Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАНОВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК ОТДЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Сочи
ВУЗ:
Дата:
24 мая 2016г.

Аннотация: Данная статья посвящена обзору истории становления таможенной службы как отдельного направления государственной деятельности в XVI-XVII вв. Проведен анализ процедуры выборов должностных лиц. Рассмотрен вопрос разделения полномочий в сфере таможенного дела, кадровой политики и регламентации деятельности таможен.

Ключевые слова: таможенное дело, история, таможенник, таможня, откуп, мыто, пошлина, тамга, целовальник, голова.

Основной целью таможенного дела и его направленностью всегда было удовлетворение нужд государственной бюджета путем взимания торговых сборов и пошлин, а также в налаживании внешнеторговых связей. По мере того, как возникает понятие  торговых пошлин и сборов за право купли-продажи товаров, формировались таможенные правила (то есть порядок взимания или невзимания сборов и пошлин), создавалась и прогрессировала таможенная служба. По прошествии времени, все эти меры получили свое структурное и международно-правовое закрепление. Таможня стала неотделимой частью внутренней и внешней торговли и через свою деятельность зачастую оказывала влияние и на формирование благоприятствующего торгово- экономического режима в стране. В это время для продуктивной работы таможенной системы важной проблемой является кадровое обеспечение данной государственной структуры, а именно процесс становления таможенной службы как самостоятельного направления государственной деятельности.

История российской таможни начинается с конца X века, Первые упоминаний о торговых пошлинах, облагаемые в Древней Руси товары на пути их следования от производителей к потребителю начинаются с Х века. Именно в это время и начинается история российской таможни. Самой древней торговой пошлиной считается Мыт или Мыто, первое упоминание о которой есть в Русской правде Ярослава Мудрого в XI веке. Мыт взимался с купцов, проезжающих с товаром по сухопутным и морским путям сообщения. Происходил сбор пошлины на заставах сборщиками мыта - мытниками.

Сборщики мыта являются предшественниками таможенников, а заставы - таможен. В рассматриваемый период времени большинство отношений регулировались правовыми обычаями, которые не имели письменного закрепления, поэтому нет достоверных сведений о социальном положении этих служилых людей. Так же невозможно узнать на каких основаниях осуществлялась их деятельность, каков был круг их обязанностей и какими полномочиями они были наделены.

Первое разделение полномочий в сфере таможенного дела произошло в период раздробленности. Значение термина «мытник» в подавляющем числе княжеств центральной Руси сужается до сборщика проезжих пошлин. Сборщики всех остальных пошлин – торговых, штрафных и за обслуживание – стали именоваться таможенниками.

Термин происходит от тюркского слова «тамга», означающему основную торговую пошлину. В середине XIII века монголо-татары вводят свою пошлину - тамгу. Тамга переводится с тюркского языка как знак собственности или клеймо. Поначалу тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма князи или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из самых доходных пошлин, исчисляемая со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы, они получили наименование таможенных, а место где «тамжили» товар - таможней.

В централизованном государстве встал вопрос о кадровом укомплектовании и регламентации деятельности таможен, о характере их взаимоотношений с центральной и местной властью.

К середине XVII века таможни были почти во всех крупных поселениях, а в больших городах их часто было и по нескольку. Формирование таможен и их укомплектование служащими осуществлялось двумя способами.

Первым способом организации деятельности таможен и сбора пошлин в те времена была «сдача таможен на откуп». При данном способе заинтересованное лицо заранее вносило в государственную казну определенную сумму денег, обычно она была равна средней величине суммы сбора таможенных пошлин за несколько прошедших лет, получало за это таможню на откуп. Далее в течение года собирало все пошлины в свою пользу. Штат таможни формировался в этом случае на усмотрение откупщика. Откупщиками могли быть как физические лица, чаще это конечно были уполномоченные верхушки купечества, так и купеческие и духовные корпорации.

Монастыри являлись активными хозяйствующими субъектами в Средневековье и составляли большую часть среди духовных корпораций.

Второй способ назывался «верным» способом исходя из того, что таможенная служба строилась на бесплатной основе и была службой на веру. К исполнению службы на таможне привлекались представители из купечества, посадских людей и уездных крестьян. Они принимали присягу и в течение определенного срока несли службу на безвозмездной основе. Возглавляли таможни представители купечества, назначаемые на должность царским указом. Их называли «таможенные головы». Смысл деятельности таких таможен сводилась к тому, что устанавливалась определенная сумма пошлин к сбору за год и если по итогу года суммы собранных пошлин были выше ранее намеченных показателей, то таможенные головы и иные служилые люди поощрялись. Таможенные служители верных таможен избирались из числа представителей посадского населения. Выборы верных таможенников протоколировались: существовал  особый вид отчетных документов местной администрации – «выбор на голову и целовальников» - предоставлявшийся в соответствующий приказ. Он заверялся подписями избирателей – жителей посада, которые несли субсидиарную ответственность за своих кандидатов.

Контроль за проведение выборов таможенников осуществлял в XVI веке земский староста, а в XVII веке – воевода.

При отборе кандидатов на верную службу предъявлялись высокие требования личным качествам кандидата. Предписывалось «выбирать одного человека, самого лучшего и правдивого, зажиточного, которому б были всякие торги и промыслы, и таможенные, и кабацкие сборы, за обычай».10

Для вступления в должность верному таможеннику было необходимо выполнить ряд условий, во-первых, они в присутствии избирателей приносили присягу в том, что будут «старательно и бескорыстно собирать таможенную и кабацкую прибыль, не ссужать никому таможенные и кабацкие доходы, не давать воеводам и приказным людям в почесть и в посул денег, из кабака, вина и меду и от медвяных ставок воску и иного ничего».11

В связи с тем, что порядок принесения присяги в то время сопровождался целованием креста, присягнувшие лица получили название целовальников, а сам текст присяги – крестоприводной записи. Целовальников выбирали из торгового посадского населения.

Кроме целовальников на таможне были подьячие. Они вели таможенные книги, оформляли различные другие документы и получали жалование за счет сбора «писчей деньги».

Во втором этапе вступления в должность верные таможенники изучали основные положения уставной таможенной грамоты своей таможни, об этом обязательно вносились дополнения к тексту.

Принятие новыми верными таможенниками имущества таможни было следующим этапом. Общий срок исполнения обязанностей верных таможенников был равен одному году.

Первоначально, в верных таможнях была лишь должность целовальников, несколько позже появляется вторая категория верных таможенников – таможенный голова.

Таможенные головы руководили деятельностью целовальников, однако, могли быть привлечены к ответственности за недостачу собранных пошлин наравне с ними.

К желающим занимать должность верных таможенников предъявлялся ряд требований. Их можно разделить на следующие группы:

1.персональные. Выражались в том, что соискатели должны были быть порядочны, честны, и не должны были злоупотреблять спиртным). Одним из наиболее важных качеств таможенника была дисциплинированность. Для обеспечения служебной дисциплины в таможнях традиционно используют методы поощрения и взыскания. Однако чаще всего, приоритет отдавался репрессивным мерам, применявшихся к служителям таможен со стороны государства. Наиболее известна процедура правежа, когда служилого били палками по икрам ног;

2. имущественные. Соискатели должны были обладать определённым имуществом, которое бы давало возможность целый год  служить на безвозмездной основе, а в случае недобора платежей  возместить этим имуществом недостачу);

3.возрастные. Возраст не ниже двадцати лет. Возрастной ценз нигде в таможенных грамотах не закреплен, но ст.1 гл. XIV Соборного уложения допускает крестоцелование12 с двадцатилетнего возраста); -требования к опыту и знаниям. Так как служба носила срочный характер, а профессионального обучения не было, в первую очередь рассматривались соискатели, владевшие хоты бы азами грамотности и имевшие практическое представление о торговле)13.

 

2    Шемякин А.И. История таможенного дела в России и Ярославский край. Ярославль. Изд.:Рутман. С.189.

3     Глазьев В.Н. Таможенные и кабацкие головы Воронежа в XVI в.//Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-XVIII вв. СПб.: Изд-во СПбГУ. С.246.

4      Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1: 1649-1830 гг. В 48 т. СПб.: II отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии Т. I. № 1. С. 71.


Поэтому при отборе кандидатов приоритет отдавался представителям купечества, а в отдельных случаях исключительно представителям корпорации гостей.

Гости – это представители элиты купеческого сословия, возглавлявшие наиболее важные таможни. Гости могли заключать крупные оптовые сделки, имели право вести торговые операции с иностранцами. Гости отличались от остального посадского населения и образом жизни: их приглашали на парадные обеды к патриарху и царю.

Подводя итог, отметим, что, в централизованном Московском государстве организационные основы таможенной службы как особого вида государственной деятельности впервые устанавливаются в конце XVI в. Откупные таможни осуществляли свою деятельность без прямого государственного контроля. Ведение верного способа укомплектования таможен позволило государству взять под контроль деятельность таможен, к кандидатам предъявляется ряд имущественных и неимущественных требований, появляются выборные должности. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что верные таможенники по своему положению являлись государственными служащими низшего звена системы финансового управления.

    1     Балковая В.Г. Таможенная служба Российского государства в XVI-XVIIвв. Историко-правовой аспект. Lap lambert Academic Pablishing GmbH & Co.KG. С. 46-47.

Список литературы

1.     Балковая В.Г. Таможенная служба Российского государства в XVI-XVIIвв. Историко-правовой аспект. Lap lambert Academic Pablishing GmbH & Co.KG.,2012.

2.     Глазьев В.Н. Таможенные и кабацкие головы Воронежа в XVI в.//Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-XVIII вв. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

3.     Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1: 1649-1830 гг. В 48 т. СПб.: II отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830.

4.     Шемякин А.И. История таможенного дела в России и Ярославский край. Ярославль. Изд.: Рутман. 2000.