Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИК, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?

Авторы:
Город:
Пенза
ВУЗ:
Дата:
02 июня 2017г.

Изначально национально-государственные образования, которыми являлись автономные советские социалистические республики, появились в составе РСФСР после революции 1917 года. По сему российский законодатель, не желая повторения геополитической катастрофы, случившейся в виду распада СССР, пошел по пути некого компромисса и при разработке Конституции Российской Федерации 1993 года наделил республики, входящие в состав вновь образованного федеративного государства, особым правовым статусом, хотя некоторые черты асимметрии конституционно-правовых статусов субъектов Федерации, были упразднены. Особое положение республик по сравнению с другими субъектами Федерации фактически сохранялось до начала 2000-ых годов. Часть их отношений с федеральном центром в данный период времени основывалась на заключенных между ними договорах о разграничении предметов ведения и полномочий, положения некоторых из которых явно противоречили федеральной Конституции и наделяли республики полномочиями, которые согласно Конституции были закреплены за федеральным центром. Однако в 2000 г. Конституционным Судом России  был  принят  ряд принципиально важных  решений, включавших в себя общую правовую позицию – о признании положений о наличии у республик государственного суверенитета противоречащими федеральному законодательству. После чего федеральным центром был начат процесс приведения законодательства субъектов Федерации, в том числе республик, в соответствие с федеральными нормативно-правовыми актами.

В этой связи особый статус республик в значительной мере превратился в формальный и декларативный, так как федеральный центр избрал жёсткий путь следования принципу верховенства федерального права над региональным. В подобных условиях большей части республик пришлось отказаться от использования терминологии, связанной с наличием у них государственного суверенитета, и в полной мере признать принцип равноправия субъектов Федерации. Таким образом, республиками был сохранен лишь ряд отдельных отличительных черт, предусмотренных Конституцией России. Так, во-первых, в соответствии с Конституцией Российской Федерации суверенитет России как федеративного государства распространился на всю её территорию, а, во-вторых, был конституционно оформлен принцип равноправия субъектов федерации, хотя и при фактическом обладании республиками рядом особых полномочий. Специфический статус республик по сравнению с другими субъектами Российской Федерации нашел свое выражение в следующих положениях:

-    во-первых, в закреплении в Конституции России определения республик в качестве «государств». Противоречивость подобного утверждения была доказана Конституционным Судом России, давшим разъяснение по данному поводу[1]. Республиканская самостоятельность ограничена рамками, установленными Конституцией России. В этой связи республики, как и другие субъекты Федерации, не имеют права сецессии, т.е. права выхода из состава федеративного государства, тем самым они обязаны придерживаться принципа целостности Российской Федерации и принципа единства государственной власти. Действительно, народ той или иной республики ранее реализовал своё право на самоопределение и создал автономию, преобразованную в дальнейшем в некое государствоподобное образование, которое при этом является не самостоятельным, а входит в состав целостного федеративного государства. Таким образом, ни одна из республик, входящих в состав Российской Федерации, не вправе изменить свой конституционно-правовой статус без согласия на то федерального центра. Подобная процедура может быть реализована лишь путем внесения изменений в Конституцию России или на основании разработки и принятия федерального конституционного закона.

-во-вторых, за республиками было закреплено право на определение собственных государственных языков (что косвенно признает за ними статус государственных образований, а также статус национальных регионов с особой языковой ситуацией). Данное правомочие реализуется путем употребления в органах государственной власти, органах местного самоуправления собственных языков наряду с русским языком, являющимся государственным. Кроме того, в тех республиках, где большинство населения составляет титульная нация, двуязычие закреплено на законодательном уровне. Однако в ряде республик, где титульная нация не составляет большинства, также принято двуязычие. При этом практически всеми республиками признаются и гарантируются права всех наций на использование собственных языков и их развитие.

-    в-третьих, при формировании системы органов государственной власти республик использованы многие термины, относящиеся, в первую очередь, к описанию федеральной системы государственной власти. Так, по аналогии с Российской Федераций как суверенным государством основной закон в республиках получил название «конституция». Стоит отметить, что конституции республик не обладают в полном объеме всеми юридическими свойствами федеральной Конституции, а если какие-то из данных свойств и проявляются (например, учредительный характер, верховенство, стабильность, программный характер), то имеют ряд особенностей, так как они ограничиваются соответствующими юридическими свойствами Конституции России[2]. Наряду с наименованием «конституция» в республиках даже органы государственной власти именуются аналогично с федеральным уровнем. Например, орган судебной власти именуется как Верховный суд, высшими органами законодательной власти являются парламенты, избираемые народом республики. Кроме того, в значительной части республик функционирует институт президента, являющегося главой республик. Во главе системы органов исполнительной власти находится республиканское правительство.

-   в-четвертых, в каждой республике введен институт республиканского гражданства в соответствии с федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации»[3]. Республики обладают правом принятия собственных законов о гражданстве, в большинстве которых закреплен принцип единства республиканского и федеративного гражданства. Однако изначально институт гражданства в Российской Федерации относится к ведению федеральных органов государственной власти. Республиканское гражданство одновременно означает и гражданство Российской Федерации, но право принятия в гражданство является прерогативой Российской Федерации.

Таким образом, хотелось бы отметить, что никакие различия в размерах территорий, уровнях экономического развития, природно-климатических условиях и обеспеченности природными ресурсами, а также национальные и культурные особенности не  должны обуславливать  разностатусность субъектов Федерации в силу того, что  Российская  Федерация как любое другое федеративное государство была создана, чтобы мобилизовать все государственные ресурсы в целях преодоления существующих значительных различий и сглаживания социально-экономического неравенства входящих в её состав субъектов. В этой связи федеральная Конституция регламентирует именно те сферы политической жизни субъекта Российской Федерации, которые должны быть одинаковы как в республиках, так и в областях, краях и так далее. Прежде всего, это вопросы организации региональной системы власти, избирательной системы, организации отношений между региональным и федеральным уровнем власти и другие. Приведение механизмов решения подобных вопросов к единому стандарту, как это и установлено действующей Конституцией России, является залогом стабильности функционирования всего государства. Таким образом, республики в составе Российской Федерации должны играть роль не векторов центробежных сил, увеличивающих диспропорции между субъектами Федерации и помогающих нарастить сепаратистские движения, а, напротив, они должны стать основой для сильного и целостного федеративного государства, субъекты которого хотя и отличны друг от друга, но равны между собой.

 

1      Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ", 19.06.2000.

2   Попова В. В. Юридические свойства конституций республик в составе Российской Федерации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №82-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskie-svoystva-konstitutsiy-respublik-v-sostave-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 28.04.2017).

3    Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О гражданстве Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031.

 

Список литературы

 

1.     Попова В. В. Юридические свойства конституций республик в составе Российской Федерации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №82-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskie- svoystva-konstitutsiy-respublik-v-sostave-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 28.04.2017).

2.     Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ", 19.06.2000.

3.     Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О гражданстве Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031.

4.     Федеративный договор от 31.03.1992 "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации" (вместе с "Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации")//"Федеративный договор: Документы. Комментарий", М., 1994.