Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АСПЕКТЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ОБНОВЛЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И МУЗЫКЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

В педагогике искусства принято разделение его видов на пространственные, пространственно- временные и временные. К временным относятся музыка и художественная литература, поскольку они обладают определенной динамикой, а изложение музыкального материала, как и литературное повествование, разворачивается во времени.

Эволюция искусства, в его разных сферах, происходит по собственным законам, отражающим специфические приемы и способы воплощения в жизнь художественных замыслов. По разным линиям осуществляется и преемственность традиций, и их обновление. Однако объективное и многоаспектное осознание хода цивилизационных и культурных преобразований человеческого общества, включающего в себя изучение и сопоставление процессов, происходящих на разных уровнях эстетического осмысления действительности, помогает выработать более устойчивые представления о художественной картине мира на протяжении всех этапов ее исторического развития. Более того, человеку, избравшему творческую профессию – музыканта, художника, филолога, искусствоведа и др., важно знать, какие процессы происходят в области художественной литературы, играющей важнейшую роль в жизни человека.

Чтобы проследить, хотя бы в общих чертах, основные этапы сущностных преобразований, очертить линию преемственности и обновления в литературном творчестве, примем за базисную, сущностную основу разработанные и предложенные в начале ХХ века выдающимся русским теоретиком и историком литературы, филологом – энциклопедистом Б.И. Ярхо три условных уровня, на которых наиболее явственно просматриваются особенности содержания и формы любого текста, а именно: идейно-образный, стилистический (лексика, синтаксис) и фонический, звуковой (аллитерация, ассонансы, метрика, ритмика, рифма, строфика) (2, 11). Если исходить из этого положения, то можно определить пути, по которым развиваются литературные традиции и возникают различного рода новации.

Следует при этом отметить, что более пристальное внимание, рассмотрение и сопоставление эволюционных процессов в музыке и литературе, позволяет осознать параллелизм художественных процессов, происходящих в этих, относящихся к временным, видах искусства. Музыкальному произведению, как и литературному, присущи те же, указанные выше уровни, по которым осуществляется преемственность формы и содержания авторского сочинения. В музыке это художественно-образное содержание произведения, его стилистические особенности и фоническое произношение музыкальной речи.

Обращаясь к прошлому, можно видеть, например, что поэтическое мастерство А.С. Пушкина, который для сегодняшнего читателя является классиком мировой поэзии и одним из основателей национальной традиции в русской литературе, в свое время рассматривалось как необыкновенно дерзкое новаторство, взрывающее все устоявшиеся каноны и устои. Современникам Пушкина многое в его творчестве казалось чуждым и непонятным. Стремясь к новым формам стихосложения, насыщая свои произведения нетрадиционным содержанием, Пушкин сумел предвосхитить многие открытия более поздних времен. Можно с уверенностью сказать, что влияние Пушкина испытали на себе практически все поэты- футуристы ХХ - го века. Так, "будетляне" в главе с Д. Бурлюком, осознавали его своим предтечей. Великим учителем Пушкин был и для В. Маяковского, который "знал наизусть "Евгения Онегина", читал, по собственному признанию, Пушкина по ночам и заявлял, что готов возложить хризантемы на его могилу" (4, 58).

Новаторство Пушкина в области языка заключалось, в частности, в том, что он начал осознавать эмоциональное значение звуков (к примеру, повторяющиеся в поэтическом тексте звуки "ч" и "щ" в стихотворении "Анчар" создавали мрачное настроение). Позже, у В. Хлебникова каждая буква будет уже «окрашена» в определенный цвет (м - темно-синяя, в - зеленая, б - красная, с - серая, л - белая).

Пушкин по-своему подходил к проблемам поэтического мастерства. Он, как отмечал Р. Якобсон, "обращался к богатому и разноообразному материалу, однако его техника есть техника коллажа" (5, 233). Со временем эта техника получила широкое развитие, особенно с появлением кинематографа. Монтажность (а в современности и "клиповость" мышления), контрасты, параллелизмы, лейтмотивы, чередование крупных и общих планов, отсутствие повествовательных переходов, изобразительно-драматургическое, а не описательное раскрытие характеров - вот черты, свойственные творчеству Пушкину и ставшие определенной традицией в искусстве ХХ - XXI веков, в том числе и музыкальном.

Весь ХХ век и начало XXI века ознаменован поиском новых средств выразительности. Новое содержание требует новых форм, писал в свое время В. Брюсов. "...Современная поэзия, во что бы то ни стало, должна искать новых метров и новых ритмов, новой музыкальности и новых способов рифмовки, потому что только новыми приемами она будет в силах заговорить на новом языке" (1, 336).

Будучи воспитанными на традициях русского литературного языка, поэты - футуристы в то же самое время яростно сражались с канонами в стихосложении. Изучая проблемы поэтики, В.М. Жирмунский и Н.Б. Томашевский замечали, что "общая эволюция русской литературной рифмы протекала в движении от "точности" (ХVIII - ХIX века) к "неточности" (ХХ век), что выразилось в переходе от ориентации на орфографию к акустическому принципу рифмовки" (3, 6). (В некотором роде схожие процессы происходили в эти времена в изобразительном и в музыкальном искусстве.)

Так, Маяковский углубляет "предударное созвучие", каждое слово выписывает отдельной строкой, и его стих вытягивается не по горизонтали, а по вертикали. В результате "слова в стихе как бы отрываются друг от друга и дефилируют перед читателем каждое поодиночке, демонстрируя свои семантические возможности" (2, 459,460).

Этот факт, когда поэт аппелирует к иным, зрительным впечатлениям читателя, так же как и стремление многих авторов поэтическими средствами передать особую музыку, "краску", ритм стиха, свидетельствует о том, что нередко новаторские решения в художественной литературе приходят в результате использования выразительных средств, присущих смежным видам искусства - живописи, музыке, театру.

В целом же ХХ век, начавшийся с яростных новаций, самовозвеличиванием декаданса, кончается "творческой игривостью деструктивизма". "Деструктивистская идеология требует описывать картину мира (...) чем прихотливее, тем лучше", - писал видный литературовед М.Л. Гаспаров (2, 493).

Однако и сегодня продолжают развиваться лучшие художественные традиции, доказавшие на практике свою жизненность. Главное в процессе изучения и постижения произведения, относящегося к тому или иному виду искусства, - различать его множественные грани, соприкасающиеся в сложных взаимодействиях между собой, видеть его в исторической ретроспективе, сочетающей в себе традиционные устои и новаторские тенденции.

 

 

 

Список литературы

 

1.       Брюсов В.Я. Избранные сочинения в 2-ух томах. – М., Гос. изд. худ. лит-ры, 1955. Т.2. [Текст ]

2.       Гаспаров М.Л. Избранные труды в 2-ух томах. – М., «Языки русской культуры»,1997. Т.2. [Текст ]

3.       Ивлев Д.Д. «Предударная рифма» и рифма Маяковского [Текст ] // Традиции и новаторство в советской литературе. – Рига: Изд. Латв. Гос. универс., 1986. – с. 6 – 15.

4.       Никольская Т. Футуристы и Пушкин [Текст] // Традиции и новаторство в советской литературе. – Рига: Изд. Латв. Гос. универс., 1986. – с. 57 - 64.

5.       Якобсон Р.О. Пушкин в свете реализма. [Текст]// Работы по поэтике. – М.: Прогресс, 1987.