Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2018г.

Информационное общество - общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан. Первым стратегическим документом, определившим направления развития информационного общества в России, стала Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации. Она положила начало интенсивному использованию органами государственной власти Российской Федерации, бизнесом и гражданами информационных и коммуникационных технологий. Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Значительное увеличение объема данных, источниками и средствами распространения которых являются промышленные и социальные объекты, различные электронные устройства, приводит к формированию новых технологий. Со стороны государства предполагается обеспечить поэтапный переход государственных органов и органов местного самоуправления к использованию инфраструктуры электронного правительства, входящей в информационную инфраструктуру Российской Федерации[1].

В 2017 году для наиболее оптимального решения задач по реализации единой технической политики при создании, внедрении и развитии информационных систем в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано Главное управление правовой статистики и информационных технологий, приказом Генерального прокурора Российской Федерации учрежден Экспертный совет при Генеральной прокуратуре Российской Федерации по вопросам информационных технологий. Такого рода структура впервые создается в системе органов прокуратуры, что говорит о серьезных планах ведомства по модернизации своих внутренних процессов. Речь идет, в том числе, о поиске инновационных подходов к организации и ведению прокурорского надзора, работе с обращениями граждан и документообороту в целом[2]. Между тем, эксперты отметили достаточно высокий уровень уже имеющихся информационных систем, ориентированных на внутренние процессы работы, в частности, внутрикорпоративную коммуникацию и документооборот. При этом отмечена необходимость внедрения интерактивных сервисов, ориентированных на внешний обмен информацией с гражданами, общественными организациями, профессиональными сообществами и органами власти. Предполагается внедрение он-лайн приемов граждан в режиме реального времени, консультационных вебинаров, интеграции таргетированных электронных форм для подачи обращений, которые автоматически будут попадать исполнителям в профильные подразделения. Цифровая трансформация должна охватить в целом систему надзора, начиная с профильной подготовки прокуроров, поскольку сегодня процесс перехода на цифровой формат идет во всех органах государственной власти. В России активно развивается цифровая экономика, что делает необходимым использование высокотехнологичных подходов к надзорным мероприятиям в этой сфере и профессиональное погружение в проблематику отрасли прокуроров. Эффективная защита прав граждан в этом аспекте невозможна без учета нюансов цифровой среды[3]. Ведомство планирует добиться удовлетворения не менее 90% граждан качеством взаимодействия с органами прокуратуры[4]. В информационном обществе цифровая трансформация органов и организаций прокуратуры Российской Федерации осуществляется в рамках государственной политики по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики Российской Федерации.

В целях совершенствования информационного обеспечения органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, определения основных приоритетов и принципов его развития, активизации деятельности в области информатизации издан приказ Генпрокуратуры России от 14.09.2017 № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года». В дальнейшем предполагается развитие цифровой инфраструктуры на основе применения российских информационно-телекоммуникационных технологий и формирование новой технологической основы для исполнения полномочий органами прокуратуры. Целями цифровой трансформации являются: повышение эффективности деятельности органов прокуратуры по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства; создание условий для оперативной реализации надзорных функций в связи с цифровизацией объектов надзора; обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования собственной цифровой инфраструктуры, повышение ее информационной безопасности; создание условий готовности к изменениям в общественно-политической и экономической ситуации, связанным с переходом к цифровой экономике; переход к сервисной модели владения собственной цифровой инфраструктурой и ее развития; развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия органов прокуратуры с гражданами, организациями, институтами гражданского общества, органами государственной власти и местного самоуправления[5]. Во исполнение положений приказа Генерального прокурора Российской Федерации и Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 08.02.2018 № 68/56 «Об утверждении паспорта проекта цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» впервые в органах прокуратуры введено проектное управление: сформированы Проектный комитет и Проектный офис.

Генеральной прокуратурой разработаны единые для всех органов прокуратуры технические требования, которые направлены на места для подготовки локальных смет на их создание. В целях обеспечения контроля достоверности и своевременности предоставления статистической информации в системе доработан компонент «типовые нарушения». В нем автоматически формируются списки уголовных дел, документы первичного учета по которым содержат или могут содержать нарушения, связанные с правильностью их заполнения. Например, проверка обоснованности отнесения преступлений к экономической, коррупционной или террористической направленности, совершенным в общественных местах. При этом проверяется заполнение дополнительных реквизитов, необходимых для отнесения преступлений к той или иной категории. Здесь же осуществляется проверка своевременности и комплектности предоставления статистических карточек.

В режиме «Свободный поиск» имеется возможность выборки информации в сочетании любых реквизитов различных форм статистических карточек. Кроме того, расширена возможность поиска по фразам или нескольким словам, к примеру, по фабуле преступления. Данный функционал нами широко применяется при подготовке аналитических документов.

В рамках развития личных кабинетов обеспечена возможность регистрации уголовных дел с присвоением им уникального номера по единым правилам нумерации, введенным в действие с начала 2017 года на территории Российской Федерации.

В настоящее время проходят отладку новые компоненты, предусматривающие формирование документов первичного учета на основе сведений, вносимых в web-интерфейсе личного кабинета пользователя на портале ГАС ПС. Этот интерфейс обеспечивает ввод данных непосредственно по процессуальным действиям. При этом системой предлагается пользователю заполнять только те поля, в которых отражается статистическая информация, подлежащая учету на данном этапе уголовного судопроизводства. Таким образом, пользователь будет сосредоточен на вводе новых сведений по уголовному делу, а не определении, какие статистические карточки и в каком объеме он должен заполнить. Такой подход значительно снизит трудовые и временные затраты не только прокуроров, но сотрудников правоохранительных органов[6].

В информационном обществе устанавливается такой режим транспарентности государственного управления, который переносит акцент с права гражданина на доступ к информации на «опережающую» обязанность органов государственной власти по ее раскрытию. Можно сказать, что эволюция информационно-коммуникационных технологий требует адекватного по скорости и технической разработанности развития мер защиты персональных данных. В юридическом плане такие меры защиты нуждаются в их правовом закреплении[7].

 

Список литературы

 

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».

2. URL:http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1165272/ (Дата обращения: 20.02.2017).

3. URL:https://www.openpolice.ru/news/v-generalnoj-prokurature-rossijskoj-federacii-sostoyalos- zasedanie-ekspertnogo-soveta-po-cifrovoj-transformacii-organov-prokuratury/ (Дата обращения: 21.03.2018).

4. RL:http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1331628/ (Дата обращения: 13.02.2018).

5. Приказ Генпрокуратуры России от 14.09.2017 № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года». 

6.URL:http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1352418/ (Дата обращения: 28.03.2018).

7. Талапина Э.В. «Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект)»: Монография. «Юриспруденция». 2015. с.192. КонсультантПлюс.