27 февраля 2016г.
Геополитическая обстановка начала XXI века и связанные с ней сложные и трудно-прогнозируемые ситуации военно-политического характера, возникающие в военно-политической сфере, а так же современные тенденции применения войск (сил) оказывают большое влияние на характер процесса управления войсками (силами). Сложность и скоротечность процессов современной военной управленческой деятельности настоятельно требует автоматизации управления войсками (силами) на всех уровнях их организационной структуры и информатизации интеллектуальной и творческой деятельности должностных лиц органов военного управления, то есть создания специализированных сетевых систем информационного обеспечения.
Видоизменение взглядов военных специалистов на организацию процесса автоматизированного управления войсками (силами) в условиях повседневной деятельности, а также во время подготовки и ведения боевых действий привело к формированию принципа функциональной интеграции, подразумевающего объединение средств автоматизации управления, связи и получения информации в единый контур унифицированных средств для достижения возможности систематического наблюдения за изменяющейся обстановкой в любом регионе мира, ее динамической оценки и точного наведения ударных средств в любой точке земного шара для решения задач на всех уровнях управления войсками (силами) и оружием [3].
На фоне растущей информатизации сферы военного управления возникает задача подготовки квалифицированных офицерских кадров для работы со сложной информационно-вычислительной техникой. Следовательно, становится актуальным вопрос технического обеспечения подготовки кадров для эксплуатации средств в составе вышеозначенных специализированных систем.
В настоящей работе обозначен Ряд комплексных требований к средствам вычислительной техники, применяемой для подготовки офицерских кадров.
Мировая практика подтверждает возможность совершенствования военного образования на основе широкого внедрения методов и средств современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также возможность на более высоком уровне решать задачи развивающего обучения, интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса, подготовить пользователей к применению современных информационных технологий, а также специалистов в области информатики и вычислительной техники [2].
В связи с вышеизложенным, к средствам вычислительной техники и компьютерным системам, на базе которых реализуются возможности информационных и телекоммуникационных технологий в сфере военного образования, должны предъявляться следующие требования:
- высокая универсальность и адаптируемость к разнообразным условиям и методам использования в широком спектре выполняемых функций; достаточное быстродействие при реализации этих функций;
- наличие в составе системы ряда рабочих мест, обеспечивающих одновременную и независимую работу обучаемых по одинаковым и различным программам; обеспечение управляемой взаимосвязи между учащимися для организации совместной работы;
- обеспечение возможности протоколирования хода решения учебных задач на каждом рабочем месте;
- наличие развитых средств отображения графической и текстовой информации, а также средств ввода и манипулирования этой информацией, необходимое качество экранных средств, широкие возможности построения динамичных изображений;
- простота и доступность интерактивного взаимодействия обучаемых с ПЭВМ, гибкая настройка формы этого взаимодействия применительно к конкретным условиям и задачам;
- адаптивность к возможностям, индивидуальным и возрастным способностям обучаемых [2];
- максимальное приближение внутреннего интерфейса учебных ПЭВМ к особенностям реальной военной техники;
- интеграция учебных ПЭВМ с тренажерными системами, насколько это возможно для решения каждой конкретной учебной задачи.
Реализация идей информатизации военного образования возможна в условиях использования в этой сфере перспективных моделей ПЭВМ, обеспечивающих:
- знакомство курсантов и слушателей с современными базами данных, базами знаний, инструментарием
технологии мультимедиа, прикладными программными средствами и системами, требующими работы с большими объемами информации как постоянно хранимой, так и изменяемой и работы в операционной среде на каждом рабочем месте;
- работу со специальным периферийным оборудованием, функционирующим на базе средств информационных технологий;
- использование средств телекоммуникаций на уровне синтеза компьютерных сетей и средств телефонной, телевизионной, спутниковой связи для информационного взаимодействия и информационного обеспечения как отдельных пользователей, так и военных учебных заведений [2].
Для внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в систему военного образования важно применение системного подхода, который основывается на выявлении всех существенных факторов, устанавливающих связь между элементами и формирующих целостные свойства системы, выполняющей согласованную совокупность действий, объединяемых общим замыслом и единой целью, в частном случае подготовкой квалифицированных военных авиационных специалистов.
Выбор рациональных и оптимальных решений при интеграции информационных и образовательных технологий с системных позиций, в первую очередь, основывается на анализе эффективности обучения или образования на базе новой интегрированной технологии, т.е. на основе оценки эффективности взаимодействия преподавателя и курсантов (слушателей).
Таким образом, сформулированы общие требования к средствам вычислительной техники, применяемой при подготовке военных специалистов. В соответствии с предложенными требованиями должна строиться политика оснащения компьютерных классов и учебных мест военных ВУЗов.
Список литературы
1. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000. – 168 с.
2. Дудулин К.В., Семизоров И.Н. Роль информационных технологий военного образования в подготовке офицерских кадров / Известия ИИФ – А-Принт, №1, 2010. с.85-86.
3. Зарубежное военное обозрение. -1998.-№1.-С. 21.
4. Литовчин Ю.М., Макеев В.Г. Комментарии к русскому изданию доклада ЮНЕСКО «Эффективное образование – приоритетный путь России в новый информационный мир». – М.- 2001. – 78 с.
5. Титов В.Б., Киселева В.В. Комплекс психологических средств акмеологического мониторинга в учебно- научных центрах МО РФ / Известия ИИФ – А-Принт, №1, 2010. с.81.
6. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.- М: МИА, 2008. - 14 с.