Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛИ "ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ"

Авторы:
Город:
Омск
ВУЗ:
Дата:
24 мая 2016г.

Одной из целей наказания, закрепленной в ч. 2 ст. 43 УК РФ, является исправление осужденных. Законодатель не дает определения данной цели в самом Уголовном кодексе. Вопросам исправления осужденных посвящена обширная научная литература, авторы которой порой высказывают диаметрально противоположные суждения по содержанию самого понятия «исправление», а также о возможности  достижения исправления осужденных и критериях исправления.

Представляется необходимым остановиться на данной проблеме, так как данное понятие, будучи по своей сути психолого-педагогической и социально-правовой категорией, вместе с тем является ключевым для решения ряда именно правовых вопросов, влияющих на содержание правового положения осужденных.

Историко-сравнительный анализ этого правового понятия позволяет лишь дать общий вывод: исправление осужденного есть категория изменчивая, не имеющая четко устоявшихся признаков этого явления.

Русское дореволюционное уголовное законодательство не предусматривало специальной нормы, указывавшей на цели наказания. Однако, как известно, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. [15, с. 3] уже из названия самих наказаний указывало на определенный процесс исправления, которому, видимо, были подчинены наказания исправительные.

В свою очередь ст. 4 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик от 31 октября 1924 г. указывала, что меры социальной защиты наряду с иными целями преследуют цель исправительного трудового воздействия на осужденных [12, с. 204].

Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик от 25 декабря 1958 г. (ст. 20) указывали на цель «исправления и перевоспитания осужденных в духе частного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития» [10, с. 6].

Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик от 2 июля 1991 г., которые не вступили в юридическую силу, наряду с другими целями указывали лишь на исправление осужденных, отказавшись от цели перевоспитания [11, с. 862].

Действующее уголовное законодательство (ч. 2 ст. 43 УК РФ) традиционно указывает на цель исправления осужденного, также не дает официального толкования ее содержания.

Уголовно-исполнительное законодательство (ч. 1 ст. 9 УИК РФ) содержит так называемое «уголовно- исполнительное понятие» исправление осужденного. В.Н. Орлов предлагает в полной мере распространить его на уголовно-правовое исправление [9, с. 130].

Согласно ч. 1 ст. 9 УИК РФ под исправлением осужденных понимается «формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения». Но, так как исправление осужденных - это психолого-педагогическая категория, соответственно к ней должны быть применены определения из этих областей знания.

В педагогике чаще оперируют понятием «коррекция» (буквально – «исправление») – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков, исправление как отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность в целях достижения положительного результата [6, с. 11].

В психологии -  возможность исправления  основана на присущей  человеческой психике способности претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды [2, с. 606].

Можно сделать вывод, что в педагогике и психологии понятие «исправление» связано с изменениями психологических и морально-нравственных качеств личности и коррекцией предшествующего результата воспитания.

Не зря с 2010 года государство в качестве ведущих задач в сфере исполнения наказаний определило изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы именно с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки к жизни в обществе, а также разработку форм проведения воспитательной работы, организацию образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания [4, с. 5544].

В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие «исправление» трактуется как «улучшение, изменение, исправляющее что-нибудь, поправка» [8, с. 254].

В современной уголовно-правовой и пенитенциарной науке существуют два основных подхода к понятию

исправления:

1)   нравственное исправление осужденных и 2) юридическое исправление осужденных [16, с. 23]. Нравственное исправление означает изменение у осужденных искаженных ценностных ориентаций, обуславливающих правонарушения, на позитивные ориентации [1, с. 21].

Юридическое исправление означает, что у лица, совершившего преступление, происходит переориентация противоправного поведения на законопослушное.

На нравственный и юридический аспекты исправления указывали и другие исследователи проблемы. В частности, профессор И.С. Ной под моральным исправлением понимал «такую переделку личности осужденного, при которой нового преступления он не совершит не из-за страха перед наказанием, а потому что это оказалось бы в противоречии с его новыми взглядами и убеждениями» [7, с. 114].

Нравственное   воспитание     –    это    высокая     педагогическая    категория,     которая    предполагает    и соответствующую педагогическую ее составляющую. В педагогике нравственность сводится к нормам и правилам, регулирующим отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующим или тормозящим их поведение и деятельность [13, с. 495].

Профессор Н.Ф. Кузнецова и ряд других исследователей рассматриваемой проблемы под «исправлением» также понимают нравственное и юридическое исправление [5, с. 744].

Говоря об исправлении осужденного, прежде всего надо иметь в виду нравственное исправление, поскольку нельзя добиться юридического исправления без изменения сознания человека, его морально- нравственных воззрений.

По мнению М.С. Гринберга цель исправления заключается в том, чтобы осужденный стал законопослушным, добропорядочным гражданином общества, уважающим труд и правила общежития [3, с. 164].

В действующем же УИК РФ, говорится, скорее, не о собственно понятии исправления осужденных, а о процессе осуществления исправления: «формирование», «стимулирование», а не достижение конкретного, определенного результата, которое должно достигаться путем изменения психологических и морально- нравственных качеств личности [14, с. 26]. В связи с этим, целесообразно изложить ч.1 ст. 9 УИК РФ в следующей редакции: «Исправление осужденных – это изменение у осужденных искаженных ценностных ориентаций, обуславливающих правонарушения, произошедших в результате комплексного  воспитательного воздействия в период отбывания наказания, в результате чего его поведение становится социально адаптивным».

Заметим также, что понятие исправления осужденных должно быть закреплено в первую очередь в УК РФ, а затем уже регламентировано в уголовно-исполнительном законодательстве.



Список литературы

1.     Анисимков В.М., Капункин С.А., Рыбак М.С. Уголовно-исполнительное право: курс лекций / Под ред.

В.М.Анисимкова. Саратов: СГАП, 2001. С. 21 (автор главы – В.М.Анисимков); Рыбак М.С. Воспитательная работа как средство ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях: Учебно-методическое пособие. Саратов: СГАП, 1998. С. 4.

2.     Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер. 2002. С. 606.

3.     Гринберг М.С. Понятие наказания в уголовном праве // Вестник ОМГУ. Серия: право. 2009. № 3. С.164.

4.     Концепция  развития  уголовно-исполнительной  системы  РФ  до  2020  года:  утв.  распоряжением Правительства РФ от 14 окт. 2010 г. // Собр. законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

5.     Кузнецова Н.Ф. Понятие и цели наказания. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. С. 744; Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М.: Норма, 2002.

6.     Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1991. С. 11; Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1995. С. 184.

7.     Ной И.С. Сущность и функции уголовного наказания в советском государстве. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1973. С. 114.

8.     Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ Технология», 2003. С. 254.

9.     Орлов В.Н. Уголовное наказание: понятие, цели, система, объекты и субъекты: монография. М.: Издательство МГЮА имени О.Е. Кутафина, 2011. С. 130.

10. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик // Ведомости ВС СССР. 1959. № 1.Ст. 6.

11. Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик от 2 июля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 30. Ст. 862.

12. Собрание законов и распоряжений рабочее-крестьянского Правительства СССР. М., 1924. Отдел первый. Ст. 204.

13. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Ралацевич. Мн.: Современное слово, 2001. С. 495.

14. Ткачевский Ю.М. Восстановление социальной справедливости – цель уголовного наказания и уголовно- исполнительный кодекс РФ // Вестник Мокс. Ун-та. Серия 11. Право. 1998. № 6. С. 26.

15. Уложение о наказаниях уголовных исправительных // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). СПб., 1907. С. 3.

16. Ферри Э. Уголовная социология / Сост. и предисл. В.С. Овчинского. М.: ИНФРА М, 2005. С. 23.