Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ПРАВ НА ИМУЩЕСТВО И ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
02 июня 2017г.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями [1]. Федеральный закон от 6 октября 1999 года  № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определил, что органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями, в том числе и по осуществлению социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. Органы государственной власти самостоятельно определяют объем и вид передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий в социальной сфере в соответствии Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [2].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, отмечается, что одним из важнейших стандартов благосостояния человека является необходимый уровень обеспеченности жильем, что переход к социально ориентированному типу экономического развития предполагает развитие человеческого потенциала России, в том числе создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды [3].

В особой заботе и помощи в вопросах обеспечения жильем нуждаются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012— 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761, в числе ожидаемых результатов реализации определено увеличение числа обеспеченных жильем выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [4].

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Кроме того, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства таких детей, в порядке, установленном законодательством  этого субъекта Российской Федерации, им однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, при этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием и (или) распоряжением этими жилыми помещениями [5].

Другими словами, обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации и отнесена к их расходным обязательствам [6].

В Краснодарском крае принят Закон Краснодарского  края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий  прав на имущество и  жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" (далее — Закон Краснодарского края № 1748- КЗ), которым установлено, что дополнительные гарантии прав указанных граждан на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений, а также путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений. Кроме того, закреплены меры по защите имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уточнены обстоятельства, препятствующие их проживанию в ранее занимаемых жилых помещениях, установлен порядок предоставления жилых помещений, закреплено также, что расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений указанным категориям граждан осуществляются за счет средств краевого бюджета.

В Закон Краснодарского края № 1748-КЗ регулярно вносятся изменения, так, Законом Краснодарского края от 8 мая 2015 года № 3176-КЗ внесены изменения в части уточнения порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями [7]. Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года № 3213-КЗ уточнен перечень документов, предоставляемых для включения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список нуждающихся в жилых помещениях [8]. Законом Краснодарского края от 13 октября 2015 года № 3243-КЗ уточнен перечень лиц, совместное проживание с которыми детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается невозможным [9].

Обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями является одной из важнейших задач органов государственной власти Краснодарского края. В 2014 году на обеспечение жильем граждан этой категории из краевого бюджета было выделено 2 млрд. рублей, из федерального бюджета — 232299,500 тыс. рублей. В 2015 году объем средств на указанные цели составил 1000000,0 тыс. рублей, из федерального бюджета выделено 310946,6 тыс. рублей. В 2014 году построено (приобретено) 1989 жилых помещений, обеспечены жилыми помещениями специализированного жилищного фонда 1943  гражданина из числа указанных лиц. В 2015 году приобретено (построено) 1158 жилых помещений, обеспечены жилыми помещениями специализированного жилищного фонда 1029 лиц указанной категории [10].

Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" (далее — Закон Краснодарского края № 805-КЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделены в числе прочих отдельными государственными полномочиями по решению вопросов:

осуществления выплат единовременного пособия на ремонт жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на праве собственности;

осуществления выплат единовременного пособия таким лицам на государственную регистрацию права собственности (права пожизненного наследуемого владения); обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в части приобретения, строительства жилых помещений и их включения в муниципальный специализированный жилищный фонд;

предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения; исключения указанных жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключения ними договоров социального найма в отношении данных жилых помещений);

выявления обстоятельств,  свидетельствующих о необходимости оказания указанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, и осуществления контроля за использованием детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставленных им жилых помещений специализированного жилищного фонда [11].

В 2014 году муниципальным образованиям Краснодарского края предоставлено 38 единовременных пособий на государственную регистрацию права собственности. Для реализации полномочия по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанной категории граждан содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, и осуществлению контроля за использованием предоставленных им жилых помещений специализированного жилищного фонда введена дополнительная штатная численность специалистов в количестве 55 человек, на сопровождении которых находится 3485 нанимателей специализированного жилищного фонда [10].

В 2015 году в Закон Краснодарского края № 805-КЗ были внесены изменения Законом Краснодарского края от 6 ноября 2015 года № 3261-КЗ, которыми уточнена методика определения объема субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий в связи с ежегодным увеличением количества жилых помещений специализированного жилищного фонда, предоставляемых указанной категории граждан, и необходимостью увеличения численности муниципальных служащих для реализации государственных полномочий по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания данным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, и осуществлению контроля за использованием ими жилых помещений специализированного жилищного фонда.

В 2015 году объем финансирования на субвенции в рамках реализации Закона Краснодарского края № 805-КЗ составил 3654708,4 тыс. рублей (в том числе обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края № 1748-КЗ — 1110138,0 тыс. рублей) [12].

Таким образом, в системе социальной государственности в Российской Федерации значение органов местного самоуправления трудно переоценить. Жилищные, трудовые права, право на получение образования реализуются именно на территории муниципальных образований. Предоставляя в соответствии с Конституцией местному самоуправлению самостоятельность, федеральная власть "создает опору федеративному государству в решении вопросов, представляющих общенациональные и  региональные интересы, для возможности консолидации всех структур власти" [13].

 

Список литературы

 

1. СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Забелина Е.П. Социальные полномочия муниципальной власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 6.

3. СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

4. СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

5. СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

6. Подласенко О.А. Надзор за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение // Законность. 2014. № 7.

7. Кубанские новости. 2015. № 76.

8. Официальный сайт администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 03.07.2015.

9. Официальный сайт администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 13.10.2015.

10.   Официальный сайт Законодательного Собрания Краснодарского края www.kubzsk.ru, 05.06.2015.

11.   Кубанские новости. 2004. № 203.

12.   Официальный сайт Законодательного Собрания Краснодарского края www.kubzsk.ru, 06.06.2016.

13.     Морозова Л.Д. Становление местного самоуправления (теоретический и историко-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. СПб, 2001.