Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: НОРМАТИВНО-ЭТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2018г.

Центральной проблемой философии права является поиск идеальных оснований права. К этой теме обращались правоведы разных исторических эпох и теоретических направлений. Большой вклад в изучение морально-правовых вопросов внесено неокантианской философией права в России в конце XIX- начале XX века. Известный отечественный правовед Павел Иванович Новгородцев обосновывал нравственно должное в праве и доказывал необходимость самостоятельного значения нравственной оценки явлений права и государства для науки философии права [8, c.2; 3, с.14-27; 15, с.68-78].

Поставив вопросы философского познания права на почву этики, П.И. Новгородцев, яркий представитель баденской школы неокантианства, оправдывал идеализм в качестве исходного пункта всех моральных определений и абсолютизм в виде неизменной формы и сущности моральных предписаний. Этика, как область свободы, полагал мыслитель, предполагает самодостаточность и самоопределение личности. Социальные требования приобретают нравственный характер только через самоопределяющуюся личность. Это – почва, на которой воздвигается высшее благо нравственного мира, нравственная основа социума. Вне общественных союзов личность не может проявить всего содержания нравственных целей, с другой стороны, вне автономной личности вообще нет нравственности. Таким образом, личность, с точки зрения неокантианской философии, является границей между царством необходимости и царством свободы.

Нравственный идеализм определяет направление и цель развития общественной среды; его конечная цель – возвышение нравственного достоинства и нравственного сознания всех индивидов.

Нормативно-этическая теория рассматривает нравственное начало как внутреннюю абсолютную ценность. При этом неизменная форма нравственных предписаний наполняется различным содержанием нравственной идеи; на этом соотношении основывается не только теория естественного права с изменяющимся содержанием, но и сама возможность построения идеалов.

Развивая философию Канта, русский правовед утверждал, что абсолютизм нравственного закона относится только к его форме, но не к содержанию. В связи с этим нравственный закон может признаваться масштабом оценки явлений, в том числе, в области политики и права. Таким образом, являясь по существу формальным, моральный принцип не устраняет возможности своего сочетания с временными конкретными целями.

П.И. Новгородцев воспринял идеи моральной философии И. Канта с учетом дополнений ее положениями учений родоначальников баденского неокантианства В. Виндельбанда и Г. Риккерта. По мнению русского правоведа, реализация нравственного закона зависит не только от нашей воли и силы ее нравственных стремлений (Кант), но также и от наличных средств, поэтому представление о нравственном долженствовании должно быть восполнено изучением причинных соотношений (баденская школа неокантианства). «Задача нашего времени, как и эпохи непосредственных преемников Канта, состоит в том, чтобы понять связь двух областей и их конечную гармонию. Эта задача выводит нас за границы как положительной науки, так и моральной философии: мы вступаем здесь в область метафизики» [8, с.296]. В области философии права неоднократно обращалось внимание на то, что элементы причинной необходимости могут вступать в противоречие с нравственными законами, однако это случается только в пределах эмпирических явлений, конечное торжество заключено в высшем единстве и гармонии. Именно в этом синтезе науки и этики, в поиске конечной объективной цели неокантианцы видели соединение принципов долженствования с началами бытия.

Цель учения Новгородцева – разобрать лишь один пункт новой методологической программы общественных наук – вопрос о самостоятельном значении нравственной проблемы в независимости от ее генетического анализа, показать возможную связь этического начала с правовыми воззрениями в области философии права [7, c.10-11; 6, с.52; 9, с.8-9]. Формальный нравственный принцип позволяет признать идею вечного развития и совершенствования.

Основным вопросом философии права Новгородцев считал вопрос о высших и последних основаниях юридических установлений. Исходя из различения теоретической и практической областей духовной жизни человека, мотивы естественно-правовых построений теоретик права соотносил с опытом (наукой) и этикой (нравственным сознанием) [7, с.4; 9, 263]. Человеку свойственно видеть в праве установление, зависящее от личной воли и, в то же время, составляющее часть нравственной субстанции. Если осмысливать право, как продукт воли индивида, то возникает стремление воздействовать на положительное право, в смысле приближения его к нравственному идеалу. Таким образом, ученый обосновывал идею естественного права как синтез двух разнородных областей: права и нравственности.

Вывод русского философа права заключался в констатации двух существенных моментов естественно-правовой идеи: нравственной оценки положительных учреждений и стремления к философскому исследованию основ права [7, с.6]. Оценки в правовой сфере, согласно подходу Новгородцева, могут быть двоякого рода: с позиции целесообразности и с точки зрения нравственности.

П.И. Новгородцев обращал внимание на коллизию права и нравственности – summum jus est summa injuria. Общеизвестно, что установлением писаных законов право получило абстрактную форму твердых и общих определений. Однако, как бы удачно ни были формулированы законы, они могут оказаться несправедливыми в применении к отдельным случаям либо стать неудовлетворительными с течением времени. Эта коллизия не может быть решена одними законодательными мерами – изданием твердой нормы, поскольку отношения, к которым она применяется, подлежат изменению. Возникает проблема соответствия изменяемой области права и неизменной сферы нравственности. Право, исходя из этих замечаний русского правоведа, является частью нравственности, имеющей свои собственные пустоты и противоречия, в том числе чисто юридического характера, не относящиеся к морали (например, система процессуальных норм).

Основу и права, и нравственности Новгородцев видел в развитии личного сознания. Действительно, естественное право возникает как продукт индивидуального сознания, которое оценивает (как правило, критически) несправедливые предписания положительного права. Нравственная критика права, по мнению философа права, равносильна сознательному отношению к действительности. Следуя кантовской методологии, рациональность в области моральной философии Новгородцев видел в стремлении к сознательному усвоению каждой личностью нравственных начал.

Уровень философии права предполагает постановку универсальных проблем в области познания права – поиск предельных оснований в области государства и права, выявление сущности, ценности права. Новгородцев – философ права, задающий высокую планку теоретического осмысления природы права и морали, соотношения личности и государства. В историческом контексте его концепция явилась составной частью гуманитарного направления, возникшего в начале XX века как реакция на позитивный тип мышления. В современной трактовке проблем философии права остаются востребованными идеи естественного права как ценностного мышления своей эпохи и морального масштаба оценок поведения членов общества.

 

Список литературы

 

1.        В.А. Савальский. Основы философии права в научном идеализме. Марбургская школа философии: Коген, Наторп, Штаммлер и др. Т.1.М., 1909.

2.        Виндельбанд В. О принципе морали / Прелюдии. М., 2011.

3.        Жуков В.Н. Кантианство и неокантианство в русской социологии права // Государство и право. 2015. №9. С.14-27.

4.        Жуков В.Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М., 2017.

5.        Михайлов     А.М.      Сравнительное     исследование     философско-методологических      оснований естественно-правовой и исторической школ правоведения. М., 2013.

6.        Новгородцев П.И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904.

7.        Новгородцев П.И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. Опыт характеристики основ школы Савиньи в их последовательном развитии М., 1896.

8.        Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М.,1901.

9.        Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. (К вопросу о возрождении естественного права) // Проблемы идеализма. М.,1902.

10.     Новгородцев П.И. Психологическая теория права и философия естественного права // Юридический Вестник, 1913а, т.3.

11.     Новгородцев П.И. Современное положение проблемы естественного права // Юридический Вестник, 1913б, т.1.

12.     Петражицкий Л.И. О социальном идеале и возрождении естественного права // Юридический Вестник. 1913, т.2.

13.     Петражицкий Л.И. Теория и политика права. Избранные труды / науч. ред. Е.В. Тимошина. СПб, 2010.

14.     Трубецкой Е.Н. Новое исследование о философии права Канта и Гегеля // Вопросы философии и психологии. Кн. I (61). М.,1902.

15.     Фролова Е.А. Методологические основы неокантианского учения П.И. Новгородцева // Государство и право. 2012. №5. С.68-78.