Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ Г.ЕКАТЕРИНБУРГА)

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   В настоящее время вопросам поддержки и развития предпринимательства уделяется довольно большое внимание. Так, основным направлением деятельности на период до 2020 года Правительство РФ назвало развитие малого и среднего предпринимательства [5]. В развитии предпринимательства важным фактором выступает деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Несмотря на то, что в РФ в силу статьи 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в качестве одного из вопросов местного значения в своей компетенции, как и государственные, они имеют «создание условий для развития малого и среднего предпринимательства».

   Общий перечень полномочий органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства определен в статье 11 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Согласно данной норме органы местного самоуправления наделены правом использования широкого спектра инструментов для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании [4]. Необходимо заметить, что в перечне нет такого полномочия, как поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако оно закреплено в п.5 ст.3 данного Федерального закона и реализуется посредством принятия муниципальных программ развития предпринимательства, и таким образом образует поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов местного самоуправления.

   Указанные в статье 11 положения являются базовыми, определяющими деятельность органов местного самоуправления в этой сфере. Поэтому думается, очень важно, чтобы эти полномочия осуществлялись данными органами в конкретных муниципальных образованиях. Рассмотрим реализацию указанных полномочий на примере муниципального образования Свердловской области городского округа г. Екатеринбург.

   Екатеринбург пошел по традиционному пути развития и поддержки малого и среднего бизнеса – принятия целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании. Аналогичные программы есть и в иных муниципальных образованиях Свердловской области.

   Правовая основа у данной программы традиционная и включает в себя: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», Закон Свердловской области от 4 февраля 2008 года № 10-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области", Стратегию социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года, одобренную Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП и иные акты.

   Так в частности, согласно статье 5 Закона Свердловской области от 4 февраля 2008 года N 10-ОЗ, именно органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенным на территории Свердловской области, в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области в соответствии с федеральным законом отведено значительное место, в частности, они создают условия для развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования[6].

    На основе указанных актов в 2013 году постановлением Администрации города Екатеринбурга утверждена муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы»[8].

   До данной программы действовала Долгосрочная целевая программа на 2011 – 2013 годы с аналогичным названием, в результате реализации которой были достигнуты определенные результаты [7]. Ее итогом стало завершение проектных работ по программе строительства блок-модулей для малых и средних производственных предприятий, также увеличилась площадь бизнес-инкубаторов на 800 кв. м, продолжено развитие технопарков, созданы два новых технопарка – «Европейский» и «Авиценна», расширилась информационная поддержка предпринимателей (сервис «Виртуальный офис» установлен более чем 200 субъектам малого и среднего предпринимательства).

    Кроме того, в соответствии с долгосрочной целевой Программой на 2011-2013 годы НО Фонд «Екатеринбургский центр развития предпринимательства» (ЕЦРП), созданный в 2010 году Администрацией Екатеринбурга для развития малого и среднего бизнеса города, осуществлял финансирование таких форм поддержки как консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (всего 2435 консультаций), сотрудничество со службой занятости, в результате которого было проведено 19 экспертиз бизнес-планов безработных граждан; бесплатное обучение (обучено 1042 специалистов); консультации субъектам бизнеса по различным вопросам маркетинга (1003 бесплатных консультаций); коммерциализировано 32 инновационных проекта в области информационных технологий, медицинского приборостроения, пищевой промышленности, электротехники, потребительского сектора в части финансирования, организации производства и сбыта продукции [1].

   Новой программой также предусмотрен объемный перечень мероприятий помощи предпринимателям. Это касается расширения информационной и имущественной поддержки: оказание на постоянной основе бесплатных консультационных услуг, выделение субсидий за счет средств местного бюджета, передача муниципальных помещений на льготных условиях в аренду.

    Кроме того, при органах местного самоуправления есть структурные подразделения, которые имеют в качестве главной цели поддержку малого и среднего бизнеса. Так, с целью содействия развитию малого и среднего бизнеса на территории Екатеринбурга действует Комитет промышленной политики и развития предпринимательства при Администрации города Екатеринбурга (далее – Комитет). Согласно второй главы Положения о данном комитете, их функции включают в себя 40 пунктов. Но, в рамках темы стоит остановиться на некоторых из них:

1.      Обеспечение деятельности инновационно-технологического центра города Екатеринбурга.  Объём финансирования на 2014-2016 года предусматривается более 15 млн. рублей (для 20-30 инновационных разработок в год с целью их коммерциализации).

2.   Обеспечение деятельности Екатеринбургского центра развития предпринимательства (в целях оказания бесплатных консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства) [3] и маркетингового центра (с целью консультирования предпринимателей по вопросам маркетинга).

3.   Реализация программ обучения и повышения квалификации не менее 250 руководителей и сотрудников малых и средних предприятий.

4.   Информационная поддержка субъектов предпринимательства через поддержку работы сайта «Деловая сеть малого бизнеса» и городского информационного портала для предпринимателей [2].

    Таким образом, если обобщить все сказанное, можно сделать вывод, что в Екатеринбурге необходимо разрешить еще много актуальных вопросов бизнес-сообщества, чтобы оптимизировать работу в сфере малого и среднего предпринимательства. Так, пока еще сохраняется слабое взаимодействие крупного и  малого производственного бизнеса, неэффективно используется потенциал малого и среднего предпринимательства в развитии экономики муниципального образования «город Екатеринбург»; в связи с «экономическим кризисом» часть предпринимателей прекращают свою деятельность.

   Однако в Екатеринбурге созданы и функционируют органы местного самоуправления, которые осуществляют поддержку малого и среднего предпринимательства; ими проводятся различного рода мероприятия по стимулированию развития и, что важно поддержке уже существующих субъектов малого и среднего бизнеса. Результаты деятельности этих органов способствуют увеличению субъектов малого и среднего предпринимательства, а также увеличения доли численности работников малых и средних предприятий в численности занятых в экономике муниципального образования.

Список литературы

1.     Аналитический отчет по деятельности фонда за 2013г. [электронный ресурс]. URL: http://ekbiznes.ru/cms/files/files/otchet2013.pdf.

2.     Городской информационный портал для предпринимателей [электронный ресурс]. URL: http://www.dsmb.ru/section/1/.

3.     Екатеринбургский центр развития предпринимательства [электронный ресурс]. URL: http://ekbiznes.ru/about/.

4.     О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

5.     Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.: Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р // Собрание законодательства РФ. 2012. № 1. Ст. 216.

6.     О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области: Закон Свердловской области от 4 февраля 2008 г. № 10-ОЗ // Собрание законодательства Свердловской области. 2008. № 2. Ст. 135.

7.     Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2011–2013 годы: Постановление Главы Екатеринбурга от 1 ноября 2010 г. №5034 // Вечерний Екатеринбург. 2010. № 249.

8.     Об утверждении муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014 - 2016 годы: Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 08.08.2013 № 2781 // Вечерний Екатеринбург. 2013. № 150.