Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОХРАНА ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СРАВНЕНИИ С МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКОЙ

Авторы:
Город:
Тюмень
ВУЗ:
Дата:
03 июня 2017г.

В статье раскрываются проблемы охраны труда педагогических работников в сравнении с международным опытом.

Важнейшим     направлением         охраны    труда    является     выявление,     оценка    и     управление профессиональными рисками и снижение их уровня. Данные отношения регулируются в основном трудовым правом, правом социального обеспечения, а так же финансовым и налоговым правом на всех уровнях правового регулирования. Также необходимо определить само понятие «профессионального риска». Данный термин закреплен в Трудовом Кодексе РФ в ст. 209, так, профессиональный риск это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период модернизации образовательной среды деятельность педагогических работников наполнена большим количеством стессогенных факторов, что не может не отражаться на деятельности и здоровье многих педагогов. Проводимые исследования показывают крайне низкие показатели здоровья педагогов, как физического, так и психологического, которое снижается по мере нарастания педагогического стажа работы.

Уже сложившаяся система повышения квалификации работников образования предоставляет педагогам лишь информационную составляющую о ведении здорового образа жизни, используя при этом лишь информативные ресурсы, и мало внимания уделяет организационно-деятельностным компонентам.[1] Проводя      анализ  литературы     по данной проблеме, можно обобщить профессионально- психологические риски нарушений профессионального здоровья педагогических работников.

Большое количество стрессогенных ситуаций приводят к следующим видам заболеваний: эмоционального выгорания;

появления профессиональных деформаций;

состоянию «педагогического криза».

В основном     проблема профессионального здоровья педагогических работников     изучалась в контексте проблемы эмоционального выгорания. Термин «эмоциональное выгорание» был  введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером для того, что бы характеризировать психологическое состояние людей, которые находятся в интенсивном коммуникативном «погружении», и в условиях эмоционального напряжения. Исследование данного синдрома носило описательный и непостоянный характер. Сначала количество профессий, отнесенных к данному психологическому состоянию, было незначительным, ими являлись сотрудники медицинских учреждений и различных общественно благотворительных организаций. Но после более тщательных исследований группу профессионального риска расширили, включив в нее уже учителей, полицейских, священников и др.

Т.В. Форманюк выделяет как симптомокомплекс эмоционального выгорания следующие проявления: «чувство эмоционального истощения, изнеможения, тенденции развития негативного отношения к субъекту деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане». [2]

Из-за стремительного потока изменений в сфере образования педагоги зачастую просто не имеют возможности адаптироваться к нововведениям, и это является одним из факторов ухудшения здоровья и эффективной работоспособности педагогов.

Из негативных факторов воздействующих на здоровье педагогов, также выделяют:

–       повышенные рабочие нагрузки, обусловленные смещением акцента деятельности от непосредственной работы с учащимися на необоснованно высокую отчетность;

–    введение системы последипломной аттестации педагогов, отнимающей огромное количество времени и явно понижающей качество взаимодействия с учащимися в аттестационный период;

–   существующий социальный дискомфорт из-за невысокого размера заработной платы педагогов и падения роли профсоюзов;

–    ухудшение возможностей заботы педагогов о личном здоровье из-за финансовых трудностей, сложности получения квалифицированной (и, прежде всего, профилактической) медицинской помощи, путевок для лечения и т.п.;

–   недостаточно представленную в педагогических вузах подготовку в сфере здоровьесбережения всех участников образовательного процесса. [3]

Предусмотренная в Трудовом кодексе РФ обязанность работодателей по аттестации рабочих мест согласно условиям труда должна:

Оценивать и описывать состояние рабочих мест;

Выявлять фактор производственной среды, которая оказывает негативное влияние на человека, ее интенсивность и степень;

Оценить уровень риска;

И   также   определить  способы  и   направление  защиты   работника   от   вредного  воздействия неблагоприятных факторов.

Одним из основных социальных механизмов в сфере охраны труда педагогических работников является соблюдение нормативно-правовой базы.

Согласно Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 (п.4 ч. 5 ст. 47) педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предоставлено право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы. [4]

Подобное право педагогические работники имели по ранее действующему закону об образовании и приказу Минобразования РФ от 07.12.2000 N 3570 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года». Предоставление такого отпуска определялось соответствующим Положением, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 7 декабря 2000 г. N 3570. Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2016 г. N 644 утвержден новый Порядок предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года и прежний Порядок признан утратившим силу. [5]

В Приказе Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» можно увидеть указания на продолжительность рабочего времени для педагогических работников , которая устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. В данное время включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая     работа,    предусмотренная     трудовыми     (должностными)      обязанностями     и     (или) индивидуальным планом и т.д, в зависимости от занимаемой должности.

Так же исходя из занимаемой должности определяется и нагрузка педагогического работника и она не может превышать верхних пределов устанавливаемых по должностям профессорско-преподавательского состава.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям профессорско- преподавательского состава устанавливается в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году. [6]

Обращая внимание на «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии  и классификация условий труда» (утв. Главным государственным санитарным врачом России 29.07.05) В разделе «Эмоциональные нагрузки» говориться о том, что наличие конфликтных ситуаций в производственной деятельности ряда профессий в том числе преподавателей также увеличивают эмоциональную нагрузку и подлежат количественной оценке. Количество конфликтных ситуаций учитывается на основании хронометражных  наблюдений. Данные ситуации встречаются в виде непосредственного взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также участие в разрешении конфликтов, возникающих между учениками. Кроме того, могут возникать конфликты внутри педагогического коллектива с коллегами, руководством и в ряде случаев с родителями учащихся. [7]

В разделе «Сенсорные нагрузки», а именно нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю, степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности. Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосоречевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, дикторы). Педагоги, в настоящее время являются образцом поведения и отношения к здоровью. Но к сожалению последние проведенные исследования показывают слишком низкие показатели не только физического, но и психического здоровья преподавателей, которые снижаются по мере увеличения нагрузок и стажа работы.

Выбранная профессия предполагает вовлечение педагога в очень сложные социальные, профессиональные условия. Постоянная ответственность, плотность межличностных контактов, возникновение нестандартных ситуаций и многое другое отрицательно сказывается на здоровье педагогов.

Ахмерова С.Г в своей статье «Профессиональные заболевания педагогов» отмечает, что помимо огромной занятости, теми факторами, которые негативно сказываются на общем состоянии, психологическом и физическом здоровье педагогов, также относятся: «интенсивная речевая нагрузка; нервно-психическое напряжение; напряжение органов зрения; низкая двигательная нагрузка; длительное пребывание в вертикальном положении; высокая концентрация бактерий и микробов в учебных помещениях.

Каждый из перечисленных факторов провоцирует возникновение определенных заболеваний:

1.        речевая    нагрузка    формирует     патологию    голосообразующего    аппарата,   что    приводит    к неблагоприятным изменениям в дыхательной и сердечно-сосудистой системах;

2.        нервно-психическое напряжение трансформируется   в так называемые болезни стресса или психосоматические заболевания:

3.        гипертоническую  болезнь,  ишемическую  болезнь  сердца,  язвенную  болезнь  желудка  и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении и пр.;

4.        напряжение органов зрения приводит к быстрому утомлению глаз, снижению остроты зрения; малая двигательная нагрузка на фоне неправильной позы при сидении за столом способствует развитию остеохондроза;

5.        длительное    пребывание    в  вертикальном  положении     приводит  к  развитию  хронической недостаточности вен нижних конечностей,

6.        высокая концентрация бактерий и микробов в  учебных помещениях повышает заболеваемость респираторными вирусными инфекциями и гриппом в период эпидемий».

Специалистами кафедры общественного здоровья Башкирского государственного медицинского университета было проанализировано состояние здоровья педагогов, и «согласно исследованию, в структуре заболеваемости педагогов преобладают болезни: органов дыхания (26,1%); органов кровообращения (17,9%); органов пищеварения (15,3%); нервной системы и органов чувств (12,1%); инфекционные и паразитарные заболевания (11,9%)». [8]

Международная практика, затрагивающая проблемы профессиональных рисков педагогов довольно обширна.

Бразильский   Университет       в опубликованной статье  «Распространенность  и факторы риска психических расстройств среди учителей» провел исследование, направленное на выявление распространенности общих психических расстройств учителей при анализе между социально- демографическими, профессиональными и социально-психологическими факторами. Это было перекрестное исследование со случайной выборкой из 679 учителей, в 37 школах, расположенных в городе, в столичном районе Порту-Алегри (в штате Риу-Гранди-ДУ-Сул, Бразилия).

Исследователи использовали специальные анкеты и аккумулятор психосоциальной оценки рисков, чтобы оценить роль неопределенности, также степень социальной поддержки, самоэффективности, самостоятельности, межличностных конфликтов, роль конфликтов и перегрузки; это все и включал в себя список вопросов для оценки социально-демографических и профессиональных рисков. Результаты показали что 29.7% уязвимы к вышеперечисленным рискам , выявлена значительная степень неопределенности, перегрузки, низкого уровня социальной поддержки, и низкой воспринимаемости и самоэффективности. Больше внимания следует уделять психологической угрозе, в рамках обучения, так как эти виды переменных были связаны с перегрузкой и утомляемостью учителей.[9]

В статье Боннского университета, факультета психологии и Боннского центра педагогического образования Германии «Профессиональная компетентность и  благополучие учителей: выявление связи между педагогическими знаниями, самоэффективностью и профессиональным перегоранием» дано определение профессиональной компетентности учителей — это их профессиональные знания, навыки, убеждения и мотивация.   Эти  пункты  являются показателями профессионального благополучия и успеха учителей. В исследовании приняло участие 119 учителей, данное исследование проводила Ассоциация профессиональной компетентности учителей — и их педагогических знаний (GPK). Анализ не показал систематических связей с половой принадлежностью преподавателей, но присутствовала негативная связь между утомляемостью педагогов с их самоэффекивностью и профессиональными знаниями. Исследования показали явную связь общего состояние педагогов с их чрезмерной утомляемостью и профессиональным перегоранием. Также обсуждены возможные мероприятия для профилактики перегорания преподавателей.[10]

Федеральный университет Сан-Паулу, Бразилия также провел свое собственное исследование и в статье «Дискомфорт речевого аппарата и факторы риска университетских учителей» опубликовал резюме своих исследований. Цели были поставлены весьма точные и ясные, а именно характеризовать наличие и факторы риска боли речевого аппарата педагогов (как мужчин, так и женщин) в университетах Сан-Паулу. Аппаратом исследования являлся частный обзор каждого педагога. Министерством труда Бразилии были подготовлены специальные формы, которые были заполнены 846 педагогами вузов. Результаты и заключение исследователей были весьма не утешительные, поскольку распространенность нарушений речевого аппарата составила 50.8% при чем среди женщин данное явление составило 62.7%, а у мужчин 43.5%. Была замечена также в связи с возрастной категорией педагогов, так боли и раздражения в горле было выше среди профессионалов ≤60 лет, и среди тех у кого вся профессиональная деятельность связана исключительно с преподаванием в вузе. Другие факторы, такие как шумовое и звуковое поле, загрязнение воздуха, стресс и беспокойство, личные вредные привычки, образ жизни/качество жизни, были непосредственно и тесно связаны с наличием дискомфорта речевого аппарата. [11]

Такие же исследования проводились и Кафедрой экологической и профессиональной медицины, факультет медицины, в Университет Египта. Цели и методы проведения исследования были аналогичными, как и у исследователей в Бразилии. Данное исследование проводилось с целью изучения факторов риска нарушения и поражения голосовых связок среди египетских преподавателей. Методом являлось самостоятельное заполнение анкет, которые впоследствии были подвергнуты специализированной информационно-исследовательской программе. Результаты показали следующие результаты: продолжительность работы и высокая интенсивность занятий в неделю ≥15 является наиболее статистически значимыми показателями, которые влияют на поражение голосовых связок учителя. После введения специальной программы под  названием «vocal  hygiene», что в дословном переводе означает «голосовая гигиена», педагоги, которые изучили и следовали данной программе, показали значительные положительные результаты своего здоровья. [12]

Анализ теоретического и практического материала по данной теме позволяет сформировать некоторые проблемы и пути решения. Зарубежные исследователи уделяют особое внимание вопросу профессиональных рисков, и выделяют в свих трудах, что «в профессиональных рисках следует учитывать не только внешние физические риски, но и психосоциологические риски».[13]

Российские ученые в сфере здравоохранения во главе с Красовским В. О. утверждают, что «любая трудовая деятельность не может обеспечить полную уверенность в отсутствии вреда здоровью, увеличивается количество профессионально обусловленных болезней, у которых производственные причины являются только сопутствующими, специфические меры профилактики таких болезней не разработаны, давно назрела необходимость оценивать мноообразие воздействия условий труда». [14]

Для достижения полного правового регулирования трудовых отношений в сфере профессиональной заболеваемости необходимо объединить данные отношения с социальным партнерством в сфере труда на всех уровнях. Во многих исследованиях ученых достаточно ясно и полно выработаны рекомендации по поводу создания отраслевых центров по управлению рисками на различных уровнях, в том числе и региональном.

Таким образом, на мой взгляд в части регулирования профессиональных рисков, не относящихся к вредным или опасным условиями труда, и управления ими в законодательстве Российской Федерации имеется пробел в праве. В то время как, зарубежный опыт показывает, что профессиональными рисками охвачены не только вредные условия труда но и другие условия труда, которым присуще повышенное интеллектуальное, эмоциональное напряжение, что характерно для работников полиции, медицины и образования. В России же в этой части законодательства наблюдается очевидный пробел, для решения данной правовой проблемы можно предложить создание эффективной системы управления профессиональными рисками, которая должна стать основой управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Основным эффективным путем достижения поставленной цели является разработка комплексной системы мониторинга, оценки и управления профессиональными рисками. Опыт стран Еврозоны показывает, что именно это позволило добиться исключительно высоких показателей и приблизиться к желаемому результату – рабочим местам без травм и профзаболеваний, повышению производительности труда и сокращению затрат.

Список литературы

 

1.        Кригер Е.Э., Профессионально-психологические риски здоровья педагогов//ISSN 1991-5497.Мир науки,культуры, обрзования. № 3 (34) 2012.

2.        Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. –1994. – № 6.

3.        Багнетова Е.А.,  Шарифуллина Е.Р.  Профессиональные риски педагогической среды // Биологические науки-с.27 №1, 2013.

4.        ГАРАНТ   информационно-правовой  портал//URL:http://ivo.garant.ru/#/document/71424792/paragraph/1:1

5.        ГАРАНТ информационно-правовой портал//URL: http://base.garant.ru/70291362/

6.        ГАРАНТ информационно-правовой портал//URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot- 22122014-n-1601/

7.        ГАРАНТ  информационно-правовой        портал//URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85537/

8.        Журнал "Справочник руководителя образовательного учреждения". Автор: Ахмерова С.Г. // URL:http://www.menobr.ru/article/36246-professionalnye-zabolevaniya-pedagogov

9.   Revista de Psicología del Trabajo y de las Organizaciones Volume 31, Issue 3, December 2015, Pages 201–206 Prevalence and risk factors of common mental disorders among teachers//URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1576596215000377

10.     Fani Lauermann ,Johannes König .University of Bonn, Department of Psychology and Bonn Center for Teacher Education, BZL R 1.004, Poppelsdorfer Allee 15, 53115 Bonn, GermanyUniversity of Cologne, Empirical School Research and Interdisciplinary Center for Empirical Research on Teachers and Teaching, R 816, Gronewaldstr. 2a, 50931 Köln, Germany Learning and Instruction//Volume 45, October 2016, Pages      9–19//URL:http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0959475216300639

11.     Gustavo Polacow Korn, , Antonio Augusto de Lima Pontes, Denise Abranches, Paulo Augusto de Lima Pontes,Department of Otolaryngology–Head and Neck Surgery, Federal University of São Paulo, São Paulo, Brazil « Vocal Tract Discomfort and Risk Factors in University Teachers» // Journal of Voice, Volume 30, Issue 4, July 2016, Pages 507.e1–507.e8//       URL: http://www.jvoice.org/article/S0892- 1997(15)00118-6/abstract?cc=y=

12.     Usha Devadas, Rajashekhar Bellur, Santosh Maruthy, Department of Speech and Hearing, School of Allied Health Sciences, Manipal University, Manipal, India: Journal of VoiceVolume 31, Issue 1, January 2017, Pages 117.e1–117.e10//URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0892199716000692

13.     Adrian Constantin Achim. Risk Management Issues in Policing: From Safety Risks Faced by Law Enforcement Agents to Occupational Health. Procedia Economics and Finance,Volume 15, 2014, Pages 1671–1676//URL:       //http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S221256711400639X

14.     Красовский В. О. Новые подходы в анализе, оценке и прогнозе профессионального риска здоровью работников // Международный научно-исследовательский журнал . 2015. №3-4 (34). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/novye-podhody-v-analize-otsenke-i-prognoze-professionalnogo-riska- zdorovyu-rabotnikov Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.10.2008 N 586 "Об утверждении Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 годы" // URL: http://www.consultant.ru/online/