18 февраля 2018г.
Железнодорожный транспорт занимает третье место после автомобильного и воздушного по показателям безопасности движения.
Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это, прежде всего, нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и катастроф становится управление автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии.
Одной из причин дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.
В данной работе проанализированы причины железнодорожных катастроф (рисунок 1) и выявлено, что основной причиной является это человеческий фактор, который составляет 85%.
Около 25% крушений и аварии на железной дороге вызываются наездами поездов на автомобильный транспорт, дрезины, велосипедистов. Чаще всего это происходит на железнодорожных переездах. На рисунке 2 приведена статистика аварий на железнодорожных переездах за 2017 год
Во избежание таких случаев необходимо придерживаться следующих правил:
1.
Безопасность движения снижается из-за недостатков, касающихся технического состояния переездов, их содержания и эксплуатации, в том числе из- за низкого качества настилов и проезжей части автомобильных дорог н а подъездах к железнодорожным путям.
Для повышения безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах необходим комплексный подход, совместная работа ответственных за это структур ОАО «РЖД» и ГИБДД, модернизация и внедрение современных средств контроля и оборудования переездов, повышение надежности технических средств на переездах.
Следует вводить в эксплуатацию шлагбаумы, полностью перекрывающие проезжую часть автодороги, а также заградительные железобетонные барьеры, которые, будучи расположенными, посередине автодороги, препятствуют объезду переездного шлагбаума по встречной полосе. В качестве дополнительной меры на охраняемых переездах можно организовать посты общественных инспекторов безопасности дорожного движения.
Учитывая положительный опыт применения систем видеонаблюдения и видеофиксации правонарушений, нужно оборудовать ими переезды, выделять средства на обновление устройств УЗП на переездах, укладывать новые переездные настилы, финансировать проведение работ по ремонту и модернизации переездов автоматической переездной сигнализацией.
2.
В качестве перспективной меры видится внедрение на дорогах ОАО «РЖД» системы контроля состояния переездов, основанной на использовании спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS. Такая система позволила бы в режиме реального времени получать оперативную информацию для принятия решений, давала бы возможность переводить отдельные узлы и сооружения
переездов в
режим автоматической работы, т.е. без обслуживающего персонала. Информация со спутников позволяла бы на электронной карте определять местоположение поездов в режиме реального времени, контролировать прохождение ими установленных пунктов, следить за
маршрутами движения в любой промежуток времени, т. е. объективно оценивать обстановку в режиме реального времени.
3.
Осуществляет подготовку и обучение руководителей и специалистов организаций по следующим программам:
·
Повышение квалификации руководителей подразделений железнодорожного и других видов транспорта, а также метрополитенов по программе «Транспортная безопасность»;
·
подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ);
·
подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на транспортных средствах (ТС);
·
подготовка специалистов для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;
·
повышение квалификации для работников транспорта, осуществляющих визуальную диагностику психоэмоционального состояния пассажиров;
·
подготовка специалистов технических средств досмотра, контроля доступа, охраны и видеонаблюдения, используемых на железнодорожном транспорте;
·
подготовка непрофильных специалистов, участвующих в процессе обеспечения безопасности на транспорте при возникновении чрезвычайных ситуаций (краткосрочное обучение).
4.
Внедрение глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ЛОНАСС/GPS/GALILEO и их специальных дополнений для железнодорожного транспорта:
·
спутниковых и авиационных систем дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) с помощью оптико-электронных, радиолокационных, лазерных, тепловизионных съемочных систем высокого
и сверхвысокого разрешения, а также геоинформационных технологий (ГИС-технологий), позволяющих объединить в структуре своих информационных ресурсов все виды геопространственной и атрибутивной информации об объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта и прилегающих к ним территориях и организовать их комплексную обработку;
·
систем цифровой связи, обладающих высокой пропускной способностью, надежностью и помехозащищенностью.
Эффективно применение спутниковых технологий ГНСС, включает следующие:
·
определение местоположения железнодорожных транспортных средств, используемых для пассажирских и грузовых перевозок, включая перевозки специальных и опасных грузов;
·
определение местоположения железнодорожных транспортных средств для ввода координат в бортовые локомотивные устройства безопасности в режиме реального времени;
·
формирование и актуализация электронных карт железнодорожного пути и объектов инфраструктуры на основе спутниковых определений координат для использования в бортовых локомотивных устройствах безопасности.
5.
Усилить работу провидения открытых уроков по безопасности в школах и как правильно себя вести на объектах железной дороги и рядом с ними. Рассказывать ребятам о мерах предосторожности, демонстрировать специальные видеоролики, а для закрепления знаний раздавать памятки, содержащие элементарные правила поведения.
6.
Совместно с сотрудниками полиции необходимо организовать специальные рейды в местах, где фиксируются случаи нарушения, которые будут помогать в борьбе с незаконопослушными пешеходами, а к ним относятся перегоны, станции, остановочные пункты.
Список литературы
1 Газета Гудок Выпуск №14 от 31.01.17
2
Сайт РЖД
3
Потехина А. А., Григорьев М. Г. Аварии на железнодорожном транспорте // Молодой ученый. —2015. — №11. — С. 408-409.