Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УТРАТА РОЛИ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА, КАК ГАРАНТА ДОСТОЙНОГО УРОВНЯ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

    Всеобщей декларацией прав человека одобренной Генеральной Ассамблеей  ООН 10 декабря 1948 г. выделен и сформулирован пакет основных неотъемлемых и неотчуждаемых трудовых прав человека, в которые включается также право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения.44 В России это право нашло отражение в п. 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации - государством устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (далее МРОТ), что направлено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.45

   В настоящее время гарантированный государством размер минимальной оплаты труда не выполняет своей основной функции, а именно, не гарантирует достойный уровень жизни работников.

   Во-первых, МРОТ, перестал соответствовать нормам международного права. В соответствии с международными  стандартами  уровень  минимальной  зарплаты  рассматривается  как  нижняя  граница, гарантирующая удовлетворение основных жизненных потребностей не только трудящегося, но и его семьи. В Рекомендации Международной организации труда от 22 июня 1970 года № 135 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» сформулированы критерии определения уровня минимальной заработной платы, процедура внесения в нее коррективов: «При определении уровня минимальной заработной платы необходимо принимать во внимание в числе других следующие критерии: а) потребности трудящихся и их семей; б) общий уровень заработной платы в стране; в) стоимость жизни и изменения в ней; г) пособия по социальному обеспечению; д) сравнительный уровень жизни других социальных групп; е) экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости». 46

 

45 Всеобщая декларация прав человека принята резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

46   Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек. № 237; СЗ РФ. 03.03.2014. N 9.


    Минимальный размер оплаты труда в России не соответствует величине прожиточного минимума. С 1 января 2015г. МРОТ установлен федеральным законом на всей территории России в сумме 5 965 рублей в месяц.47 При этом, по данным Федеральной службы государственной статистики, численность населения России, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, и дефицит денежного дохода составляет 15,5 млн. человек.48 Таким образом, работники получают заработную плату ниже величины прожиточного минимума, но равную МРОТ. В этом случае, не обеспечивается достойная жизнь работника и его семьи, и уж тем более развитие человека.

   Норма части первой ст.133 ТК  РФ о том, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, пока не действует. В силу ст.421 ТК РФ в будущем должен быть принят федеральный закон, который  установит  порядок  и сроки поэтапного повышения МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Для сравнения, в 2015 году величина прожиточного минимума достигнет в целом по России 8 200 рублей. В Москве составит порядка 13 896 рублей, в Свердловской области 8 934 рубля, в Севастополе 4 628 рублей.49

   Во-вторых, компенсационные выплаты перестали выполнять свою роль, в связи с тем, что заработная плата работников, включающая все ее элементы, должна быть не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Определением от 23.07.2010г. № 75-В10-2 Верховный Суд РФ отметил: поскольку признано утратившим силу положение ч.4 ст. 133 ТК РФ о том, что размеры тарифных ставок, окладов, а также базовых окладов, базовых ставок заработной платы не могут быть ниже МРОТ, а часть 3 ст. 133 ТК РФ установлено, что не оклад, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, не может быть ниже МРОТ, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ.50

   Необходимо отметить, что из определения, закрепленного в ст. 129 ТК РФ, следует, что заработная плата фактически состоит из трех частей: базовой фиксированной части (оклад, тарифная ставка), компенсационной части и стимулирующей части. Базовая часть заработной платы - это та сумма, право на получение, которой возникает у работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда, работая в нормальных условиях. Компенсационная часть заработной платы представляет собой денежную компенсацию, подлежащую выплате работникам за выполнение трудовых обязанностей в условиях, отклоняющихся от нормальных. Эта компенсация выплачивается сверх базовой части заработной платы и только отдельным категориям работников (работающим в соответствующих условиях). И, наконец, стимулирующая часть заработной платы представляет собой всевозможные доплаты, надбавки, премии и иные поощрительные выплаты. Именно эта часть в наибольшей степени связана со стимулирующей функцией заработной платы, суть которой заключается в установлении обоснованных различий в оплате труда работников в зависимости от их квалификации, а также сложности и ответственности выполняемых работ.51

   Но, следуя логике законодателя, лица, работающие в районах крайнего севера, заработная плата, которых ровна МРОТ, должны получать компенсацию в виде районного коэффициента, который является составной частью заработной платы, а значит, размер минимальной заработной платы уже должен включать в себя районный коэффициент, как и стимулирующие и социальные выплаты. Тогда в чем же будет состоять смысл этой компенсация, если работник, проживающий, например, на юге России, если его заработная плата равна величине МРОТ, получит такую же точно сумму. При этом следует отметить, что правительство использует аргумент о дефиците бюджетов, когда речь идет об исключении из состава МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат.

 

47   Рекомендации Международной организации труда от 22 июня 1970 года № 135 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран»

48   О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон № 82-ФЗ от 19.06.2000 // опубликован 19 июня 2000 г. на Интернет-портале"Ро ссийской Газеты"

49 Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт // URL.: www.gks.ru (дата обращения 29.04.2015г.)

50   Прожиточный минимум в 2015 году по регионам России //сайт ‖Деловая жизнь‖ // http://bs-life.ru/makroekonomika/prozitochniy- minimum2015.html (дата обращения 25.04.2015г.)

51   Об отказе в иске о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда // Определение Верховного Суда РФ от 23.07.2010г. № 75-В10-2

52 Пашерстник Н. В., Мейскин М. С. Заработная плата в современных условиях. 13-е изд. СПб., 2008, с.52


   Таким образом, размер МРОТ является недопустимо низким и его влияние на улучшение социально- экономических показателей представляется сомнительным. Повышение уровня МРОТ не оказывает практического и значимого влияния на снижение уровня бедности.

   Для того чтобы повысить эффективность функционального значения МРОТ в России, принимая во внимание международные стандарты, можно предложить следующие рекомендации.

   Во-первых, минимальный размер оплаты труда необходимо привязать к прожиточному минимуму. Хотя наиболее подходящим критерием для установления МРОТ, по мнению специалистов, может служить процент от средней начисленной заработной платы. Так, исходя из данных доклада МОТ о заработной плате в мире, международных стандартов и мнений экспертов, можно рекомендовать установить МРОТ в размере 40-60% от средней начисленной заработной платы, как на федеральном, так и на региональных уровнях. Такой критерий позволит существенно повысить заработную плату низкооплачиваемой категории работников, доходы малообеспеченных семей, сократить бедность и социальное неравенство.

   Во-вторых, законодательно закрепить, что стимулирующие, компенсационные и социальные выплаты могут устанавливаться работникам только свыше установленных для них тарифных ставок или окладов. Признать тот факт, что ч.4 ст. 133 ТК РФ (утратила силу с 01.09.2007г.), была верной и положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

   В-третьих, размер МРОТ должен быть скорректирован на величину прогнозируемой инфляции в будущем году. Таким образом, повышение МРОТ должно происходить ежегодно. При этом, необходимо пересмотреть системы оплаты труда работников бюджетной сферы таким образом, чтобы повышение МРОТ не было заблокировано возможностями бюджетов.

   Изменение подхода к определению минимального размера оплаты труда будет способствовать восстановлению ее функций, позволит сократить  разрыв доходов  между богатыми и бедными гражданами, обеспечить достойную жизнь и свободное развитие гражданина России.

Список литературы

1.     Всеобщая декларация прав человека Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г.;

2.     Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек. № 237; СЗ РФ. 03.03.2014. N 9;

3.     Рекомендации Международной организации труда от 22 июня 1970 года № 135 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран»;

4.     О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон № 82-ФЗ от 19.06.2000 // опубликован 19 июня 2000 г. на Интернет-портале "Российской Газеты";

5.     Об отказе в иске о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда // Определение Верховного Суда РФ от 23.07.2010г. № 75-В10-2;

6.     Пашерстник Н.В., Мейскин М.С. Заработная плата в современных условиях. 13-е изд. СПб., 2008, 528 с.;

7.     Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 06.04.2015) // Справочная правовая система Консультант плюс;

8.     Прожиточный  минимум  в  2015  году  по  регионам  России  //сайт  ‖Деловая  жизнь‖  //  http://bs- life.ru/makroekonomika/prozitochniy-minimum2015.html (дата обращения 25.04.2015г.);

9.     Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт // URL.: www.gks.ru (дата обращения 29.04.2015г.)