23 февраля 2018г.
Сущностью Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (далее ФГОС) являются новые результаты образования, не только предметные, но и метапредметные, и личностные. Т.е. младший школьник должен овладеть УУД, которые, обеспечат формирование ключевых компетенций: социальной, политической, коммуникативной, общекультурной, информационной, а также способности учиться всю жизнь. Учитель начальных классов, прежде чем научить ребёнка всему этому, должен уметь выявить стартовые возможности каждого обучающегося, а в дальнейшем регулярно отслеживать успешность развития каждой группы результатов.
Мониторинг - это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о системе взаимодействия «учитель - ученик», обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием развития индивидуальных способностей каждого ученика, его включением в учебную деятельность с учётом его возможностей, а также дающая возможность прогнозирования качества обучения. Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения. Такой компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования начальной школы, а также он должен быть удобным и достоверным.
Мониторинг уровня обученности первоклассников – вопрос сложный и спорный. От качества организации системы оценки образовательных достижений на начальном этапе во многом зависит формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся, степень мотивации и желание учиться. Обучающиеся овладели только первичными навыками чтения, счёта, научились понимать прочитанное, анализировать, отвечать на вопросы, работать по плану и важно аккуратно, максимально объективно измерить и оценить степень первоначальной обученности.
Для того, чтобы объективно оценить качество приобретённых навыков у первоклассников, администрацией школы осуществляется входной и итоговый контроль. В начале года – входной контроль первоклассников проходит в форме экспресс-диагностики по выявлению уровня развития пространственной ориентировки, элементарных представлений о числе, о фигурах, простых закономерностях и способности анализировать. В ходе выполнения работы также можно увидеть сформированность таких УУД, как самостоятельность в работе, произвольность внимания, некоторые личностные качества (рис. 1)
Диагностическая работа по русскому языку представляет собой задание на выявление элементарных
пространственных представлений, знание букв, избирательность внимания, умение копировать мелкие
элементы и готовность руки к письму, предпосылки развития фонематического слуха и анализа и т.д. (Рис. 2).
Обработка результатов экспресс-диагностики: каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом. Соответственно сумма баллов показывает уровень подготовленности ребёнка к школе: 0-2 – низкий, 3-4 – средний, 5 – высокий.
Итоговый контроль по окончанию учебного года выполняется детьми в форме письменной контрольной работы по математике и диктанта с грамматическими заданиями по русскому языку. В ходе работы проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний, умений, навыков установленным ФГОС
НОО:
·
Качество усвоения предметных знаний,
умений, навыков
в
соответствии с ФГОС
НОО 1 года обучения (писать под диктовку слова и простые предложения, определять в слове гласные, согласные, ударение, счётные операции в пределах 10 на уровне автоматизированного навыка и т.д.),
·
Степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (навык смыслового чтения, умение находить ответ в задаче и
т.д. ).
·
Степень развития основных качеств умственной деятельности (умения анализировать, сравнивать и
т.д.),
·
Уровень развития познавательной активности,
интересов,
отношения
к
учебной
деятельности, степень прилежания.
С учётом безотметочного обучения в 1 классах оценивание контрольных работ происходит в форме
определения уровня знаний: высокий, средний, низкий. Сравниваются результаты стартового контроля и итогового по каждому обучающемуся.
Так более 75% первоклассников научились на высоком уровне считать в пределах 10, решать простейшие задачи, чертить отрезок и т.д. Мониторинг уровня сформированности математических знаний
демонстрирует рост качества обученности
математическим навыкам (Рис. 3).
Уровень сформированности знаний, умений и навыков первоклассников в области русского языка
продемонстрирован на рис 4. Интересно, что на начало учебного года дети
владели разным уровнем речевой готовности. А по окончании года из диаграммы видно, что уровень формирования языковых навыков резко снизился у первоклассников 1 «Б» класса. Это говорит о высокой
степени готовности обучающихся к началу 1 класса,
но
низком уровне обученности к концу года.
Первоклассники (88%) на начало обучения знали буквы, имели избирательность внимания и готовую руку к письму.
К концу года только 48 % смогли справиться с диктовкой на необходимом уровне
и с минимумом грамматических заданий.
Следующим этапом работы по оценке качества обучения логично будет выявить причины слабой
успешности
1 «Б»
класса.
Список литературы
1.
Настольная книга завуча начальной школы – авт. сост. Н. А. Богачкина, Т. К. Инусилова, Ю. В. Щербаков – М.: Глобус, 2007. – 313 с.