Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Махачкала
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2019г.

Аннотация: В статье рассматривается содержание проектной культуры, как важная составляющая готовности педагога к осуществлению инновационной деятельности, проектная культура как система и условия формирования проектной культуры будущего педагога.

Ключевые слова: педагог, проект, культура, проектная культура, педагогическое проектирование, технология, формирование, педагогическая технология.

В современном мире явления глобализации культурного и образовательного пространства являются интегративными процессами, несущими в себе потенциал для развития гуманитарного образования в России. Перспективами обновления высшего образования становятся задачи всестороннего обучения будущего педагога, умеющего проектировать собственную трудовую и инновационную деятельность в различных экономических и социальных ситуациях, способного выявить пути и готового найти решения возникающих проблем независимо от внешних обстоятельств, определить индивидуальную стратегию профессионального мышления, деятельности и поведения.

Проектная культура, являясь важной составляющей готовности педагога  к осуществлению инновационной деятельности, имеет ярко выраженный творческий характер и обусловливает способность педагога к  педагогической  проблематизации, целеполаганию, проектированию инновационной системы принципов, содержания, форм, методов осуществления образовательного процесса с последующим рефлексивным анализом и коррекцией результатов внедрения педагогических инноваций.

Педагогические условия формирования проектной культуры личности у педагогов обусловлены положением о том, что названная культура эффективно формируется в инновационной педагогической среде, которая характеризуется конструктивным изменением психологического климата в учебном заведении на основе идей сотрудничества, появлением оригинальных педагогических систем, связанных с развивающим, активным обучением. В структурном отношении педагогические условия формирования проектной культуры у  педагогов представлены системой методологических принципов (принципы активности, субъектности и диалога), а так же системой соответствующих образовательных целей, содержания, традиционных и инновационных форм и методов осуществления образовательного процесса в их диалектическом единстве и оптимальном сочетании.

Проектная культура - это сравнительно новая, но очень значимая составная часть профессиональной культуры современного педагога.

Формирование проектной культуры будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки невозможно без ознакомления обучающихся с сутью проектной деятельности, без включения их в различные формы учебных проектов, без развития проектно-педагогического мышления, готовности к осуществлению проектной деятельности и стремления к профессионально-педагогическому совершенствованию.

Проблема формирования проектной культуры является актуальной, поскольку она, по сути, прогрессивна, жизненно и практикоориентирована, культуросообразна, отвечает потребности формирования нового качества человека XXI века и способствует становлению социальной зрелости обучающихся.

Становление проектной культуры происходило в практическо-производственной сфере, что порождает при исследовании проектирования и использовании проектной методологии в гуманитарной сфере целый ряд проблем.

Формирование проектной культуры в таком понимании принципиально невозможно без ценностно- смыслового самоопределения субъектов педагогического процесса в гуманистической парадигме, поскольку именно в её контексте истинным признаётся то, что составляет ценностные основания для самоопределения любого субъекта педагогического процесса.

Проектная культура по своей структуре является системно-функциональной, по взаимосвязи компонентов - технологической, а по признакам обеспечения эффекта деятельности - системно- синергетической. В соответствии с этим мы считаем, что проектная культура может быть определена как интегративное качество личности, в котором как целостность представлены мотивационно-целевой, интеллектуальный, деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты.

Это определенная,  достаточно квалифицированная степень  соответствия деятельности педагога нормам культуры, включающим педагогические нормы и ценности, научно-когнитивные нормы деятельности, предметно-научные нормы и ценности, систему социально-ценностных ориентиров. Учитывая, что «сознательная деятельность - это такая форма взаимодействия человека со средой, в которой человек осуществляет сознательно поставленную цель», следует считать, что проектная культура охватывает не только процессы создания социокультурных ценностей, но и состояния личности, и продуктивные процессы усвоения этих ценностей. Представим эти элементы.

1.     Процедурный - процесс создания социокультурных ценностей, который включает в себя цели деятельности, мотивы, способы, приемы, действия.

2.     Личностный - состояния личности, которые побуждают человека к овладению проектной культурой.

3.     Информационный - усвоенное содержание.

Личность, овладевшая проектной культурой - это субъект, способный самостоятельно осуществлять проектировочную деятельность «от замысла до результата», вплоть до проектирования и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности.

В основании таких способностей лежат следующие признаки: ценностно-смысловое самоопределение личности; овладение личностью базовыми сторонами человеческой культуры; гармонизация личности (гармония с обществом, природой и самим собой); уровень образованности личности; индивидуально-типологические особенности личности.

Проектная культура педагога основывается на проектной компетентности, включающей в себя знания и умения по основам проектировании, сформированности творческих качеств и способностей личности, ее умении конструировать собственные инновационные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях, творческой активности в преобразовательной деятельности, направленной на оптимизацию и эстетическую организацию среды жизнедеятельности.

Осуществленный теоретический анализ научных фактов, их обобщение и систематизация, а также обращение к передовому педагогическому опыту позволяют нам выделить четыре существенные характеристики формирования проектной культуры будущего педагога, которые мы считаем тенденциями.

1.   Обусловленность формирования проектной культуры педагога востребованностью общества и школой.

2. Обусловленность эффективности формирования проектной культуры педагога высоким уровнем рефлексивного управления этим процессом.

3.     Зависимость формирования проектной культуры от степени развития профессиональной свободы личности, ее творческой самореализации в педагогической деятельности, в выборе ее стратегии и тактики.

В целом, проведенное исследование проблемы формирования проектной культуры позволяет сделать следующие ключевые выводы:

1.                   Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что качественно изменяется поле профессиональной деятельности педагога. Наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание, помощь в развитии, оценка, работа с родителями и т.д.) в условиях модернизации образования актуализируется такая принципиально новая профессиональная функция, как проектировочная (прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды).

2.                   Педагогическое проектирование позволяет сохранить базовые ценности образования и в то же время учесть изменения социокультурной ситуации. В результате проектной деятельности рождается проект. Он может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего.

3.                   Проектная культура субъектов образовательного процесса становится основой инновационных преобразований, обеспечивающих повышение качества образования, активизацию самопознания, осмысление путей и возможностей собственной самореализации, самоизменения личности.

 

Список литературы

 

1.        Ахметова, М.Н. Проектная культура будущего учителя / М.Н. Ахметова. - М., 2007.

2.        Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова - М., 2006.

3.        Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. Автореф. дис. .докт. пед. наук. - СПб., 1995.

4.        Конюшенко С.М. Проектная деятельность педагога: пособие для учителя / Конюшенко С.М.- Калининград: изд-во Калининград.гос.ун-та,-2004.

5.        Шапиева А.С., Магомедова П.К. Применение игровых технологий в процессе обучения. /Шапиева А.С., Магомедова П.К. Сборник научных статей: Евразийский союз ученых.- М., 2015.№ 10-4.