Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Современная биология является основополагающей наукой в единой системе знаний о природе и человеке. В системе профессиональной подготовки врача медицинская биология является базисной дисциплиной. Будущий врач должен знать медико–биологические аспекты экологических проблем человека,  необходимые для формирования науки о здоровье.

Самарский государственный медицинский университет - это многоуровневая система непрерывной подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. Кафедра медицинской биологии, генетики и экологии является одной из ведущих теоретических многопрофильных кафедр Самарского государственного медицинского университета. Процесс формирования молодого врача в стенах высшей медицинской школы совершается постепенно и последовательно. Дать студенту фундаментальные знания, умения, навыки и способствовать дальнейшему самообразованию и самоусовершенствованию – одна из главных задач высшей медицинской школы. Эта задача реализуется на лекциях, лабораторно-практических занятиях и семинарах, на которых обсуждаются важные проблемы, имеющие значение для современной медицины.

На кафедре медицинской биологии, генетики и экологии СамГМУ разработаны в соответствии с ФГОС-3 рабочие программы по биологии  для студентов всех специальностей  обучения. Эти программы отражают современное состояние развития биологической наук, учитывают задачи преподавания ее как учебной дисциплины для естественнонаучной и профессиональной подготовки врачей. Программа по медицинской биологии, генетике и экологии включает следующие разделы:  цитология, размножение,  биология развития, генетика, медицинская паразитология, вопросы эволюции, антропогенез, биосфера и человек, медико– биологические аспекты экологии. При составлении программ учтены опорные знания среднего образования и координация преподавания и обучения со смежными и последующими медико-биологическими и клиническими дисциплинами.

Для объективной оценки знаний студентов на лабораторно-практических занятиях проводится входной и выходной тестовый контроль, решаются ситуационные задачи. Проводится индивидуальный опрос по ключевым вопросам темы, которые заранее предлагаются студентам для самостоятельной подготовки. По итогам изучения разделов программы предусмотрена такая форма контроля как рубежный контроль, на основании которого проводится оценка знаний, навыков и умений студентов. Форма задания для рубежного контроля включает комплекс оценочных материалов: теоретические вопросы, тестовые задания и ситуационные задачи. Для каждого студента предусмотрен индивидуальный вариант контролирующего задания. Далее мы приводим образец задания для рубежного контроля по медицинской экологии. Схема задания идентична при составлении вариантов заданий рубежного контроля по другим разделам дисциплины. Рубежный контроль является обязательным компонентом фонда оценочных средств (ФОС), разработанным сотрудниками кафедры в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине «Биология».

Образец задания для рубежного контроля по медицинской экологии.

I.     Теоретический вопрос. Экологическая медицина. Факторы возникновения  и развития  экологически зависимых заболеваний. Особенности диагностики, лечения и профилактики экологически зависимых заболеваний.

II.    Тестовые задания.

 1.   Выберите правильный ответ. ПДК – это:

а) норматив, определяющий количество вредного вещества в определѐнном объѐме окружающей среды, которое практически не влияет на здоровье человека;

б) концентрация вредного вещества в окружающей среде; в) допустимые содержания выбросов в воздухе;

г) характеристика загрязнения среды;

д) предел достижения концентрации.

2.       Какие из перечисленных гигиенических требований предъявляются ко всем видам продовольственного сырья?

а) не допускается присутствие микотоксинов; б) нормируется количество пестицидов;

в) нормируется остаточное количество антибиотиков; г) допускается присутствие бензапирена;

д) не допускается применение полихлорированныхбифенилов.

3.   Укажите, какие органы и ткани являются основными депо для ванадия. а) волосы;б) ногти;в) кровь;г) подкожно – жировая клетчатка;д) кости;

ж) почки;з) печень.

4.   Перечислите факторы, определяющие степень радиоактивного загрязнения: а) общее количество радионуклидов, выброшенных в окружающую среду;

б) характер распределения их на местности; в) дезактивация водоѐмов;

г) радионуклидный состав загрязнений; д) содержание нитратов в почве;

е) погодно-климатические условия; ж) тип почв, особенности рельефа.

III.    Контролирующая задача.

Первые реакторы были построены на «Фукусиме» почти сорок лет назад по американским проектам. Их устойчивость к землетрясениям была рассчитана только на магнитуду семь баллов. Известно, что в 1923 году Токио был разрушен землетрясением с магнитудой в 8,3 балла. Мощные аварийные генераторы электричества располагались на берегу и на уровне моря. Отработанные ядерные отходы «Фукусимы-1» не вывозились в специальное хранилище, а складировались в стальных капсулах - баках над реактором. Поэтому во время землетрясения были повреждены баки и радиоактивные отходы начали вытекать. В «отработанном» радиоактивном топливе радиоактивности содержалось значительно больше, чем в остановленном реакторе. Главным компонентом радиоактивных отходов были цезий, стронций и плутоний. Как указанные радионуклиды поступают в организм? Назовите периоды полураспада радиоактивных долгоживущих изотопов цезия-137, стронция-90, плутония-239, йода-131. Через какие органы человека происходит их выведение? Назовите меры защиты от радиации.

Теоретические вопросы, включенные в задания рубежного контроля, соответствуют рабочей программе, позволяют выяснить глубину и степень усвоения фактического материала, способствует активизации познавательной и мыслительной деятельности студентов, выявляют их способность анализировать изученный материал, сопоставлять данные и делать выводы. Тесты, включенные в задание, позволяют быстро оценить знания обучающихся, выявить пробелы, допущенные при изучении конкретного учебного материала, увеличить объективность контроля знаний, а также повысить интерес студентов к изучаемой проблеме. При составлении заданий для рубежного контроля используются тесты различных типов: закрытого типа, на соответствие понятия и его определения, установление последовательности событий, процессов, и т.д. В заданиях рубежного контроля используются контролирующие задачи, решение которых способствует усвоению учебной темы, изучению конкретных экологических ситуаций, имеющих медицинское значение. Оценка умений студентов проводится путем решения конкретных или обобщенных профессиональных проблем.

Таким образом, рубежному контролю принадлежит важная роль в развитии профессионально- рефлексивных способностей и умений будущих специалистов медицинского профиля. Он способствует осознанию и пониманию разнородной учебной информации и преодолению стереотипного мышления. Рубежный контроль – один из важнейших этапов контролирующих мероприятий при оценке знаний студентов медицинского вуза.

 

Список литературы

1.      Амиров А.Ф., Гаранина Р.М., Гаранин А.А. Активизация личностно- развивающего потенциала самостоятельной работы студентов вуза как условие развития из субъективной позиции. Монография. г.Самара. ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России. Издательство «Офорт», 2014. – 515 с.

2.      Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 435с.

3.      Котельников Г.П. На новый качественный уровень // Высшая школа XXI века: Альманах. – 2014 - №21. – с. 48-50

4.      Романцов М.Г. Использование методов конструктивной педагогики в реализации Болонской декларации при обучении будущих врачей. Здравоохранение Российской Федерации. – 2011 - с. 32-35