02 апреля 2016г.
В демократическом государстве особое значение получает проблема соотношения публичного и частного права. Если говорить о нормах публичного права, то это, прежде всего нормы административного права. Применительно же к нормам частного права это главным образом нормы трудового права. На примере соотношения указанных отраслей может быть показана более общая проблема соотношения публичного и частного права, что имеет значение не только для юридической науки. Данная проблема проецируется на важнейшие институты демократического государства, одним из которых традиционно считается институт государственной службы. В данной статье нами будет рассмотрен вопрос о соотношении административного и трудового права при регулировании отношений государственной службы в Республике Беларусь.
В вышеуказанном вопросе среди учёных нет единого мнения. Одни учёные считают государственную службу институтом трудового права, другие - административного. В пункте 1 статьи 1 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее - Закон) говорится, что «правовую основу государственной службы в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон и иные законодательные акты», далее в пункте 2 этой же статьи говорится: «на отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные настоящим Законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства» [4].
Соглашусь с О. И. Чуприс, которая говорит о том, что системный научный подход, анализ всей совокупности правовых отношений, комплекса действующего законодательства на основе его критического восприятия, базирующийся на достижениях общей теории права, других общественно-социальных наук (политологии, социологии), преемственности научных взглядов и позиций, использования позитивного опыта других государств, позволяют сформулировать концептуальные выводы о существовании государственной службы как комплексной отрасли законодательства Республики Беларусь и совершенствовании с использованием этих подходов всей его системы.
Комплексность исследования ставит теоретико-прикладную проблему разграничения при регламентации государственной службы пределов правового регулирования смежных отраслей права, прежде всего, административного и трудового, разрешение которой лежит в плоскости соотношения частного и публичного интереса в ней, а также в признании комплексности отношений государственной службы как сферы правового регулирования. Это позволяет сделать вывод не о разграничении предметов правового регулирования, а об их совмещении при установлении приоритета административно-правового регулирования [5, с. 7-8].
Например, договорная (контрактная) форма поступления на государственную службу позволяет ряду авторов причислить отношения государственной службы к разряду общих трудовых. Так, по мнению Т. А. Нестеровой, наличие договорных отношений государственной службы противоречит самой сути административного права как права, регламентирующего исполнительно-распорядительную деятельность, а не договорные отношения [3, с. 28]. Однако, ни наличие трудового договора, ни его отсутствие не изменяют сути отношений государственной службы как публичных и властных отношений. Главенствующим здесь является административный акт.
Следует согласиться с аргументами А. А. Гришковца о том, что в государственной службе «поле для договорных отношений… фактически отсутствует, так как государственно-служебные отношения отличает чрезвычайно высокая степень регламентации непосредственно нормами права» [1, с. 55–56]. К. И. Кеник обосновывает трудоправовой характер данного вида отношений [2, с. 117–119].
Специфика служебного контракта заключается также в том, что лицо, его заключающее, остается свободным не в изменении его содержания, а в конечном принятии решения о его заключении на предложенных условиях. В такой свободе волеизъявления и проявляется связь с трудоправовым регулированием. Однако подобный характер волеизъявления не меняет его административной сущности.
При этом, трудовое право рассматривает государственную службу с позиции его определения указанного в статье 2 Закона как профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов [4]. Также трудовое право в области государственной службы регулирует такие вопросы как поступление, прохождение, прекращение государственной службы, зачисление стажа, привлечение к дисциплинарной ответственности, порядок назначения, выплаты и финансирования расходов на выплату пенсий и др.
Из вышеизложенного следует, что государственная служба является особым видом трудовой деятельности, осуществляемой профессионально и призванной обеспечить исполнение полномочий, возложенных на органы государства. Определить границы правового регулирования трудового и административного права сложно, потому что в Законе можно найти статьи, которые относятся к данным отраслями права. Мы считаем, что определить приоритетность одной из отраслей права в области регулирования государственной службы невозможно, поскольку они обобщают и дополняют друг друга.
Список литературы
1. Гришковец, А.А. Проблемы реформы государственной службы в Российской Федерации / А.А. Гришковец // Государство и право. – 2001. – № 12. – С. 54–63.
2. Кеник, К.И. Правовое регулирование труда государственных служащих / К.И. Кеник. – Минск: Дикта, 2006. – 248 с.
3. Нестерова, Т.А. Правовое регулирование трудовых отношений при прохождении службы в прокуратуре: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Т.А. Нестерова. – Пермь, 1999. – 194 л.
4. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14.06.2003 №204–З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 14.07.2014 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
5. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И. Чуприс; Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2009. – 310 с.