Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИНАНСОВО - КРЕДИТНЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Малые формы предпринимательства сыграли ведущую роль в создании эффективной рыночной экономики многих стран мира.

   Но сегодня проблема поиска и получения финансовых ресурсов, необходимых для авансирования процесса хозяйствования, является одной из самых острых в деятельности большинства субъектов малого предпринимательства.

   Под понятием «финансирование» [5, с.11] понимается совокупность мероприятий, направленных на покрытие потребностей предприятия в капитале, включающие мобилизацию финансовых ресурсов (средств, их эквивалентов и имущественных активов) и их возврата. Способствовать обеспечению малых предприятий финансовыми ресурсами призвана рыночная инфраструктура - банки, фондовые биржи, а также небанковские финансово-кредитные институты (пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фонды, доверительные общества, кредитные союзы и т.п.). Особое значение для развития сектора малого предпринимательства имеет государственное содействие в его финансовом обеспечении. Можно выделить два вида финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства со стороны государства: прямое государственное финансирование и прямое государственное кредитование, которые реализуются согласно Конституции РФ, НК РФ и ГК РФ, а так же ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

   В системе финансово-кредитной поддержки наиболее тяжелым для  бюджета страны является прямое безвозвратное финансирование отдельных субъектов малого предпринимательства и льготное налогообложение. Вообще финансирование малого предпринимательства государством считается нерыночным методом стимулирования экономических процессов, поэтому должно быть лишь побочным средством на его развитие. Хотя, например, дотирование остается распространенным рычагом экономической политики многих стран. Так, сумма ежегодных дотаций из бюджета США малому бизнесу составляет $ 300 млрд. [11, с.88].

   К сожалению, в РФ из-за отсутствия у государства таких возможностей, прямая финансовая помощь предприятиям практически отсутствует, поэтому основным средством финансовой поддержки малого бизнеса является банковский кредит. Однако банковские учреждения далеко не всегда желают иметь дело с малым бизнесом. Причин несколько: отсутствие залога, слишком мал размер займа, значительный риск и небольшие прибыли и тому подобное. Все это побуждает коммерческие банки при выдаче кредитов отдавать предпочтение серьезным заемщикам - большим конкурентоспособным предприятиям. Для малых фирм недоступность банковского кредита определяется и сложной процедурой его получения и слишком высокими кредитными ставками. Даже при снижении учетной ставки стоимость кредитов сегодня сохраняется достаточно высокой - в пределах 15-28% в национальной валюте и 5-13% в иностранной [7, с.53]. А для своевременного расчета по предоставленной ссуде рентабельность предприятия должна быть выше, чем банковский процент по займу. Все это приводит к тому, что при таком уровне стоимости заемного капитала малые предприятия финансируют только текущие расходы, в то время как заемные ресурсы должны привлекаться в первую очередь для развития предприятия.

   Согласно социологическим исследованиям 60% предпринимателей считают получение кредитов нереальным [13, с.87].

   Существенно препятствует развитию разветвленной системы финансовой поддержки малого бизнеса определенное недоверие населения к банкам, обусловленное деятельностью печально известных трастов, а также неосведомленностью предпринимателей с возможностями, которые открывают для них банковские и небанковские кредитные учреждения. Малые предприятия в РФ функционируют в условиях повышенного риска и неопределенности не в последнюю очередь из-за недостатка кадров, которые бы профессионально занимались бизнес-планированием, прогнозированием и управлением финансовыми ресурсами. Одним из путей решения этой правовой проблемы в рамках внесения соответствующих изменений в ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», является  налаживание тесных связей предпринимателей со специалистами банковских учреждений, способными дать объективную финансово - экономическую оценку перспектив развития конкретного бизнес-проекта, взять на себя часть рисков по кредитованию и предложить комплекс услуг, который необходим именно сектор малого бизнеса.

   Проблема урегулирования отлаженного правового механизма обеспечения прав кредиторов при предоставлении кредитов на уровне государства (распространение махинаций с инвестиционными контрактами), недостаточная урегулированность отношений «банк - клиент», большие административные и оперативные расходы коммерческих банков, высокие ставки налогообложения прибыли коммерческих банков, кредитующих малый бизнес, мешают обеспечению малого бизнеса денежными средствами. В течение 2015 – 2016 года планируется серьезная модернизация всех частей ГК РФ и НК РФ, посвященным вопросам деятельности малого бизнеса в РФ. В рамках этих изменение необходимо законодательное закрепление в ГК РФ некоторых положений в сфере банковой деятельности. Рассмотри наиболее проблемные из них.

    Дальнейшего совершенствования правового регулирования на уровне государства требуют и обременительные и громоздкие банковские процедуры кредитования, которые (кроме залога) требуют страхования имущества и риска. Например, если банк предоставляет кредит на сумму от 5000 до 10000 т.р. под залог квартиры, поскольку другого ликвидного имущества у предпринимателя нет, то заемщику необходимо оплатить нотариусу за договор залога и еще за страхование имущества. Хотя банки в такой ситуации требуют страхования  на  сумму,  не  превышающую  размер  кредита,  процедура  выдачи  кредита  все  же  очень обременительна для предпринимателей.

   Важной формой кредитования малых предприятий является финансовый лизинг, который по своей эффективности равносилен долгосрочному кредитованию. В странах с развитой рыночной экономикой доля операций лизинга составляет около 30% от всех инвестиций в основной капитал [12, с.79]. Лизинг способен открыть доступ к передовой технике и создать условия для решения противоречий между необходимостью использования прогрессивных технологий и быстрым ее моральным старением [10, с.193-293]. Финансирование малого бизнеса, таким образом, чаще всего применяется в отраслях с высокой степенью риска ведения бизнеса, в частности на новых рынках. Исходя из этого требуются внесение серьезных изменений в Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

    Итак, национальная кредитная система сегодня не соответствует потребностям экономики, а это делает невозможным финансирование капитального развития малого бизнеса. За счет заемных ресурсов финансируются главным образом текущие потребности предприятий, о чем свидетельствует незначительная доля кредитных ресурсов в общем объеме авансированного капитала. Отечественные коммерческие банки в основном осуществляют краткосрочные операции между субъектами и посредниками финансово-кредитного рынка. Большинство предоставленных кредитов используется не на финансирование инвестиционных и инновационных проектов, а на обеспечение «потребительских» расходов (погашение долгов, оплату энергоносителей, выплату зарплаты и т.д.). Повышенная финансовая нестабильность субъектов инновационной деятельности и связанные с этим высокие риски кредитных вложений не интересуют банки в долгосрочных инвестициях. Приходится констатировать, что рынок долгосрочных кредитов в нашей стране все еще  очень ограничен. Поэтому для развития малого предпринимательства РФ привлекает средства на внешнем финансовом рынке. Главным образом у Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка, правительств иностранных государств [14, с.54].

    Однако через надгосударственные структуры США и Евросоюз иногда пытаются диктовать РФ свой сценарий развития событий, который не учитывает национальных государственных интересов и способствует усилению ее зависимости от внешних источников финансирования. Предоставлением кредитов иностранные государства преследуют, что есть естественно, прежде всего свои собственные национальные интересы и при этом расширяют сферу производственного использования свободного в настоящее время национального капитала РФ, которая имеет сейчас значительный внешний долг, и должна ради укрепления своей финансовой независимости, ориентироваться, по нашему мнению, не столько на займы МВФ, МБРР и т.д., сколько на частные иностранные инвестиции и налаживать сотрудничество с отдельными государствами. Положительным является тот момент, что например, динамично развивается участие РФ в транснациональных программах, в частности с такими странами, как США и Германия. Долгое время наибольшую помощь на этом поприще предоставляли учреждения США, но сегодня самым значительным по объему и перспективами можно считать наше сотрудничество с Белоруссией, Казахстаном и странами Евросоюза.

   Соответствующими правовыми программами должно быть предусмотрено предоставление кредитов малому бизнесу по существенно более низким ставкам, чем предлагаются отечественными коммерческими банками. Немецкие кредитные учреждения имеют значительный опыт формирования сектора малых предприятий в восточных землях ФРГ и их инициативой и опытом надо воспользоваться. В частности, совместно с Немецко- Российским фондом разработана программа развития малого бизнеса, а созданный в соответствии с банк работает в РФ с целью предоставления мини- и микрокредитов. Банк имеет стандартизированную и четкую методику управления большим количеством кредитов. Рассмотрение, заказ и фактическое предоставление кредита проводится в минимальные сроки, в зависимости от суммы кредита и типа залога - от 1 до 14 дней. Оформление типичного микрокредита размером от $ 100 до 5 тысяч занимает не более 3 дней. Кредиты предоставляются на сумму от $ 100 до 125 тыс., сроком до 3 лет. Процентные ставки по кредитам составляют 1,2% - 2,5% [15, с.83]. Однако в реализации принятых программ возникают определенные трудности, связанные с несовершенством некоторых норм нашего законодательства. Так, российским законом не предусмотрена возможность предоставления кредитов учреждениям, которые имеют статус неприбыльной организации, чьи доходы должны направляться только на рефинансирование программы. Кроме того, немецкая сторона также выдвинула довольно жесткие условия относительно государственных гарантий обеспечения кредитов. Но объективные условия требуют увеличения интенсивности реализации в РФ международных программ поддержки малого предпринимательства. Залогом этого должен стать дальнейшее развитие общих принципов государственной правовой политики содействия малому бизнесу, в рамках внесения соответствующих изменений в ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», гармонизации и адаптации законодательства в этой сфере с общепризнанными международными стандартами.

    Необходимо реально внедрять в РФ на уровне ГК РФ и НК РФ, эффективную систему льготного кредитования малого предпринимательства, которая сейчас практически отсутствует. Хотя и существует ряд кредитных линий, открытых международными финансовыми институтами для поддержания экспортно- импортных операций малых предприятий, воспользоваться ими проблематично. К тому же, до момента выдачи кредита предшествует долгая и изнурительная процедура проверки финансовой документации, обязательное представление детального обоснования целесообразности его получения, разработка различных графиков и планов погашения задолженности, обсуждение составления специальных ежемесячных отчетов предприятия об использовании полученных средств и тому подобное. Эти необоснованно завышенные требования к заемщикам отпугивают предпринимателей и поэтому они предпочитают получению кредитов на общих условиях, чем и объясняется непопулярность международных кредитных линий.

    Для налаживания эффективного сотрудничества банковского сектора и малого бизнеса необходимо, чтобы правительство разработало конкретные правовые меры, которые бы стимулировали коммерческие банки предоставлять долгосрочные займы (свыше 5 лет) под льготный процент хотя бы тем предприятиям, которые уже имеют 2/3 капитала для осуществления инвестиции. Такая финансовая помощь позволит предприятию аккумулировать необходимые финансовые ресурсы для реализации бизнеса, ускорит окупаемость проекта. Существующие условия предоставления льготного займа требуют пересмотра, в частности, на наш взгляд, таким условием может быть наличие в предпринимательской структуры большей части необходимого капитала, минимизирует риск невозврата кредита. Кроме того, нужно принять определенные меры по обеспечению соблюдения договорных сроков платежей. Для этого нужно совершенствовать правовую основу, ГК РФ, шире применять такие механизмы финансирования малого бизнеса, как факторинг и  страхование кредитов, урегулирование которых должно быть максимально подробно урегулировано на уровне федеральных законов.

   Следовательно, низкий уровень финансового обеспечения малого бизнеса в РФ связан с тем, что страна имеет недостаточный опыт функционирования рыночной экономики, в частности развития малого предпринимательства. Для исправления ситуации необходимо создавать условия, в рамках внесения соответствующих изменений в ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которые позволят увеличить предоставление малым предприятиям государственных займов, способствовать расширению банковского кредитования. Необходимо формировать разветвленную сеть небанковских финансовых учреждений, шире применять другие конструктивные и гибкие методы финансового патроната - лизинг, венчурное финансирование и тому подобное. Сочетание и оптимизация различных источников финансовых ресурсов в комплексе с применением эффективного финансово-кредитного механизма будет способствовать результативному развитию малого бизнеса в РФ и росту его эффективности.

   Дальнейшее формирование правовой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в рамках внесения соответствующих изменений в ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» силами нашего государства является важным условием обеспечения финансовой, материально-технической, информационной, технологической, консультативной, маркетинговой, кадровой и образовательной поддержки малому бизнесу. Одной из главных функций государственных институтов является предоставление помощи субъектам хозяйствования на начальном этапе деятельности в преодолении трудностей, связанных с отсутствием достаточных знаний по вопросам ведения бизнеса, управленческого опыта, коммерческой информации, доступа к кредитам, и тому подобное.

   Формирование развитой государственной правовой инфраструктуры поддержки малого бизнеса в рамках внесения соответствующих изменений в ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» должно базироваться на следующих принципах: соответствие реальным потребностям, рациональное территориальное размещение, функциональная концентрация на острых проблемах деятельности малых предприятий, доступность услуг для предпринимателей, привлечение государственных и негосударственных ресурсов.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [Текст]- Москва: Проспект, 2014. - 24 с.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [Текст] - Москва: Проспект, 2014. - 236 с.

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ [Текст] - Москва: Проспект, 2014. - 322 с.

4.     Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ. - Москва: Проспект, 2014. - 311 с.

5.     Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ - Москва: Проспект, 2014. - 316 с.

6.     Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» - Москва: Проспект, 2014. - 24 с.

7.     Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» - Москва: Проспект, 2014. - 16 с.

8.     Актуальные проблемы гражданского права [Текст]: сборник научных статей по материалам Межрегионального круглого стола по гражданскому праву «Модернизация общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации: проблемы и перспективы», 13 марта 2013 г. / Краснодарский ун-т МВД России [и др.]; [редкол.: В.П. Камышанский, И.В. Петров, М.В. Жаботинский]. - Краснодар: КрУ МВД России, 2013. - 189 с.

9.     Албегов, Р.З. Гражданско-правовые проблемы осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Албегов Роман Заурбекович; [Место защиты: Рос.акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ]. - Москва, 2013. - 188 с.

10. Атлас глобализации [Текст]: попытка осмысления современного мирового пространства / Мари-Франсуаза Дюран [и др.]; предисл. Бертрана Бади; [пер. с фр. Головина Е.В.]. - Москва: Прогресс-Традиция, 2014. - 184 c.

11. Белолипцев, И.А. Основы малогобизнеса [Текст]: авторский курс лекций / Белолипцев И.А., Белолипцев И.И.; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Финансовый ун- т при Правительстве Российской Федерации, Уфимский фил. Финуниверситета. - Уфа: Финансовый ун-т при Правительстве РФ, Уфимский фил., 2014. - 104 с.

12. Валдайцев, С.В. Малое инновационное предпринимательство [Текст]: учебное пособие / С.В. Валдайцев, Н.Н. Молчанов, К. Пецольдт. - Москва: Проспект, 2014. - 536 с.

13. Малый бизнес в эпоху экономики знаний [Текст] = Small-scalebusinessattheageoftheknowledgeeconomy: сборник материалов открытой Международной научно-практической конференции, 24-25 октября 2014 г. / Изд-во «Научный консультант» [НК]. - Нижний Новгород: Научный консультант, 2014. - 111 с.

14. Моисеев, В.В. Актуальные проблемы России [Текст]: монография / В.В. Моисеев. - Москва: DirectMEDIA, 2014. - 473 с.

15. Полетаев, В.Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект [Текст]: монография / В.Э. Полетаев. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 622, [1] с.

16. Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и практика) [Текст]: монография / [Л. В. Андреева и др.]; отв. ред. Л.В. Андреева. - Москва: Проспект, 2014. - 304 с.

17. Современные проблемы глобальной экономики: от торжества идей либерализма к новой «старой» экономической науке [Текст]: материалы международной научной конференции / [отв. ред.: М.Л. Альпидовская]. - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 455 c.

18. Тенденции и проблемы развития отраслей и субъектов хозяйственной деятельности в условиях членства России в ВТО [Текст]: материалы IX Научно-практической конференции молодых ученых экономического факультета / Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Российский ун-т дружбы народов; [отв. ред. Н.П. Карпусь]. - Москва: МАКС Прес