Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИИ И ФРАНЦИИ

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
03 июня 2017г.

Аннотация: Во Франции налоговые ставки пересматриваются каждый год, учитывая изменения в бюджете и политике страны.

Налоговое законодательство Франции утверждается каждый год Национальной ассамблеей при голосовании государственного бюджета. Ставки пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.

Ключевые слова: налоговая система, регулирующая функция, стимулирующая функция, доходы бюджета, акцизы, налог на прибыль, НДС, налог на доходы.

 

Налоговая система  Франции интересна тем,  что именно в этой стране  в 1954 г.  французским экономистом Морисом Лоре был разработан известный нам сегодня налог на добавленную стоимость (далее –   НДС) и для апробации введен в бывшей французской колонии – африканском государстве Кот-д’Ивуар

(Берег Слоновой Кости). В налоговую систему самой метрополии НДС был введен в 1958 г., с целью замены налога с оборота, функционировавшего в тот период в стране. Его прогрессивность и  экономическая ценность были очевидны – суммы НДС, взимаемые на каждой стадии жизненного цикла продукта, соответствуют той экономической роли, которую при этом играет собственно налогоплательщик. Именно французская система применения данного налога была взята за основу при введении НДС в нашей стране[1].

Франция имеет особую налоговую систему, которая заметно отличается от системы успешно существующих в других странах Европейского Союза. Если говорить о социальных отчислениях, то налоги во Франции достаточно высоки. Многие трудящиеся обязуются делать взносы, ставки, которых достигают до 40 процентов общей суммы.

Главные особенности налоговой системы Франции — это ее очевидная социальная направленность, преобладание косвенных налогов над прямыми налогами (косвенные налоги дают около 60% общего бюджета), особая роль подоходного налога в налоговой системе, учет территориальных аспектов страны, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, а также открытость для международных налоговых соглашений[2].

В валовом внутреннем продукте большой процент занимают налоговые поступления и взносы в фонды социального значения. Налогообложение — это главный источник формирования доходов центрального бюджета, они обеспечивают более 90% его доходной части.

Необходимо отметить стимулирующую функцию французских налогов. Так, например, льготы по подоходному налогу призваны подталкивать население ко вкладам в сбережения, недвижимость, покупку акций; льготы по НДС поощряют предприятия делать инвестиции, т.к. НДС, подлежащий к уплате, уменьшается на сумму, направляемую на инвестиции. По нашему мнению, данная льгота по НДС очень актуальна для России, так как на данный момент в нашей стране  остро стоит проблема  привлечения зарубежных и удержания отечественных инвестиций. Также, применение рассматриваемой льготы ускорит обновление технопарка российских предприятий, что является реальной проблемой для порядка 70% отечественных предприятий[3].

Именно Франция является родиной отчислений по добавленной стоимости. В основе этой политики лежит расширение прав органов самоуправления на местном уровне, то есть все налоговые поступления благополучно перераспределяются.

Выше указывались главные особенности налоговой системы, но также следует обратить внимание на тот факт, что с 2005 по 2016 год наблюдается существенное снижение налогооблагаемой ставки. В связи с этим было принято решение об отмене значительной части льгот.

Для наглядности обратим внимание на сравнительную таблицу некоторых налоговых ставок Франции и России[4].

Таблица 1. Сравнительная характеристика налоговых ставок России и Франции.

 

 

Россия

Франция

НДС

0%

5,5%

10%

7%

18%

18,6%

33,3%

Страховые взносы

30%

4,5%

8,5%

13,6%

Налог на имущество физ.лиц

0,1%

0,3%

2%

1,5%

Налог на прибыль

20%

39-42%

Подоходный налог

9%

0-5,6%

13%

8%

30%

35%

 

Заметим, что в отличии от России, подоходный налог во Франции актуален не для каждого отдельного физического лица.

Французское  законодательство  в  2017  году   рассматривает  немалое  число  предполагаемых вариантов состава домохозяйства[5]:

1.                   семейные пары;

2.                   холостяки;

3.                   люди, находящиеся в разводе;

4.                   овдовевшие люди.

Также рассматривают различные комбинации данных категорий. Налоговая база основывается на среднедушевом доходе конкретной семьи. Процент этого дохода равняется общей сумме прибыли, при этом вычитываются определенные расходы, связанные с потребностями этой семьи. Полученный показатель делится на коэффициент равный количеству всех членов семьи.

Если сравнивать прибыль российской семьи, проживающей в одном из крупных городов России, то она будет втрое выше, нежели прибыль французской семьи.

Ставка налога на прибыль для физических лиц, проживающих во Франции, составляла в 2016 году 5,4%, ставка аналогичного налога для россиян составляет 13%. По этой причине налог на прибыль физических лиц, проживающих во Франции, предназначается для решения социально-политических задач[6].

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время налоговая система Франции, как и большинства зарубежных стран сформировались к середине ХХ века, но некоторые их составные все еще трансформируются. Налоговая система современной России получила свое начало после распада СССР и процесс ее формирования продолжается до сих пор.

При помощи эффективно структурированных элементов налоговых систем, французское правительство успешно регулируют экономическое и социальное развитие, а также внешнеэкономические связи, чему способствуют таможенные пошлины, акцизы, НДС. При этом местные бюджеты Франции также, как и в России, не справляются со своими обязанностями по обеспечению социальных гарантий и функционируют за счет федеральных дотаций, субсидий и субвенций. Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что французская налоговая система является однотипной наряду с другими европейскими странами.

 

Панкратов П.Н. Налог на доходы физических лиц во Франции / П.Н. Панкратов // КволитиФинанс. - 2017. - № 5. - С. 4-5.

2 Голубев М.В. Про подоходный налог во Франции / М.В. Голубев// BlogJornal.- 2017. № 7. - С. 8-10.

3 Панкратов П.Н. Налог на доходы физических лиц во Франции / П.Н. Панкратов // КволитиФинанс. - 2017. - № 5. - С. 4-5.

4   Панкратов П.Н. Налог на доходы физических лиц во Франции. / П.Н. Панкратов // КволитиФинанс. - 2017. - № 5. - С. 4-5.

5 Тарасова Н.Г. Налоговая система Франции / Н.Г. Тарасова // Политический Журнал "BISSINESTIME". - 2017. - № 10. - С. 23-25.

6 Тарасова Н.Г. Налоговая система Франции /Н.Г. Тарасова// Политический Журнал "BISSINESTIME". - 2017. - № 10. - С. 23-25.

 

Список литературы

 

1.                   Голубев М.В. Про подоходный налог во Франции / М.В. Голубев // BlogJornal. - 2017. № 7. - С. 8-10.

2.                   Панкратов П.Н. Налог на доходы физических лиц во Франции / П.Н. Панкратов // КволитиФинанс. - 2017. - № 5. - С. 4-5.

3.                   Тарасова Н.Г. Налоговая система Франции / Н.Г. Тарасова // Политический Журнал "BISSINESTIME". - 2017. - № 10. - С. 23-25.