17 февраля 2019г.
Перед промышленностью строительных материалов стоят задачи развивать производство эффективных строительных материалов, полнее использовать вторичное сырье. Необходимо подходить к использованию вторичных ресурсов, рассматривая их не как отходы производства, а как ценное сырьё, источник расширения сырьевой базы.
Среди промышленных отходов одно из первых мест по объёму образования занимают золы и шлаки от сжигания твердых видов топлива (уголь разных видов, горючие сланцы, торф). Огромные количества золы и шлака скопились в отвалах, занимающих ценные земельные угодья. Содержание золошлаковых отвалов требует значительных затрат. В то же время золы и шлаки являются материалами, прошедшими высокотемпературную обработку и получившими специфические свойства, предопределяющие возможность их эффективного использования в производстве различных строительных материалов
В условиях Костромской области актуально вовлечение в строительное производство топливного шлака, образующегося в котельных установках региона, при сжигании каменного угля (Казахстан, г. Шубарколь, угольный Шубаркольский разрез). В настоящее время это техногенное сырье не находит рационального применения и удаляется в отвалы. Поэтому изучение свойств топливного шлака из отвалов Костромской области с целью его дальнейшего использования, является актуальной задачей.
Цель работы - исследование вышеназванного отхода, для оценки его пригодности в качестве минеральной добавки.
Топливный шлак Костромской области - сыпучий кусковой материал с частицами неправильной формы серо-черного цвета, с включением желтых и белых зерен. Размер частиц, преимущественно, 20-40 мм. Однако встречаются куски размером до 70 мм, имеющие серый оттенок.
В работе использован молотый в шаровой мельнице шлак. Свойства измельченного шлака представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные свойства шлака
Внешний вид
|
Насыщенная
плотность кг/м3
|
Средняя плотность
кг/м3
|
Истинная плотность
кг/м3
|
Остаток на
сите №008, 5%
|
Порошок,
чёрного цвета
|
945
|
1846
|
2780
|
11,3
|
Химический состав исследуемого топливного шлака установлен в Белгородском государственном технологическом университете имени В.Г. Шухова (таблица 2).
Таблица 2
Химический состав шлака
Оксиды
|
SiO2
|
Al2O3
|
Fe2O3
|
CaO
|
MgO
|
TiO2
|
K2O
|
Na2O
|
SO3
|
P2O5
|
MnO
|
Масс. %
|
59,8
|
30,05
|
3,27
|
1,08
|
1,37
|
1,3
|
1,28
|
0,183
|
1,09
|
0,12
|
0,07
|
Станд.
откл. %
|
0,25
|
0,23
|
0,09
|
0,05
|
0,06
|
0,06
|
0,06
|
0,01
|
0,05
|
0,006
|
0,0035
|
Как известно, химическая активность является наиболее важным свойством топливных шлаков, обуславливающих возможность их применения в составе вяжущих веществ и бетонов. При этом, одним из основных компонентов минеральной части углей, определяющих возможность и условия практического применения (в составе вяжущих веществ и бетонов) топливных отходов, является оксид кальция. Однако это характерно лишь для высококальциевых зол, содержащих свободные оксиды кальция и магния. Как видно, исследуемый шлак почти не содержит CaOсв и MgOсв. Между тем, как показали наши исследования, при введении в бетонную смесь до 20% (от массы цемента) шлака, прочность пропаренного бетона возрастает почти в 2 раза по сравнению с бездобавочным составом.
Вероятно, это обусловлено аморфными компонентами шлака, способными связывать гидроксид кальция твердеющего цементного камня с образованием нерастворимых соединений. В свою очередь, накопление нерастворимых новообразований даёт возможность гидравлического твердения портландцемента со шлаком. Кроме того, как известно, водотепловая обработка (том числе и пропаривание при нормальном давлении) резко увеличивает активность всех аморфных фаз зол и шлаков. Продуктами взаимодействия аморфных фаз с Ca(OH)2 при повышенных температурах являются гидросиликаты кальция состава CaO× SiO2×H2O и гидроалюмосиликаты кальция (гидрогранаты).
Однако необходимо отметить что дальнейшее увеличение расхода шлака приводит к некоторому снижению прочностных показателей бетона. Безусловно, это связано с ухудшением удобоукладываемости бетонной смеси, содержащей шлак в количестве более 20%. Введение в шлакобетонную смесь гиперпластификатора «Хедитал ГП-9 альфа Б» в количестве 1,3% от массы цемента с одновременной оптимизацией тонкости помола, позволила поднять прочность шлакобетона до 40 МПа и более.
Таким образом, выполненные эксперименты показали не только возможность, но и целесообразность использования топливного шлака Костромской области в качестве минеральной добавки. Исследованиями установлено, что в структурообразовании принимает участие не только клинкерная составляющая вяжущего, но и шлаковая.
Топливный шлак начинает активно участвовать в структурообразовании цементного камня. Происходит взаимодействие свободной гидроокиси кальция с составляющими шлака и образуются волокнистые гидросиликаты кальция группы CSH (B).
Как известно, цементы с минеральными добавками характеризуются пониженным тепловыделением. Это открывает большие перспективы использования бетона, содержащего шлак для массивного (в частности гидротехнического) строительства, так как повышенное тепловыделение при твердении вызывает трещинообразование.
И наконец, значительное увеличение прочностных показателей бетона на портландцементе с добавкой топливного шлака при тепловлажностной обработке предопределяет целесообразность его применения на заводах сборного железобетона.
Список литературы
1. Чулкова И.Л., Пастушенко И.В., Парфенов А.С. Строительные композиты на основе местного техногенного сырья// Технология бетонов. 2014. №3 (92). С. 12-13.
2. Барахтенко В.В., Бурдонов А.Е., Зелинская Е.В., Толмачева Н.А., Головнина А.В., Самороков В.Э. Исследование свойств современных строительных материалов на основе промышленных отходов // Фундаментальные исследования. 2013. №10-12. С.2599-2603.
3. Мингалеева Г.Р., Шамсутдинов Э.В., Афанасьева О.В., Федотов А.И., Ермолаев Д.В. Современные тенденции переработки и использования золошлаковых отходов ТЭС и котельных // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 225.
4. Яценко Е.А., Грушко И.С., Гольцман Б.М. Опыт создания строительных материалов на основе зол и шлаков тепловых электростанций // Научное обозрение. 2014. №9-2. С. 443-448.