Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
21 февраля 2020г.

Судебное разбирательство – это стадия в административном судопроизводстве, на которой проходит рассмотрение и разрешение административного дела по существу. Начинается с момента подачи административного иска, принятие его судом к производству и подготовки дела административного судопроизводства.

Принципами судебного разбирательства являются: непосредственность судебного разбирательства; устность; гласность; законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел; независимость судей судебного разбирательства; состязательность и равноправие сторон судебного разбирательства; осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок (3).

Стадии судебного разбирательства принято подразделять на:

1. подготовительную часть;

2. исследование обстоятельств дела или рассмотрение дела по существу;

3. судебные прения;

4. постановление и объявление решения.

Судебная инстанция – суд или его структурное подразделение, выполняющее строго определенную функцию, связанную с рассмотрение и разрешением судебных дел (рассмотрение дела по существу, проверка законности, справедливости и обоснованности судебного решения, вступившего или не вступившего в законную силу).

В Российской Федерации существуют следующие судебные инстанции:

–   первая судебная инстанция (суд первой инстанции) – производит первичное рассмотрение дел и выносит по ним решения;

–   вторая судебная инстанция (суд второй инстанции) – осуществляет пересмотр не вступивших в законную силу, судебных решений, суда первой инстанции, в апелляционном порядке (повторное рассмотрение дела с возможностью вынесения нового решения);

–     суд кассационной инстанции – проверяется правомерность и законность судебных решений, уже вступивших в законную силу, вынесенных судами первой и второй инстанции (не рассматривает доказательства, не касается существенной составляющей дела и не может выносить новое судебное решение);

–   надзорная инстанция – проверяет в порядке надзорного производства, законность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу;

– суд по вновь открывшимся обстоятельствам ранее рассматриваемых дел (4).

Все суды общей юрисдикции – мировые судья, районные суды, суды субъектов Российской Федерации, включая военные суды, могут выступать в качестве судов первой инстанции. В системе арбитражных судов, в качестве суда первой инстанции выступает арбитражный суд по интеллектуальным правам и арбитражный суд субъекта.

Задачи первой инстанции:

– осуществление правосудия в установленном порядке;

– защита прав и свобод граждан;

– проведение судебного процесса и вынесение окончательного решения на беспристрастной, объективной и независимой основе;

–   вынесение справедливых наказаний за правонарушения, с целью предупреждения совершения подобных противоправных деяний в дальнейшем;

– формирование в обществе атмосферы уважения к нормативно-правовым актам.

Административное судопроизводство – это вид судебной деятельности, урегулированный судебным административным процессуальным законодательством, направленный на осуществление судебной власти в сфере административных и иных публичных правоотношений, с целью защиты прав граждан и организаций, и реализацию других задач административного судопроизводства (1).

Задачами административного судопроизводства являются:

1)   обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2)    защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3)   правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4)    укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений;

5)   мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Всегда была и будет актуальна проблема охраны прав и свобод граждан от незаконных решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Стороны имеют определённые противоречия, причина которых заключается в «преимуществе» более «сильной» стороны, в виде обладания властными полномочиями. В таком случае, чтобы уравновесить положение сторон, необходимо разработать особые механизмы защиты интересов, более слабой стороны правоотношений, одним из которых является административное судопроизводство (2).

В 2015 году в Российской Федерации была проведена судебная реформа, что стала началом для принятия важнейшего фундаментального и основополагающего правового акта, который устанавливает порядок защиты прав, свобод и законных интересов граждан, от незаконных решений и действий (бездействий) органов публичной власти – Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

Из ч.1 ст.1 КАС РФ следует, что Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно ч.1 ст.2 КАС РФ, порядок осуществления административного судопроизводства определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации", Федеральным конституционным законом "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", а также Кодексом административного судопроизводства РФ и другими федеральными законами (1).

Анализ материальной базы показывает, что ключевые положения административного судопроизводства основаны на нормах гражданского судопроизводства, а сам Кодекс административных правонарушений Российской Федерации перенял многие нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в какой-то степени нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Это вполне логично, ведь базовые принципы правосудия едины, носят межотраслевой характер и находят одинаковые выражения в нормах процессуальных кодексов, при всём различии конкретных формулировок.

Также стадии судебного административного процесса схожи со стадиями арбитражного и гражданского процессов. Многие институты процессуального права (участники процесса, процессуальные сроки и расходы, подведомственность и подсудность, доказательства и доказывание и т. д.) носят межотраслевой характер и имеют достаточно много общих характеристик в арбитражном, гражданском и теперь в судебном административном процессе.

Административное судопроизводство обладает главной задачей – защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (2).

Можно сделать вывод, что Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, с одной стороны перенял правила, положения и институты гражданского процессуального права и арбитражного процессуального права, включая также рассмотрение дел в сфере публичных правоотношений. С   другой стороны,   он    ввёл   ряд норм,    которые    будут служить   развитию административного судопроизводства и защите прав граждан во взаимоотношениях с органами государственной власти и должностными лицами.

Такими нормами являются:

– судебный представитель должен обладать высшим юридическим образованием;

– административный ответчик должен будет доказывать законность принятых нормативных актов, решений, действий, подтверждать факты, на которые он ссылается как на основании своих возражений. Если административный ответчик не представляет суду все требуемые доказательства, то суд, может запрашивать доказательства по своему усмотрению, даже если это выйдет за пределы исковых требований. Игнорирование судебных запросов грозит штрафами. Также наложить судебный штраф могут, например, за неявку чиновника в суд, когда его присутствие на заседании обязательно;

– если имеется согласие всех участников процесса о рассмотрении административного дела в их отсутствие, а их участие при рассмотрении данной категории дел не является обязательным, судом исследуются только доказательства, представленные в письменной форме. Такой порядок упрощенного, то есть письменного производства сохраняет состязательность процесса, но без проведения устного разбирательства;

–    в случае несогласия с вынесенным судом первой инстанции решением, оно может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также теми, кто не был привлечен к участию в административном деле, вопрос об их правах и обязанностях был разрешен судом;

–   гражданин может потребовать признать незаконными любые нормативные акты, нарушающие его права. Но для этого, лицу необходимо предоставить в суд, диплом о высшем образовании.

 

 

Список литературы

 

1.   Административный процесс: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Г. Салищева, Д. С. Дубровский, С. З. Женетль, М. А. Штатина. — Москва: Издательство Юрайт, 2015. — 364 с.

2.   Административное судопроизводство: учебник / Н. В. Алексеева, А. А. Арифуллин, С. Т Багыллы и др.; под ред. С. В. Никитина. - Москва: РГУП, 2018. - 312 с.

3.    Гражданский процесс: Учебник (5-е издание, переработанное и дополненное) / Под ред. М.К. Треушникова. — М.: Статут, 2014.

4.   Судебная система Российской Федерации: учеб. пособие / Т. Ю. Проскурина, Е. В. Марьина. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2016. – 48 с.