03 апреля 2016г.
Главной задачей Российской Федерации в сфере воспитания и образования подрастающего поколения является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Стратегия развития воспитания создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание будущих поколений». [6]
Студенты-кураторы, как неотъемлемая часть большой системы воспитания в вузе, помогают сформировать условия для гармоничного развития личности в лице первокурсников Томского политехнического университета (ТПУ), тем самым помогая в осуществлении грандиозной стратегии воспитания граждан России. [2,5]
Но необходимо помнить, что студентами-кураторами не рождаются, ими становятся. И в процессе работы, студенты старших курсов, являясь студентами-кураторами, не стоят на месте, они развиваются вместе с первокурсниками, учатся чему-то новому и интересному. [3]
В ТПУ разработан широкий спектр для повышения уровня квалификации студентов-кураторов. Рассмотрим опыт реализации повышения уровня квалификации студентов-кураторов ТПУ на примере Энергетического института (ЭНИН).
Студенты-кураторы консультируют ребят по учебным вопросам, развивают культурный досуг студентов, приобщая их к истории университета и к альтернативному времяпровождению за пределами университета. В программу по адаптации студентов-первокурсников входит и проведение тренингов «Успешный студент», «Тайм-менеджмент», «Учебное целеполагание» и т.д.
Тренинговые занятия, являются активным методом групповой психологической работы со студентами первого курса и направлены на развитие различных навыков и умений, таких как: навыков самопознания, саморегуляции, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия. Тренинги необходимы для успешной адаптации к новым условиям студенческой жизни. [5]
Для того чтобы студент-куратор мог успешно и эффективно провести тренинг со своими подопечными, он сам проходит эти тренинги, сначала как участник тренинга на первом курсе, и, в дальнейшем, став студентом- куратором - на обучении, которые проводят психологи Центра социальной работы (ЦСР). [3]
Студенты-кураторы участвуют в конференциях различного уровня:
1. XIV Международная научно-практическая конференция «Лингвистические и культурологические традиции и инновации», Томск, ТПУ, 2014 г.;
2. XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Язык и мировая культура: взгляд молодых исследователей», г. Томск, ТПУ, 2015 г.;
3. III Международный молодёжный форум «Интеллектуальные энергосистемы», г.Томск, ТПУ, 2015 г.;
4. II Международная научно-практическая конференция «Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире». г. Воронеж, 2015 и др.
В рамках XIV международной научно-практической конференции «Лингвистические и культурологические традиции и инновации», кафедры иностранных языков Энергетического института Томского политехнического университета 13 ноября 2014 г. состоялся Круглый стол «Актуальные проблемы адаптации первокурсников Энергетического института». Участниками стали кураторы, студенты-кураторы ЭНИН и психолог ЦСР, закрепленный за подразделением. Состоялось четыре выступления и обсуждение таких тем, как:
1. Значение психологического сопровождения первокурсников в рамках Программы социальной и академической адаптации студентов в вузе;
2. Студенческое кураторство в Энергетическом институте и его роль в адаптации студентов- первокурсников;
3. Артефакты профессиональной деятельности, как фактор повышения адаптации студентов Энергетического института;
4. Роль куратора академической группы Энергетического института в повышении адаптации первокурсников к обучению в вузе.
Ежегодно, по просьбе кураторов, психологами ЦСР проводятся обучающие тренинги для студентов- кураторов и кураторов ЭНИН. На тренинге "Эффективные коммуникации как профилактика конфликта в вузовской среде" студенты-кураторы почерпнули для себя много полезной информации и на практике смогли применить полученные знания. Как правило, такие тренинги не только помогают овладеть навыками коммуникаций, но и сплачивают коллектив.
Ежегодно проводится конкурс на лучшего студента-куратора ЭНИН с целью совершенствования кураторской деятельности, выявления новых подходов в кураторской работе, а также распространения положительного опыта работы студентов-кураторов ЭНИН. Уже два студента-куратора гордятся своим званием
«Лучший куратор ЭНИН», их имена есть в «Галерее почета» Интернет-блога «Кураторский час». [1,2]
В 2015 году студенческое кураторство расширило свои границы и вышло за пределы Энергетического института. Под поддержкой ЦСР студенты-кураторы появились и в других институтах всего Томского политехнического университета. Было принято решение провести обучающий семинар для студентов- кураторов ТПУ. Ребята, отобранные в подразделениях ТПУ, были освобождены от занятий и направлены на обучение. После регистрации в Международном культурном центре ТПУ в концертном зале состоялось приветствие участников семинара. Далее прошла кругосветка «Мы в ТПУ» и психологи ЦСР провели с участниками семинара тренинги на «Знакомство» и «Создание коллектива». Сытный кофе-брейк подкрепил всех и поднял настроение. Выступление по теме «Студент-куратор глазами студента и куратора» помогли подготовить «Лучшие студенты- кураторы 2014, 2015 года» и Старший куратор ЭНИН. Они помогли будущим студентам-кураторам, ещё не имеющим опыта в практической деятельности, определить цели и задачи в кураторской работе. Состоялось обсуждение: форм работы студента-куратора с группой; степени взаимодействия с куратором-преподавателем; содержание некоторых тем «Часа куратора», которые наиболее необходимы для первокурсников. По окончании семинара состоялась презентация наиболее интересных Часов куратора: «Студент – человек культурный!», «Мое здоровье. Рецепт долголетия» и «Развитие толерантности в студенческой среде».
В социальной сети «ВКонтакте» существует сообщество «Студенты-кураторы ЭНИН». Участниками группы являются студенты-кураторы, кураторы, а психолог ЦСР и Старший куратор - направляющими. Все вместе они освещают свою кураторскую деятельность, формируют и дополняют базу данных, добавляют материал, который в последующем может пригодиться им в работе со своими подопечными. [3]
Также ребята активно участвуют в Клубе студентов-кураторов, который начал действовать на примере Клуба кураторов ЭНИН относительно недавно. Деятельность кураторства в вузе постоянно совершенствуется и перспектив развития в этом направлении много. [4]
Таким образом, повышение уровня квалификации студентов-кураторов Энергетического института Томского политехнического университета, происходит с помощью всевозможных мероприятий, охватывает различные стороны, а полученные знания и навыки повышают эффективность кураторской деятельности, соответственно увеличивая адаптацию первокурсников.
Список литературы
1. Бельская Е.Я. Электронное методическое сопровождение работы куратора в томском политехническом университете // Современные проблемы науки и образования: научный журнал. — 2015. — № 3. — С.366.
2. Бельская Е.Я., Старцева Е.В. Опыт кураторской деятельности в повышении адаптации первокурсников Томского политехнического университета // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.— С.519.
3. Бельская Е.Я., Цветкова О.С. Студенческое кураторство в Энергетическом институте и его роль в адаптации студентов-первокурсников // Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции: Лингвистические и культурологические традиции и инновации, Томск, 12-15 ноября 2014 г. — Томск: Изд-во ТПУ, 2014. — С. 26-30.
4. Лавриненко С.В. Перспективы кураторской деятельности в современных условиях развития технических вузов // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 278-282.
5. Старцева Е.В., Старцев Н.А. Некоторые особенности адаптации студентов первого курса Томского политехнического университета // Сборник статей Международной научно-практической конференции: Инновационное развитие: ключевые проблемы и решения. — Уфа, 2015. — С. 167-170.
6. Стратегия развития воспитания в Российской федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. URL: http://government.ru/docs/18312/ (дата обращения: 29.01.2016).