Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПОДДЕРЖКИ КОНКУРЕНЦИИ В РФ

Авторы:
Город:
Пенза
ВУЗ:
Дата:
29 января 2016г.

   В 1991 году был принят Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической   деятельности   на   товарных   рынках»,   который   ввел   понятия   «конкуренция»   и «недобросовестная конкуренция» [4, ст. 4]. Конституцией Российской Федерации в 1993 году вместе с принципами единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободы экономической деятельности, равенства всех форм собственности был провозглашен принцип «поддержки конкуренции» [1, ст. 8]. Гарантируемая государством поддержка конкуренции представляет собой конституционно-правовой инструмент создания благоприятной экономической среды [7].

   С целью обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков в 2006 году был принят Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [3, ст. 1 п. 2].

   Вышеназванный федеральный закон установил, что антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации [3, ст. 2 п. 1].

    Российским законодательством в основном воспринят опыт европейской системы антимонопольного регулирования, который выражается в принципе регулирования (ограничения) и контроля монополистической деятельности. Механизм поддержки конкуренции, провозглашенный Конституцией Российской Федерации практически не развит.

    Действующее антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1)    монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2)    недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации [3, ст. 1 п. 1].

    Однако вышеназванные меры относятся именно к категории защиты конкуренции, а также ограничения и контроля монополистической деятельности, так как в большей мере направлены на регулирование хозяйственной деятельности крупных предприятий, которые зачастую являются либо монополистами, либо  занимают доминирующее положение. В тоже время принцип «поддержки конкуренции», по нашему мнению, является более широким понятием и включает в себя механизм защиты конкуренции и пресечения монополистической деятельности. Принцип «поддержки конкуренции» предполагает создание благоприятных условий не только для уже существующих и развивающихся хозяйствующих субъектов (защита конкуренции), но и стимулирование создания и поддержки новых предприятий и индивидуальных предпринимателей, то есть создания малого и среднего бизнеса, так как построение экономики на крупном бизнесе может быть устойчиво только в случае его преобладания. Однако действующее антимонопольное законодательство провозглашает своей целью защиту конкуренции и пресечение монополистической деятельности.

    Несмотря на то, что малый и средний бизнес не дает таких же налоговых поступлений, какие дают крупные предприятия, он является основой социальной стабильности государства. Согласно Конституции Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1, ст. 7 п. 1]. Учреждая новые предприятия или осуществляя хозяйственную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, граждане снимают с государства обязанность создания достаточного числа рабочих мест.

   В тоже время практически во всех странах государство является на рынке важнейшим, а зачастую крупнейшим закупщиком продукции. Значительные объемы государственных закупок делают задачу обеспечения их эффективности первостепенной. Основным путем решения этой задачи является организация государственных закупок на конкурентной основе. Прозрачный процесс размещения государственных заказов через конкурсные процедуры противостоит закрытости и субъективизму. Мировой опыт свидетельствует, что потребности государства в товарах, работах, услугах удовлетворяются более адекватно, если все процедуры государственного заказа встроены в единую институциональную среду [6].

    В настоящее время отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок [2, ст. 1 п. 1].

   Ранее действующий Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливал единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов [5, ст. 1 п. 1].

    Следовательно, ранее действующий в сфере закупок федеральный закон, несмотря на все свои недостатки, в действительности провозглашал принцип поддержки конкуренции, выражавшийся в обеспечении единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширении возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулировании такого участия, развитии добросовестной конкуренции.

   Вступивший в силу с 01 января 2014 года Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных  и муниципальных нужд» формально исключил контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг из инструментов механизма реализации конституционного принципа поддержки конкуренции в Российской Федерации.

   Таким образом, в настоящее время задачей государства становится стимулирование учреждения и развития новых предприятий и индивидуальных предпринимателей через механизм более активного включения малого и среднего предпринимательства в сферу закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, что в свою очередь позволит на практике реализовать конституционный принцип «поддержки конкуренции» [1, ст. 8], а не ограничиться лишь одной «защитой конкуренции».

 

Список литературы

1.      Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25 декабря 1993 г. № 237.

2.      Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 12 апреля 2013 г. № 80.

3.      Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Российская газета. 27 июля 2006 г. № 162.

4.      Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Российская газета. 1991 г. № 89.

5.      Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил силу с 01.01.2014 г.) // Российская газета. 28 июня 2005 г. № 163.

6.      Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012–2014 годах // Российская газета. 29 июня 2011 г.

7.      Зорькин, В.Д., Лазарев, Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации / В.Д. Зорькин, Л.В. Лазарев. - М.: «Эксмо», 2010.