18 февраля 2018г.
В мировой практике постоянно возрастают объемы перевозок насыпных и навалочных грузов. Вместе с тем повышаются и требования к технической и экологической безопасности перевозок, сохранности груза, удобству принятой схемы транспортировки для потребителя. Кроме того, при перевозке железнодорожным транспортом время от времени возникает проблема недостатка специализированного подвижного состава и транспортного оборудования, которые используются для этих перевозок. Все это стимулирует транспортные организации разрабатывать и внедрять новые, эффективные технологии погрузки, перевозки и перевалки сыпучих грузов. Одними из самых распространённых сухих грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, является цемент.
Оценка качества цемента, предъявляемое к перевозке, определяют основными свойствами, такими как – масса, влажность, клейкость, наличие примесей и загрязнений. Одним из самых важных является влажность цемента.
Классификация грузов по степени влажности такова:
· сухие (менее 14%);
· средней сухости (14-15,5%);
· влажные (15,5-17%);
· сырые (более 17%).
Если показатель влажности превысит 18%, непременно возникнет процесс, который впоследствии приведет к повышению общей температуры груза.
В цементных грузах высокая температура и влажность приводят к заплесневению и «дыханию», что вызывает потерю веса, усыхание и, конечно же, порчу груза при транспортировке.
Технологией, которая позволяет оптимизировать логистические затраты при проведении погрузочно- разгрузочных работ, перевозки, перевалки и временного хранения сыпучих грузов, является организация транспортировки таких грузов в мягких контейнерах (биг-бегах, МК), погруженных в полувагон.
Мягкий контейнер фактически является большим мешком, который имеет стропы или петли и зацепы для подъема, и тело мешковидного типа для хранения и перевозки груза. Грузоподъемность МК варьируется обычно от 500 кг до 2000 кг.
Анализ имеющейся информации относительно технологий использования мягких контейнеров при перевозке сыпучих грузов позволяет выделить следующие преимущества этих технологий перед традиционными:
· отсутствие потребности в дефицитном специализированном подвижном составе;
· термический контроль перевозимого груза;
· отсутствие физических потерь перевозимых грузов;
· сохранение качества и чистоты перевозимых грузов;
· защита подвижного состава и окружающей среды от отрицательного влияния перевозимых грузов;
· отсутствие необходимости очистки грузового помещения подвижного состава после перевозки сыпучего груза;
· простые механизмы, используемые в технологическом процессе погрузки - выгрузки МК;
· возможность временного хранения грузов при перевалке на открытых портовых площадках, что позволяет экономить оборотные средства на постройку складских помещений;
· повышение качества условий работы персонала, в том числе и с точки зрения санитарно - гигиеничных условий.
На основании этих преимуществ были разработаны схемы перевозки мягких контейнеров в полувагоне:
Сравним перевозку цемента в биг-бегах (грузоподъемность равна 1000 кг.), размещая их полувагоне, и в хоппер-цементовозе навалом. Произведем
расчёт перевозки груза от Иркутска до Москвы расстоянием
в 5000 км.
В таблице 1 указаны данные расчёта стоимости перевозки за 1 подвижную единицу с учётом крепления, упаковки и погрузки-выгрузки перевозимого груза.
Таблица 1 – Данные расчёта стоимости перевозки за 1 подвижную единицу с учётом крепления, упаковки и погрузки-выгрузки перевозимого груза
Тип вагона
|
Грузоподъемность
|
Внутренний
объем
|
Цены
на ЖД
перевозки Иркутск- Москва (расстояние 5000 км)
|
Стоимость
перевозки на
один вагон
|
Стоимость
тары
|
Итого
|
Полувагон
12-127 +
биг-бег
|
70 тонн
1
тонна
|
75 м3
0,7 м3
|
430 0000
руб. 200 руб.
|
444000
руб.
|
748000
руб.
|
1192000
руб.
|
Хоппер-
цементовоз
11-715
|
65 тонн
|
93 м3
|
585000 руб.
|
585000
руб.
|
—
|
585 000
руб.
|
Сопоставление цен на перевозку цемента в разных типах вагона наглядно представлено на диаграмме.
По результатам исследования экономической эффективности перевозок цемента в биг-бегах, перевозимых в полувагоне, и в хоппер-цементовозе, можно сделать следующий вывод. Перевозка цемента в хоппер-цементовозе более целесообразна, и, как показал экономический расчет,
данная перевозка более эффективна, удобна и доступна, чем перевозка цемента в биг-бегах.
Список литературы
1.
Государственное регулирование железнодорожного транспорта в период реформирования/ В.В. Буровцев, И.В. Мицук, И.Ю. Сольская— М.: УМЦ ЖДТ, 2012. — 288 с.
2.
Зобов Г.М. Рынок ремонта специализированного подвижного состава в новых условиях / Г. М. Зобов // Экономика железных дорог: Журнал для руководителей и финансово-экономических работников. – 2016г.
3.
Третьяков Г.М. Совершенствование грузовой работы с массовыми сыпучими грузами на железнодорожном транспорте
/
Г.
М.
Третьяков,
В. В.
Денисов,
И.
И.
Кононов
// Вестник транспорта Поволжья: научно-техн. журн. – 2015 г.
4 http://irkutsk.raise.ru