешения.
Список литературы
1. Амелькова И.Г. Организация сотрудничества как условие формирования экономической компетентности студентов // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки). - С.166-169.
2. Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. – Минск: РИВШ, 2009. – 336с.
3. Колесова Ю. А. Условия формирования экономической компетентности студентов гуманитарных специальностей [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/
4. Овакимян Е.Е. Педагогические условия развития экономической компетентности студентов вузов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета – 2009 – №11 – С. 92-104.
5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 № 544 н. – Режим доступа http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/ 70435556/ #ixzz3JRg8DJXe