Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ И МЕСТО МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2020г.

Экстремизм – одна из распространенных проблем современного мира, которая находит свое распространение   в     различных    сферах    жизни. Суть экстремистской идеологии     заключается    в приверженности к крайним взглядам и, в особенности, мерам.

Проблема активной демонстрации экстремизма в различных сферах жизни общества в настоящее время приобрела особую остроту. Экстремизм во всех своих проявлениях является крайне опасным для общества и неизбежно влечет за собой конфликты, межнациональную рознь и общественные беспорядки, поэтому необходимо уделять значительное внимание со стороны законодателя, на разработку действенных правовых норм, способствующих противодействию различных его проявлений.

В решении задач противостояния экстремизму важная роль принадлежит конституционным основам, поскольку именно Конституция закладывает основу для федерального и регионального законодательства по предотвращению противоправной деятельности, а также закладывает механизм функционирования органов власти всех уровней.

В современном мире одной из главных задач в работе муниципальных образований становится противоборство экстремистской деятельности.

Органы местного самоуправления наиболее приближены к проблемам жизнедеятельности граждан, они могут непосредственно взаимодействовать с населением в рамках профилактических мероприятиях по распространению экстремизма.

Функции органов местного самоуправления в области противодействия экстремизму регулируется Федеральным законом 114-ФЗ от 25.07.2002 года № «О противодействии экстремистской деятельности». Рассмотрим более подробно статьи этого закона. В статье 4 сказано: «органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции». Таким образом, муниципальные образования регулируют сферу противодействия экстремизма только в рамках своих полномочий. Далее в статье 5 законодатель определил: «органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке о с ущес т вл яют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности» [12]. Можно сделать вывод, что муниципальным образованиям в основном предоставлены полномочия по профилактике экстремизма. В Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года определена роль органов местной власти в противодействии экстремистской деятельности и выделены основные направления:

- создание и реализация   региональных и муниципальных программ с участием органов местного самоуправления;

-   реагирование органов местного власти на возникновение конфликтных ситуаций;

-    проведение социологических исследований по вопросам противодействия экстремизму, а также оценка эффективности действий органов власти по профилактике экстремизма.

Согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обязаны принимать участие в профилактике терроризма и экстремизма [11]. Так как они способны оказывать эффективное противодействие экстремистской деятельности как наиболее приближенные к населению. Так, в некоторых субъектах Российской Федерации, приняты различные правовые акты, направленные на противодействие различным формам экстремистской деятельности, например: в городе Москва действует Закон «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы» [1]; в Республике Дагестан Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» [2].

В указанных нормативных актах субъектов основными направлениями борьбы с экстремистской деятельностью являются:

-    разработка в регионах различных профилактических мер, направленных на предостережение указанной деятельности;

-      выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению экстремистских проявлений;

-    коллективная работа муниципалитетов, органов правопорядка и общественных организаций в борьбе с экстремистской деятельностью;

-    принятие комплексных программ на местном уровне по проведению мероприятий по воспитательной и

пропагандистской работе среди населения по предупреждению экстремистской деятельности.

Несмотря на то, что на федеральном уровне приняты законы по противодействию экстремизму, на местном уровне недостаточно разработан механизм их реализации.

Решение проблемы во многом зависит от компетентности и умения органов местной власти быстро реагировать на экстремистские проявления, используя действующие законы.

В подобной работе следует учитывать региональный опыт в различных субъектах. Он есть в Ростовской области, где Следственное Управление Следственного комитета совместно с общественными организациями создало действенную систему по профилактике преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе и экстремистской направленности. В Свердловской области, где профилактикой экстремистских правонарушений среди подростков занимается местная организация «Город добрых людей»[8]. Отдельного внимания заслуживает Республика Крым. Общественная организация Международный конгресс по защите прав и свобод человека «Мир» в Республике Крым открыла в Симферополе первый «Негосударственный центр бесплатной юридической помощи». Сегодня в центре проводятся юридические консультации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе относительно ответственности за экстремистские преступления и правонарушения [6].

Большинство экстремистских организаций в основном ориентируются на молодежь, что угрожает общественной безопасности и традиционным устоям. Поэтому была принята Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждённой Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753), которая предусматривает двенадцать направлений государственной политики в области противодействия экстремизму в сфере образования и государственной молодежной политики, носящие преимущественно профилактический характер и нацеленные на молодежь [9].

Профилактика экстремизма в молодежной среде имеет определенную специфику. Именно молодежь выступает основным объектом информационно-пропагандисткой и вербовочной деятельности террористических и экстремистских организаций.

Формы профилактического воздействия:

-   правовое просвещение и правовое информирование;

-   профилактическая беседа;

-   объявление официального предостережения;

-   профилактический учёт;

-   внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

-   профилактический надзор;

-   социальная адаптация;

-   ресоциализация:

-   социальная реабилитация.

Изучая практику реализации таких мероприятий в регионах, можно выделить такие направления, как:

- профилактика поведения подростков и молодежи, поддержка детей и молодежи, находящейся в социально- опасном положении;

-   вовлечение молодежи в инновационную, добровольческую, предпринимательскую деятельность;

-   формирование системы развития талантливой и инициативной молодежи;

- патриотическое воспитание, формирование нравственных и культурных ценностей у подрастающего поколения.

В настоящее время одной из важнейших составляющих формирования условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения во всех регионах должна стать эффективная государственная молодёжная политика. Так, например, в Мордовии реализован комплекс соответствующих мероприятий: действует Республиканская целевая программа по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних «Вернуть детство».

Однако преступления в молодежной среде продолжают совершаться, особую угрозу представляют экстремистские проявления в поведении молодежи, что чревато опасностью для России в целом, конституционным правам и свободам граждан, особенно на фоне обострения национальных и религиозных противоречий.

Таким образом, в противодействии экстремизму важнейшее место принадлежит профилактике распространения экстремистской идеологии, которая должна проводиться органами местного самоуправления.

Вместе с тем муниципальным образованиям следует реализовывать меры по разъяснению населению сущности экстремизма, а также реализовывать профилактические мероприятия, ориентированные именно на молодёжную среду.

 

Список литературы

 

1.    Закон г. Москвы от 15.01.1997 № 1«Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики»// СПС Консультант Плюс.

2.   Закон Республики Дагестан от 22.09.1999 №15 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности» // СПС «Консультант Плюс.

3.   Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). ст. 1.

4. Козлов А.А. Молодежный экстремизм. СПб., Питер. 2008. - 498 с.

5. Михайлов С.В. Юридический анализ дефиниции экстремизма // Судья. 2019. № 4. 50 – 63 с.

6.   Общественная организация Международный конгресс по защите прав и свобод человека «Мир». Официальный сайт. http://congressworld.com.ua/

7.    Погодин И. В. Генезис неформальных молодежных формирований в России //Закон и право. 2008.№ 5. 89 – 91 с.

8. Следственный комитет Ростовской области. Официальный сайт. https://rostov.sledcom.ru/

9.      "Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года" (утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753)

10.     Сысоев А.М. Преступления экстремистской направленности: история и современность // Российский следователь. 2008. № 9. 13 с.

11.     Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. ст. 3822.

12.      Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3031.