26 февраля 2016г.
Театр с давних времѐн служит олицетворением городской культуры и искусства, театр объединяет творчество драматурга и поэта, композитора и музыканта, режиссѐра и актера, сценографа и художника. Архитектору, создающему новый театр, решающему сложные, многоплановые задачи, связанные как с искусством театра, так и с его профессиональными проблемами — градостроительными и архитектурными, всегда принадлежит значительная и ответственная роль. Именно поэтому театральным зданиям традиционно отводятся лучшие места в городе, самые крупные зодчие соревнуются за честь проектирования новых театров. На рубеже 19-20 столетий активизация театральной жизни, расширение и демократизация зрительской аудитории, создание многих новых трупп, обновление театрального искусства требуют строительства значительного числа театров.
В этот период в г.Иваново возводится третий по величине в стране (после театров г.Новосибирска и г.Ростова-на-Дону) крупнейший театрально-культурный центр на основе конкурсного проекта «здания массового театра в г.Иваново-Вознесенске» (с 1932 г. – г.Иваново). Конкурс на проект стал своеобразным продолжением революции философии театрального искусства.
Проект театра в г.Иваново создавался в условиях начинавшегося общего стилистического поворота в советском искусстве, ярко отразившегося на его архитектуре. Новый театр в городе строился как оперно- драматический с единый залом на 1500 мест, однако по своим сценическим возможностям он был рассчитан для показа любого вида зрелищного искусства: драмы, оперы, балета, цирковых номеров, и даже любой массовой пантомимы (Рисунок 1). Однако грандиозные масштабы работы нового театрально-культурного центра города в середине 40-х-50-х годов ХХ века не получили дальнейшего развития на фоне общего спада культурно-массового строительства.
В конце 60-х гг. в г.Иваново вновь остро встаѐт вопрос о культурном просвещении населения города. На данный период времени из театрально-зрелищных предприятий работали лишь областной театр музыкальной комедии, областной драматический театр и цирк. Театр музыкальной комедии находился в старом здании со зрительным залом вместимостью 804 места, а областной драматический театр - в здании Дома техники, реконструированного под театр с залом в 734 места. Поэтому становится актуальным создание единого комплексного сооружения, способного включить все разрозненно расположенные театрально-зрелищные предприятия с целью обогащения культурной жизни населения.
В 1969 г. на основании задания на проектирование архитектурная мастерская №3 московского проектного института «ГИПРОТЕАТР», во главе с главным архитектором проекта Г. Татуловым и главным инженером мастерской А. Бадановым, разрабатывает
проектную документацию «на реконструкцию здания бывшего областного драматического театра в городе Иваново под здание музыкального театра, филармонию с концертным залом, танцевальный зал и др.».
В основу архитектурно-планировочного решения было положено предпроектное конкурсное решение, получившее одобрение жюри. Это решение предусматривало размещение концертного зала под театральным залом. Такое решение впервые было применено в отечественной практике строительства театрально-зрелищных зданий.
Проектом
реконструкции был
предусмотрен
новый
состав
помещений
основного назначения. В него входили: музыкальный театр на 1500 мест с возможностью расширения до 1590 мест, концертный зал на 704 места с увеличением до 768 мест, малый зал на 323 места и танцзал с кафе на 200 мест. Театр и концертный зал имели общие кассовый вестибюль и вестибюль с гардеробами, рассчитанными на общую вместимость двух залов. Предполагалось, что начало представлений в театре и концертном зале не будут совпадать. Раздельный контроль устанавливался за пределами вестибюля.
Театральная часть здания
после реконструкции предназначалась для постоянной работы
Ивановского областного театра музыкальной комедии и гастролей музыкальных театров страны. Концертный зал предназначался в качестве стационара Ивановской областной филармонии для проведения филармонических и эстрадных концертов, малый зал - для работы Ивановского Отделения ВТО, литературных концертов и киносеансов.
Принцип решения концертного зала под залом театра был проведѐн в проекте благодаря подъѐму отметки планшета сцены театра на 1 этаж. Это дало возможность использовать большие чердачные пространства старого здания, не выходя, однако, за пределы отметок существующих карнизов, и в то же время разместить по вертикали два зала, не опускаясь ниже существующих отметок фундаментов. Зал театра был решѐн партером с одним балконом и боковыми ложами. Технологические помещения располагались за задней стеной партера и балкона.
Согласно проектному предложению, зал вписывался в новые стены, объѐм его был сокращен. Удаление последнего зрителя на балконе от красной линии по диагонали составляло 30м.
Архитектурная выразительность зрительного зала строилась на сложной пластике балконов и лож, для отделки которых применялась декоративная штукатурка. В отделке зала
применялась также облицовка твердыми породами
дерева, искусственная кожа, синтетический ковер и т.д.
Концертный зал согласно проекту располагался под театральным залом и изолировался от него монолитной перекрѐстно-ребристой плитой со специальной акустической звукоизоляцией.
Концертный зал предназначался для проведения концертов малых филармонических и эстрадных коллективов. Все места были расположены амфитеатром и имели хорошую видимость. Предельная удалѐнность зрителей – 18 м. Эстрада оборудовалась акустической раковиной с поворотными кулисами в нижней зоне. Такая система позволяла видоизменять эстраду в зависимости от характера выступлений.
В комплексе здания драматического театра был также запроектирован
малый зал
на
323 места, для эксплуатации его филармонией. Он предназначался для многоцелевого использования. Там могли проводиться небольшие концерты, творческие вечера, вечера чтецов-декламаторов, встречи с актерами, лекции и т.д. Зал оборудовался широкоэкранной установкой, изолированным входом с улицы, своим вестибюлем с гардеробом и санузлами и фойе. При проведении киносеансов выход зрителей предусматривался непосредственно на улицу. В дневное время в малом зале могли проводиться репетиции театра и концертного зала.
Главной особенностью нового проекта, с учѐтом эксплуатационных свойств и норм безопасности, была возможность создания изолированной работы театра, концертного зала, малого зала и танцзала, также и стороны сценических помещений. Административно-артистический корпус, расположенный вдоль заднего фасада здания (ул.Крутицкая) и имеющий связь с главным корпусом и сценой, полностью сохранялся, в архитектурном замысле которого в наибольшей степени проявлялся творческий почерк А.В.Власова.
В целом наружный объѐм здания драматического театра сохранялся. По главному фасаду справа и слева от существующего
объѐма главной
лестницы надстраивались два объѐма (малый зал и зал
кафе с танцзалом).
Кроме того, перед ними устраивался одноэтажный портик навес на всю ширину главного фасада. Нижние поверхности подпорных стен частично закрывались откосами с одерковкой. Остальные части подпорных стен облицовывались гранитом.
В 1987 году в г.Иваново была завершена эта одна из крупнейших в истории театрально-зрелищного строительства реконструкция здания областного драматического театра, в результате
которой был введѐн в эксплуатацию театральный комплекс, включающий в себя музыкальный театр с залом на 1464 места, драматический театр на 733 места, театр кукол с залом на 305 мест и кафе-танцзал на 200 посадочных мест. Отличающей особенностью созданного в результате реконструкции комплекса является то, что все его элементы размещены, в
основном, в
габаритах
старого здания - общая кубатура после реконструкции увеличилась всего на 15%. Подобная реконструкция не имеет аналога в отечественной практике.
Список литературы
1.
История советского драматического театра. В шести томах. Том 1. 1917-1920. – М.: «Наука», 1966, 407 стр.
2. А.М. Тихомиров. Иваново. Иваново-Вознесенск. Путеводитель сквозь времена. – Иваново: ИД «Референт», 2011. – 328 с., илл.
3. Ю.Д. Хрипунов, Ю.П.
Гнедовский, С.В. Гнедовский и др. Архитектура советского
театра. – М.: Стройиздат, 1986, 400 с. с илл.
4. Архивные материалы: РГАИО. Фонд р-31, опись №8, дело №73.
Фото предоставлено Садковым Д.В. Ок. 1961 г.