Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ТЕРРОРИЗМ

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2018г.

В условиях XXI века и всемирной глобализации транснациональная организованная преступность оказывает все более разрушительный характер на развитие государств – экономическое, политическое, духовное. Кроме того, растет взаимосвязь между организованной преступностью и терроризмом.

Транснациональная преступность, так же как и международный терроризм представляют собой организованную преступную деятельность, существующую в международном пространстве. Они связаны с перемещением финансовых средств, информационных и людских ресурсов через государственные границы.

Терроризм в большинстве случаев финансируется за счет источников транснациональных преступных формирований.

Взаимосвязь организованной преступности и международного терроризма во многом подтверждается и практикой. Например, в зонах активной террористической деятельности совершается много преступлений экономического характера, в политической сфере функционирует криминальный рынок – оборот товаров и услуг, запрещенных к обороту.

Встречаются случаи, когда организованная преступность на международном уровне использует тактику террористических атак для пресечения уголовного преследования. Происходит взаимное проникновение, возникают организации, сочетающие в себе террористическую идеологию и корыстную криминальную мотивацию. На сегодняшний день тенденция слияния транснациональной организованной преступности и международного терроризма находится на подъеме и представляет одну из глобальных угроз национальной безопасности.

Подтверждением этому, к примеру, является созданная в Индии международным преступником Даудом Ибрагимом «D-company», которая была замешана в торговле наркотиками, фальшивомонетничестве, наемных убийствах и связях с террористическими организациями типа «Аль- Каида».

Кроме того, для ведения террористической деятельности организациям необходимо постоянное вливание денежных средств, которые они заполучают путем ведения криминальной деятельности – захвата чужой собственности, нелегальной реализацией нефтепродуктов, получение выкупа за похищенных людей.

Особое срастание этих явлений происходит на территории стран, не способных противостоять ни терроризму, ни организованной преступности. Это такие государства как Ирак, Пакистан, Афганистан, Нигерия, Сомали, Ливия и другие, которым просто необходимо оказывать всевозможную помощь в борьбе с этими процессами.

Таким образом, современный терроризм можно рассматривать в рамках организованной преступности, так как во многом он обладает присущими ей признаками. Терроризм это не только идеология насилия, используемая организованной преступностью, но и ее самостоятельная форма. Поэтому противодействие терроризму во многом зависит от успешной деятельности государств в борьбе с таким явлением как организованная преступность.

Адекватным ответом на процессы криминализации в мире стала принятая в ноябре 2000 г. в Палермо Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, открывшая новые возможности борьбы с международными формами преступной деятельности. Документ содержит положения о введении уголовной ответственности за организацию и участие в преступных сообществах, отмывание денег, коррупцию и противодействие правосудию. Представляя собой комплексный документ, Конвенция ООН охватывает практически все направления международного сотрудничества в сфере борьбы с организованной преступностью (конфискация, экстрадиция, правовая помощь, защита свидетелей идр.). Впервые на глобальном уровне в ней были закреплены положения, касающиеся борьбы с коррупцией. Ее принятие расценивается как крупный успех ООН в антикриминальной сфере.

Однако одного принятия Конвенции в борьбе с таким мощнейшим инструментом как транснациональная преступность недостаточно. Требуется постоянное взаимодействие государств- участников данной Конвенции с целью выработки новых комплексных мер противодействия данному явлению.

Хотелось бы отметить, что исторически развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной оргпреступностью прошло достаточно длительный путь. Вначале использовались самые простые формы, например достижение договоренности о выдаче лица, совершившего преступление, или о каких-либо других действиях, связанных с тем или иным преступлением. В дальнейшем возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации постоянно расширялся: если раньше она касалась отдельных преступников и преступлений, то в настоящее время наполняется все новым содержанием, затрагивает практически все сферы борьбы с организованной преступностью, включая статистику и научные данные о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и т. п.

В настоящее время каждые два года проводится Конференция государств-участников Конвенции ООН 2000 года, на которой обсуждаются наиболее острые вопросы и разрабатываются новые мероприятия по борьбе с транснациональной преступностью. Последняя Конференция состоялась в Вене осенью 2016 года. На ней поднимались такие острые вопросы, как торговля людьми, незаконные оборот оружия и растущая взаимосвязь между организованной преступностью и терроризмом.

Организация Объединенных Наций к транснациональным относит более полутора десятков преступлений. Наиболее опасными и глобальными из которых являются терроризм, незаконная торговля наркотиками, оружием, взрывчатыми веществами, торговля людьми, нелегальная миграция и некоторые другие.

Сотрудничество государств в области борьбы с преступностью ведется в нескольких направлениях. Признание опасности для сообщества государств определенных уголовных деяний и необходимости применения совместных мер для их пресечения. Таковыми могут быть, терроризм, захват заложников, незаконная торговля людьми, незаконный захват воздушных судов и др.

Оказание помощи в деле розыска скрывающихся на чужой территории правонарушителей. Существует два возможных канала ее осуществления через дипломатические учреждения и путем непосредственных связей между органами, ведущими в своей стране розыск и дознание (правоохранительные органы). Необходимо отметить расширение этого направления сотрудничества: если раньше государства обращались к конкретной стране с просьбой о розыске или выдаче преступника, то в настоящее время этот розыск ведется во всемирном масштабе, причем объявляется розыск не только сбежавшего преступника, но и похищенного имущества. С целью облегчения розыска иногда осуществляется обмен информацией.

Помощь в деле получения необходимых материалов по уголовному делу. В случае совершения преступления или совершения его в нескольких странах либо совершения его части в другом государстве и т. д. свидетели и вещественные доказательства могут находиться в другом государстве. Для получения материалов по делу в отдельных случаях необходимо произвести следственные действия за границей, что осуществляется путем направления соответствующего отдельного поручения.

Оказание практической помощи отдельным государствам в разрешении проблем преступности, изучении этих проблем. Этот вид помощи выражается в направлении в отдельные страны экспертов, призванных оказать конкретную помощь 

Обмен информацией. Государства часто договариваются предоставлять друг другу информацию, необходимую для успешного проведения следствия и поимки преступника, а также другую информацию уголовного характера. В частности существует обмен информацией о приговорах, вынесенных в отношении граждан другой страны. Как правило, обмен такого рода информацией происходит раз в год.

Кроме того, международные конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера содержат обязательства государств-участников относительно предотвращения и пресечения такого рода преступлений, наказания лиц, их совершивших, и взаимодействия государств в связи с осуществлением уголовной юрисдикции. Первостепенное значение имеют конвенционные нормы, содержащие международно-правовую квалификацию преступного деяния в качестве своего рода всеобщего стандарта, предназначенного для единообразной нормативной характеристики состава преступления во внутригосударственном уголовном законодательстве. В связи с этим получили распространение конвенционные предписания о внутригосударственных мерах законодательного характера.

В российском законодательстве в последние два десятилетия появилось несколько новых норм, свидетельствующих о выполнении международных обязательств. Имеются в виду положения об угоне воздушного судна, захвате заложников, незаконном приобретении, хранении, использовании, передаче или разрушении радиоактивных материалов, применении биологического оружия, разработке, производстве, приобретении, хранении, сбыте, транспортировке биологического оружия и ряд других.

На более высоком уровне такая тенденция воплощена в Уголовном кодексе РФ (УК РФ). Прежде всего следует отметить включение в УК РФ в виде специальной главы (гл. 34) статей о преступлениях против мира и безопасности человечества: планировании, подготовке, развязывании или ведении агрессивной войны (ст. 353); производстве или распространении оружия массового поражения (ст. 355); применении запрещенных средств и методов ведения войны (в ч. 2 ст. 356 особо выделено «применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором»); геноциде (ст. 357). В различных главах УК РФ впервые предусмотрены такие преступные деяния, как террористический акт (ст. 205), пиратство (ст. 227), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360).

Международные Конвенции ориентированы на обеспечение неотвратимости уголовного преследования и наказания лиц, которые именуются предполагаемыми преступниками и виновность которых устанавливается соответствующими национальными судами на основе национального уголовного законодательства. Каждая конвенция предусматривает меры для установления государствами своей юрисдикции, включая заключение предполагаемого преступника под стражу и проведение предварительного расследования фактов.

В заключение хотелось бы отметить, что целям дальнейшего укрепления международного сотрудничества в сфере противодействия транснациональной преступности и борьбы с международным терроризмом будут соответствовать следующие меры:

-      совершенствование международной нормативно-правовой базы, предусматривающей в том числе разработку модельных законов и программ по борьбе с отдельными опасными видами преступлений в странах, подписавших Конвенцию ООН. Совершенствование порядка международного розыска лиц, причастных к транснациональной преступной деятельности.

-    разработка и реализация совместных целевых программ и долгосрочных планов по противодействию транснациональной преступности в рамках основных институтов системы международной безопасности.

-      расширение сотрудничества правоохранительных и контролирующих органов стран — участниц Конвенции ООН

В условиях глобализации ни одна страна не сможет в одиночку эффективно бороться с транснациональной организованной преступностью, а как следствие, и с международным терроризмом, – для этого нужны согласованные действия всего международного сообщества!

 

Список литературы

 

1.        Долгова А.И. Терроризм и организованная преступность // Организованный терроризм и организованная преступность / под ред. А.И. Долговой. – М., 2002

2.        Клейменов И.М. Международный терроризм и транснациальная организованная преступность // Вестник Омского университета. – 2017. - №3.

3.        Григорьев А.А. Терроризм как форма организованной преступности // Чиновник. – 2007. - №5