Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВА ПАЦИЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
02 июня 2017г.

Аннотация. В рассматриваемой работе анализируется правовая природа феномена медицинского информирования как элемента оказания медицинских услуг пациентам. Автором предпринята попытка обоснование неотделимости рассматриваемых категорий как последствия развития информационно- телекоммуникационных систем. Целью является установление конкретного нормативного наполнения информационных прав пациента медицинских учреждений на различных уровнях российского законодательства. Автором применены методы сравнительно-правового анализа при проведении исследования. Основным результатом работы является уяснение системы медицинского информирования в условиях современных российских реалий. Результаты исследования могут быть применены в теоретическом и практическом векторах.

Ключевые слова: медицинское информирование, медицинское право, права пациентов, информационные права, медицинские учреждения.

Современные аспекты законодательства РФ об информационных правах пациентов

Общественные отношения, связанные с оказанием услуг медицинского характера, к современному этапу развитию представляются немыслимыми и, во многом, невозможными без медицинского информирования. Такое информирование может быть реализовано в различных моделях – от согласия на обработку персональных данных до информированных согласий на медицинское вмешательство. Значительная часть таких моделей обеспечивает не столько информационную открытость медицинских учреждений, сколько безопасность и, во многом, эффективность представляемой медицинской помощи [4, с. 43].

Говоря о современном наполнении прав пациентов на информацию в условиях российской действительности, прежде всего необходимо отметить, что общие основы правового регулирования соответствующего комплекса общественных отношений представлены в рамках конституционного регулирования. Так, часть 2 статьи 24 Конституции РФ[1] предусматривает, что одним из элементов обязательственной компетенции органов государственной власти и соответствующих должностных лиц является обязанность обеспечения возможности ознакомления и представления гражданам той информации, которая непосредственно затрагивает их права и свободы. Право на здоровье, безусловно, является одним из основополагающих элементов не столько модели гражданства, сколько модели личности – Конституция РФ предусматривает ряд прав, реализация которых  направлена на обеспечение должного уровня  развития личности в том числе в аспектах необходимости поддержания определенного уровня состояния здоровья [1, с. 323].

Коррелирующей к рассмотренной выше норме является статья 29 Конституции РФ, предусматривающей возможность свободного поиска и получения информации любым, не запрещенным законом способом. Такое нормативное установление, безусловно, имеет непосредственную привязку и к сфере медицинского информирования – именно во исполнение статьи 29 Конституции РФ в профильных федеральных законах и предусмотрена возможность получения пациентом либо посредником медицинской информации о состоянии здоровья. Статья 42 Конституции РФ предусматривает еще один аспект, связанный с обеспечением информационных прав на конституционном уровне, но имеющий опосредованное значение в части медицинского информирования – права, связанные с предоставлением информации об окружающей среде. В определенных преломлениях такой комплекс прав тоже может быть рассмотрен как элемент медицинского информирования (например, в случае проживания на неблагоприятной территории).

Значительным прорывом в части информационного медицинского обеспечения является разработка и последующее принятие профильного федерального закона, направленного на регулирование процедурных аспектов собирания, хранения и транзита персональной медицинской информации. Статья 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[2] предусматривает возможность бесплатного доступа лица к той информации, которая затрагивает права, свободы и предусмотренные обязанности такого лица [7, с. 93]. Отдельные аспекты медицинского информирования также связаны с проблематикой бесплатного доступа к соответствующей медицинской информации. Зачастую, порядки, применяемые в рамках реализации компетенции федеральных исполнительных органов государственной власти, предусматривают ограничения такого доступа.

Риски разглашения медицинской информации зачастую располагаются в плоскости внутреннего организационного взаимодействия в медицинской организации. В целях обеспечения конфиденциальности медицинской информации в условиях российской действительности принят и применяется ФЗ «О персональных данных»[3], нормативное регулирования которого предусматривает особые требования к организациям, осуществляющим сбор и хранение персональной информации, к которой, безусловно, может быть отнесена и медицинская информация.

Говоря о профильных нормативных правовых актах, регулирующих общественные отношения в рамках предоставления медицинской информации, стоит отметить, что существенная часть нормативно- правового регулирования медицинского информирования реализуется посредством применения норм ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»[4]. Статья 19 рассматриваемого федерального закона предусматривает конкретное практическое наполнение права на медицинскую помощь с указанием системы тех правомочий, которые доступны для реализации каждому пациенту в отношениях с медицинскими организациями [3, с. 25]. Одним из элементов системы таких правомочий является права пациента на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть предоставлена информация о состоянии здоровья. Кроме того, рассматриваемой статьей предусматривается и право на защиту сведений, составляющих врачебную тайну.

Конкретная пролонгация статьи 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в части информационных прав пациентов содержится в статье 22, предусматривающей право пациентов на информацию. Рассматриваемое нормативное положение предусматривает ряд содержательных и процедурных аспектов, связанных с транзитом информации от представителей медицинских организаций к пациентам или посредникам. На основание фактических обстоятельств в ходе проведения сравнительно-

сопоставительного анализа представляется возможным выяснить возможные нарушения установленного порядка. Стоит отметить, что на основании нормативного содержания статьи 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» возможно выделить следующие группы информации, предоставляемой в рамках медицинского информирования:

предлагаемые виды медицинского вмешательства, последствия и риски при их реализации; результаты проведенных медицинских исследований;

формы возможного оказания помощи; наличие заболевания;

установленные диагнозы и последующие возможные векторы его развития; общие результаты оказания медицинской помощи.

Правовое регулирование медицинского информирования на современном этапе развития представляет возможным выделить следующие основные формы предоставления медицинской информации от учреждения к пациенту либо посреднику:

непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья; получать на основании документации консультации у других специалистов;

на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.

Таким  образом,  анализируя  нормативное  правовое  регулирование  процессов  медицинского информирования, представляется необходимым отметить, что такие процессы урегулированы на различных уровнях законодательства – от норм Конституции РФ до принятых в их исполнение нормы федеральных законов [5, с. 124]. При этом, правовое регулирование общественных отношений, связанных с информационным обеспечением прав пациентов медицинских организаций, затрагивает весь необходимый для поддержания эффективности регулирования спектр аспектов рассматриваемых отношений.

Принципы медицинского информирования пациентов и посредников

На основе анализа правового регулирования в рамках ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» представляется возможным выделить основополагающие принципы, на основание которых осуществляется законное медицинское информирование пациентов и посредников в указанных процессах (Таблица 1).

Таблица 1. Основополагающие принципы медицинского информирования

 

Принцип

медицинского информирования

Нормативное

закрепление принципа

 

Содержание принципа

Пр и нц и п лич но сти

Часть 2 статьи 22 ФЗ

В первую очередь медицинская информация должна

«Об основах охраны

быть  предоставлена  пациенту  непосредственно,  а  в

п р едо ста влени я

здоровья граждан в

случаях невозможности личного предоставления – иным

РФ»

лицам на основание принципа ограниченности

 

 

 

Пр и нц и п

о гр а ни ч енно сти

Часть 2, 3 статьи 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

Аспект 1 – медицинское информирование осуществляют

только те лица, которые непосредственно участвуют в процессе предоставления медицинских услуг;

Аспект 2 – в случае недостижения пациента возраста 15- ти лет медицинская информация представляется исключительно законным представителям

 

 

 

Принцип

 

Часть 3 статьи 22 ФЗ

При  вероятности  неблагоприятного  исхода  лечения,

информация об этом в деликатной форме сообщается

«Об основах охраны

пациенту, супругу (-ге), близкому родственнику или

таргетированности

здоровья граждан в

лицу которое определено пациентом (за исключением

РФ»

случаев          запрета          пациентом          информировать

перечисленных лиц)

Принцип

Часть 3 статьи 22 ФЗ

Медицинское           информирование           осуществляется

«Об основах охраны

добровольности

здоровья граждан в

исключительно в случае согласия пациента

РФ»

Принцип

Часть 1, 3 статьи 22

Медицинская информация должна быть доступна для

доступности ,

деликатности

ФЗ «Об основах

охраны здоровья граждан в РФ»

понимания пациенту/посреднику, в случае вероятности

неблагоприятного исхода – информирование осуществляется в деликатной форме (т.е. с использованием предупредительных слов с учетом особенностей диагноза и психического состояния пациента/посредника)

Принцип

непосредственности

Часть 4 статьи 22 ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

 

По общему правилу, пациенту/посреднику должны быть представлены оригиналы документов, на основание которых возможно получение копий

 

Возможные правоприменительные проблемы медицинского информирования

На основание изложенного выше анализа нормативного правового регулирования представляется возможным классифицировать возможные правоприменительные проблемы на следующие виды:

1)        проблемы, связанные с неправомерным предоставлением медицинской информации;

2)        несоблюдение принципа доступности информации при осуществлении медицинского информирования; проблемы дифференциации доступности формы при участии посредников в медицинском информировании;

3)        нарушение принципа непосредственности предоставления медицинской информации;

4)        нарушение принципа личности предоставления в части предоставления несоответствующими требованиям федерального закона посреднику.

Предполагаемые нарушения представляется возможным нивелировать повышением уровня эффективности и осведомленности конкретного правоприменения. Проанализированные нормативные положения ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» не содержат внутренних логических противоречий и изъянов юридической техники – требуется повышение показателей правоприменительной деятельности.

 

1   Конституция Российской Федерации; принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ

2       Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

3 Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 22.02.2017) "О персональных данных"

4   Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

 

Список литературы

 

1.              Балло А.М., БаллоА.А. Права пациентов и ответственность медицинских работников за причиненный вред. – СПб. – 2001. – С. 323

2.              Внукова В.А. О правовом статусе медицинских работников // Медицинское право. - М.: ИГ "Юрист". - № 1, 2017 г. - С. 23

3.              Елина Н.К. Особенности реализации отдельных прав пациента в современных условиях (информированное согласие несовершеннолетнего) // Медицинское право. - М.: ИГ "Юрист". -

№4, 2016 г. - С. 25

4.              Колоколов Г.Р., Махонько Н.И. Медицинское право: Учебное пособие. — М.: "Дашков и К", 2009. – С. 43

5.               Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита.

– М., 2000. – С. 124

6.              Мохов А.А. Медицинская документация как источник доказательственной информации в гражданском судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. – 2002. – №3. – С. 54

7.               Тихомиров А.В. Медицинское право: Практическое пособие. – М., 1998. – С. 93