Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2018г.

Проводимая военная реформа в Российской Федерации не может сегодня не затрагивать проблемы коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах и поиска средств и методов по противодействию этому негативному явлению. Проблемы противодействия коррупции в военных организациях, несмотря на  принимаемые руководством  страны меры, не утрачивают своей актуальности вот уже длительное время и неизбежно приводят к качественным и количественным изменениям в органах государственной охраны. Высказанная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным мысль, что «коррупция в сфере национальной безопасности – это, по сути, государственная измена» [9], отнюдь не выглядит преувеличением, а является объективной реальностью [5, С.23].

В законодательстве Российской Федерации в настоящее время правовая база в сфере противодействия коррупции активно развивается. Важнейшими программно-целевыми документами в сфере противодействия коррупции в Российской Федерации являются Национальная стратегия противодействия коррупции [11], во многом учитывающая опыт реализации ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции 2008 года, а также Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы. К числу особо значимых федеральных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции следует отнести ФЗ «О противодействии коррупции» [14], устанавливающий принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, меры по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Дальнейшее развитие правовых основ противодействия коррупции нашло в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации [4], из которой следует, что Российская Федерация при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования системы мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, связанных с коррупцией. В Концепции отмечается, что, несмотря на формирование в Российской Федерации соответствующих потребностям времени правовых и организационных основ противодействия коррупции, уровень распространённости этого явления продолжает оставаться высоким. Отмечаются многочисленные факты коррупционных преступлений, совершаемых против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Наблюдаются устойчивые тенденции к  сращиванию интересов бизнеса и чиновников, включению в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса иностранных государств.

В этой связи органы государственной охраны как субъекты общественных отношений, возникающих по различным направлениям, выступают в качестве носителя определенных прав, реализация которых также может быть подвержена коррупционным проявлениям. Коррупция в работе сотрудника органов государственной охраны может проявляться в злоупотреблении должностными полномочиями, авторитетом и статусом службы с целью получения личной выгоды для себя или иных лиц. Значимость противодействия нарушениям служебных норм и борьбы с ними обусловливается целью создания эффективной и действенной системы управления ФСО России как социальной организации.

ФСО России осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации функции государственного заказчика. Как свидетельствует статистика, именно при исполнении указанных полномочий выявляется наибольшее число фактов проявления коррупции и превышения должностных полномочий.

Принимая во внимание, что закупки товаров для федеральных государственных нужд представляют особый вид деятельности государства в лице уполномоченных органов по приобретению товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации государственных программ, для исполнения международных обязательств Российской Федерации, для регулирования отношений по поставкам товаров необходимо разрабатывать четкие (прозрачные) правила, исключающие возможность коррупционных проявлений и обеспечивающие возможность поддержания конкуренции между поставщиками товаров. Необходимо вырабатывать и совершенствовать меры, направленные на выявление и последующее устранение причин коррупции и условий ее возникновения, разрабатывать и осуществлять профилактические меры,  направленные на снижение уровня коррумпированности общественных отношений, а также минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений в деятельности ФСО России.

В настоящее время с сожалением приходится констатировать, что коррупционные проявления хотя и не так распространены, как в системе органов внутренних дел, но все же, носят не эпизодический характер.

Коррупционные правонарушения сотрудников органов государственной охраны включают гражданско-правовые коррупционные деликты, дисциплинарные коррупционные проступки, административные коррупционные правонарушения и коррупционные преступления.

1. Гражданско-правовые коррупционные деликты.

К ним относятся нарушения правил дарения, предусмотренных гл. 32 Гражданского кодекса Российской Федерации [2], а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных гл. 39 ГК РФ.

Согласно ст. 575 ГК РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Запрет на дарение указанным лицам не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными и другими официальными мероприятиями, служебными командировками.

В тех же случаях, когда вознаграждение должностному лицу носит характер подарка и вручено должностному лицу не в связи со служебными командировками и официальными мероприятиями, оно становится взяткой.

Подарки, стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Согласно ч. 2 ст. 572 ГК РФ, дарение не признается законным в случае встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства. Другими словами, если под видом подарка осуществляется плата за действия в интересах дарителя, сделка дарения считается ничтожной, а «подарок» можно признавать взяткой. При этом размер вознаграждения не имеет значения для признания содеянного преступлением. Следует обратить внимание, что государственный служащий может принимать подарки как частное лицо, т.е. не в связи с должностным положением или исполнением должностных обязанностей.

Вознаграждение считается принятым в связи с должностным положением или исполнением должностных обязанностей в следующих случаях:

–   если в документах, сопутствующих вознаграждению (договор дарения, договор на приобретение имущества и др.), или подарке будет указана должность государственного служащего;

– когда вознаграждение вручено по месту работы или во время мероприятий, на которых служащий представляет соответствующий государственный орган;

–   если установлена прямая или косвенная взаимосвязь между интересами дарителя и действиями государственного служащего в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Получение указанных вознаграждений близкими родственниками (супругой, родителями) в связи с должностным положением государственного служащего также может быть расценено как нарушение установленного запрета.

Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения может возникать из гражданско-правовых договоров, например, государственные контракты, договоры подряда со сторонними и иными организациями. В случае установленного умысла совершения коррупционного правонарушения, военнослужащие органов государственной охраны могут нести уголовную ответственность, которая не исключает возмещения вреда, причиненного его действиями государству, обществу и личности. Причем это возможно как в рамках уголовного дела, так и в отдельном производстве по гражданскому делу в судах общей юрисдикции.

2. Дисциплинарные коррупционные проступки.

Сотрудникам органов государственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов. При назначении на должность и исполнении должностных обязанностей сотрудники органов государственной охраны обязаны заявить о наличии или возможности наличия у них личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей (п. 12 Кодекса этики и служебного поведения) [6].

В органах государственной охраны утвержден порядок [7], который определяет правила представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в подразделениях ФСО России, Академии ФСО России и организациях, находящихся в ведении ФСО России.

Сотрудникам органов государственной охраны запрещается получать в связи с исполнением ими должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственными служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и передаются государственными служащими по актам в подразделения федеральных органов государственной охраны, в которых они замещают должности государственной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (п. 15 Кодекса этики и служебного поведения) [6].

Военнослужащие органов государственной охраны, проходящие военную службу по контракту, а также федеральные государственные гражданские служащие ФСО России в случае склонения их к совершению коррупционных правонарушений обязаны незамедлительно в срок не более трех рабочих дней письменно уведомить об этом руководителя подразделения органов государственной охраны, имеющего право заключать контракты с военнослужащими (гражданами) о прохождении военной службы в органах государственной охраны [8].

Военнослужащие и гражданский персонал органов государственной охраны могут быть уволены со службы или с работы, в случае если они занимаются предпринимательской деятельностью (п. 8 ч. 5 ст. 18 Федерального закона) [12]. Нарушение данных запретов и установленных правил будет являться дисциплинарным коррупционным проступком.

3. Административные коррупционные правонарушения.

Повышенное внимание в военных организациях в последнее время уделяется порядку размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственного или муниципального контракта. Данные правоотношения регулируют ГК РФ и Бюджетный кодекс Российской Федерации [1], а также Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и другие нормативные правовые акты. За невыполнение соответствующих правил ст.ст. 7.29 – 7.32, 7.32.1, 19.5.7, 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3] предусматривается административная ответственность.

Следует упомянуть о статьях КоАП РФ, в которых четко прослеживается коррупционная составляющая, но за нарушение которых военнослужащие органов государственной охраны несут дисциплинарную ответственность. Административные правонарушения, за которые военнослужащие, в соответствии с КоАП РФ, несут дисциплинарную ответственность, относятся к категории грубых дисциплинарных проступков [13]. К ним относятся: мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ); нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ); незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ); незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ). Отдельно следует упомянуть ст. 19.28 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица. Указанная статья имеет существенное значение в противодействии коррупции в целом, предупреждая о существующей ответственности за коррупционные правонарушения, совершаемые юридическими лицами.

4. Коррупционные преступления.

Уголовный кодекс Российской Федерации [10] к коррупционным преступлениям относит следующие деяния: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ); мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ), а также иные деяния, подпадающие под понятие «коррупция».

Как было сказано выше, наиболее часто коррупционные проявления связаны с получением в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц, так называемых подарков. Если передача подарка сопряжена с выполнением каких-либо конкретных действий (бездействия) государственным служащим с использованием своего служебного положения в интересах дарителя, то получение такого подарка образует состав уголовно-наказуемого деяния и возникает необходимость рас- смотрения вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности. При этом размер вознаграждения не имеет значения для признания содеянного преступлением.

Самые серьезные правонарушения, связанные с коррупцией, как правило, совершают более зрелые сотрудники. Сотрудники начальствующего состава обладают значительным объемом полномочий, определенным опытом работы, знанием законодательства, что позволяет коррупционерам осуществлять свою противоправную деятельность на высоком интеллектуальном уровне и довольно длительный период времени. Эффективной мерой противодействия коррупции будет являться плановая ротация руководящих кадров.

Повышенные требования в настоящее время предъявляются и к облику сотрудника органов государственной охраны. Так, Кодекс этики и служебного поведения определяет требования к антикоррупционному поведению государственных служащих. К коррупционно опасному поведению относится действие или бездействие сотрудника органов государственной охраны, которое в ситуации конфликта интересов создает предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ, как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются сотрудником, незаконно использующим свое служебное положение. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебной деятельности, создающая возможность нарушения норм, ограничений   и   запретов,   установленных   для   сотрудника   органов    государственной   охраны законодательством Российской Федерации. Независимо от занимаемого служебного положения сотруднику органов государственной охраны следует предпринимать меры антикоррупционной защиты, состоящие в предотвращении и преодолении коррупционно опасных ситуаций и их последствий.

Руководителям структурных подразделений ФСО России необходимо активизировать работу по формированию у сотрудников отрицательного отношения к коррупции, каждый установленный факт коррупции представлять к рассмотрению на заседаниях аттестационной комиссии или комиссии ФСО России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; обеспечить контроль за выполнением сотрудниками обязанности сообщать в случаях, установленных федеральными законами и ведомственными правовыми актами, о получении ими подарков в связи с их служебными (должностными) обязанностями; принимать необходимые организационные, разъяснительные и иные меры по соблюдению сотрудниками ограничений и запретов, а также по исполнению ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; проводить мероприятия по формированию у сотрудников негативного отношения к дарению подарков в связи с их служебными (должностным) обязанностями; принимать организационные, разъяснительные и иные меры по недопущению сотрудниками поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

 

Список литературы

 

1.          Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в посл. ред.) // СЗ РФ. 1988. № 31. Ст. 3823.

2.          Гражданский кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в посл. ред.), часть 2 // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

3.          Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в посл. ред.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

5.          Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685).

6.          Кудашкин А.В. Противодействие коррупции в военной организации государства / под общ. ред. А.В. Кудашкина. – М.: 2012. Вып. 131.

7.          Приказ ФСО России от 18.03.2011 № 130 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих федеральных органов государственной охраны и внесения изменений в нормативные правовые акты ФСО России». Текст документа опубликован на сайте http://www.fso.gov.ru

8.          Приказ ФСО России от 11.08.2014 № 414 «Об утверждении Порядка представления сведений о доходах,  расходах,  об  имуществе  и  обязательствах  имущественного  характера  в  органах государственной охраны» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2014 № 34018).

9.          Приказ ФСО России от 06.10.2010 № 491 «Об утверждении Порядка уведомления государственными служащими федеральных органов государственной охраны о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.11.2010 № 18964).

10.       Путин В. В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. 2012. 20 февраля.

11.       Уголовный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в посл. ред.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

12.       Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы» (в посл. ред.) // СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.

13.       Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» (в посл. ред.) // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.

14.       Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в посл. ред.) // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

15.       Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в посл. ред.) //СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.