Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С НЕЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
03 июня 2017г.

Бюджетные расходы согласно ст. 69 Бюджетного кодекса РФ могут быть представлена в таких формах как: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов [1].

Одним из самых распространенных нарушений законодательства в бюджетной сфере является нецелевое использование бюджетных средств. Уголовная ответственность за указанное нарушение закреплена законодательно ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ [2].

Понятие нецелевого использования бюджетных средств дается в статье 306.4 Бюджетного кодекса РФ. Так согласно Бюджетному кодексу РФ под нецелевым использованием понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Так же принцип целевого использования закреплен в той или иной мере и ст. 38 БК РФ, через принцип адресности и целевого характера бюджетных средств [1].

Проанализировав нормы законодательства, установленные Бюджетным кодексом и Уголовным кодексом РФ невозможно не заметить, что Бюджетный кодекс предусматривает ответственность за нецелевое использование средств бюджета, а Уголовный кодекс, в свою очередь предусматривает ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств. Разночтение кажется незначительным, но все-таки имеет свой смысл. Справедливо сказать, что бюджетные средства могут не только быть израсходованы, но и использовать в других формах. Считаю, что данные разночтения следует устранить на законодательном уровне, во избежание спорных вопросов в практической деятельности.

Опасность преступлений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, связана с тем, что государства из-за таких противоправных действий лишается возможности исполнить свои обязательства в полном объеме. Преступления в бюджетной сфере несут опасность для экономической безопасности страны, опасность возникает в связи с недостачностью в казне бюджетных средств.

Как правило, нецелевое использование бюджетных средств сопровождается обманом и злоупотреблением доверия. Под обманом зачастую наблюдаются активные действия должностных лиц бюджетных учреждений, и эти действия направлены на использование средств бюджета не по предусмотренному бюджету, бюджетной росписью, сметой доходов и расходов, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, а в иных целях.

При использовании такого приема как обман, должностные лица, связанные с проведением различных операций с бюджетными средствами, вводятся в заблуждение, получая недостоверную информацию. А в случаях злоупотребления доверием используются особые отношения, которые складываются между должностными лицами.

От того каким способом достигнуто совершено нецелевое расходование бюджетных средств вытекает квалифицирующий признак - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.

Предварительный сговор, может быть, достигнут как до начала каких либо на то направленных действий, так и на стадии подготовки к преступлению в данной сфере.

Считаю необходимым отметить, что ч. 2 ст. 35 УК РФ не дает точно определения количеству лиц, участвующих в предварительном сговоре. И, как правило, на практике учитываются нормы ч. 1 ст. 35 УК РФ, в которой говорится, что количество исполнителей два или более. Также считаю необходимым внести соответствующие поправки в законодательство, во избежание конфликтов в практической деятельности [2].

Еще одним квалифицирующим признаком является – особо крупный размер (ч. 2 ст. 285.1 УК РФ). В каком размере совершено нецелевое использование средств бюджета следует считать по каждому преступлению отдельно.

В комментарии ст. 285.1 УК РФ указано что, крупным размером для целей данной статьи считается сумма бюджетных средств, превышающая 1.5 млн. руб. Особо крупный размер определяется в сумме 7,5 млн. руб. Разрыв в сумме как видно достаточно не мал, но в то же время ответственность с учетом данного квалифицирующего признака не на столько больше, чем за крупный размер нецелевого использования средств бюджета. Возможно, этот вопрос также следует рассмотреть на законодательном уровне.

Статья 306.4 БК РФ дает лишь косвенное понятие определению нецелевого использования бюджетных средств.

При осуществлении проверок по факту преступлений связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, лицу проводящему проверку следует опираться на личную убежденность, и чисто субъективное представление данного понятия, такого мнения придерживается Т.В. Антипова.

В связи, с чем она предлагает под нецелевым использованием бюджетных средств, выделенных из федерального бюджета свой конкретный перечень операций с бюджетными средствами [3].

Конкретный перечень расходов бюджета, которые отнесены к нецелевым, не существует. Да и его утверждение можно считать нецелесообразным, так как необходимо принимать во внимание каждую конкретную ситуацию.

Зачастую из-за неверного толкования рассматриваемых документов, либо из-за отсутствия некоторых из них, при проведении проверок могут, лицом проводящим проверку могут быть сделаны неверные выводы, т.е. незаконное использование бюджетных средств может быть принято как их нецелевое использование. Эту грань важно не забывать проверяющим лицам, во избежание ошибок и конфликтных ситуаций в дальнейшем судебном разбирательстве.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что при назначении уголовной ответственности предусмотренной ст. 285.1 УК РФ обязательно необходимо использовать нормы, установленные бюджетным законодательством. Необходимо устранить спорные вопросы и разночтения в существующем законодательстве, что позволит исключить немало спорных вопросов в практической деятельности при рассмотрении фактов нарушения законодательства в бюджетной сфере.

Очень неприятным моментом во все этих нарушениях является, несомненно, и то, что они совершаются должностными лицами получателей бюджетных средств. Народ и государство возлагает большие надежды на лиц государственной и муниципальной службы, такой род деятельности возлагает обязанности неукоснительно соблюдать все нормы законодательства. Но в тоже время наблюдается негативный рост числа правонарушений в бюджетной сфере, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств.

Список литературы

 

1.                           Бюджетный кодекс РФ: офиц. текст: по состоянию на 15 октяб. 2015 г./ - Москва: РИПОЛ классик, Омега-Л, 2015. – 271 с.

2.                           Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 22.11.2016)// Собрание законодательства РФ. 1996. № 25, ст. 2954

3.                           Антипова Т.В. «Черная дыра» в бюджетном законодательстве // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2005. - № 1. – С. 332.