Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОТ ДВУХ СИСТЕМ К ОДНОЙ

Авторы:
Город:
Гродно
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Для реализации эффективной государственной политики в области управления недвижимым имуществом, защиты государственных и частных интересов в правоотношениях, связанных с ним, в Республике Беларусь создана и функционирует система государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним [2].

Система государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – система государственной регистрации) была создана в 2002 году после вступления в силу Закона Республики Беларусь 133-З от 22.07.2002г. «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – закон). Закон вступил в силу с 8 мая 2003 года и в нем предусматривалось создание единой системы государственных организаций в области государственной регистрации.

Сложившуюся на тот момент в Республике Беларусь систему регистрации объектов недвижимого имущества можно охарактеризовать следующим образом. В стране функционировали две системы регистрации недвижимости и не было единого подхода к регистрации объектов недвижимого имущества и прав на него. Первая – ведение государственного земельного кадастра, которая относилась к компетенции Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь (далее – Комзем). Комзем образовывал кадастровые округа, в их пределах кадастровые бюро Национального кадастрового агентства (НКА) осуществляли государственный кадастровый учет земельных участков, государственную регистрацию прав на них, сделок с ними, а также кадастровую и индивидуальную оценку земель. На момент принятия Закона эту работу выполняли отделы и 15 кадастровых бюро НКА, 63 отдела горисполкомов и райисполкомов.

Вторая действовавшая в то время система – система технической инвентаризации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений (далее – система технической инвентаризации) и регистрации прав на них. За регистрацию объектов недвижимого имущества, которые строятся на земле, отвечало Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Система технической инвентаризации находилась в компетенции 7 коммунальных унитарных предприятий по регистрации и технической инвентаризации (далее – КУП РТИ).

В правоприменительной практике такая система регистрации объектов недвижимого имущества привела к проблемам правового характера: как ситуации, при которых вещные права на здания возникают при отсутствии земельных участков и прав на них; когда права на земельные участки переходят к одним лицам, а права на здания к другим, а также ряд иных проблем, для решения которых требовалось внести существенные изменения в законодательство, регулирующее государственную регистрацию недвижимого имущества. Также следует добавить, что такая организация управления недвижимым имуществом не была удобной для тех, кто обращался за государственной регистрацией, процесс оформления документов занимал длительное время и вызывал образование очередей.

Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 10 декабря 2002 г.

№ 603 «О создании системы государственных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» эту систему составили специально уполномоченный орган государственного управления Республики Беларусь в области государственной регистрации – Комзем, республиканская и территориальные организации по государственной регистрации. Тем же указом НКА определено республиканской организацией по государственной регистрации. Территориальные организации должны были создаваться Комземом на основе кадастровых бюро НКА и имущества КУП РТИ, которое передавалось из коммунальной в республиканскую собственность. [8]

Таким образом, создание новой системы государственной регистрации началось с нормативно-правового регулирования, с определения перечней документов, которые необходимо предоставить заявителям и доработки содержания этих документов. Была создана соответствующая материальная база деятельности организаций по государственной регистрации: современные компьютеры,  специализированное программное  обеспечение, электронные рулетки и др. Были организованы курсы по переподготовке и повышению квалификации кадров, работающих в системе государственной регистрации недвижимости.

Следует отметить, что, начиная с 2002 года система государственной регистрации непрерывно институционально и технологически развивалась, предоставляя своим клиентам новые услуги. [2]

За период ее становления было разработано и реализовано несколько программ развития государственной регистрации: на 2003-2008гг. [3] и 2009-2013 гг. [4], а также действующая на сегодняшний день Программа развития системы государственной регистрации на 2014-2018 гг. [5]

Современная система государственной регистрации включает в себя Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь – специально уполномоченный орган государственного управления в области государственной регистрации; НКА – республиканскую организацию по государственной регистрации; 7 территориальных агентств по государственной регистрации и земельному кадастру и их 118 структурных подразделений.

На современном этапе развития системы государственной регистрации недвижимого имущества одним из главных направлений деятельности Государственного комитета по имуществу является совершенствование законодательства, регулирующего данную сферу с целью упрощения процедур и технологических процессов, связанных с обращением заявителей в организации по государственной регистрации.

И если раньше заявителям приходилось самим обращаться в разные органы и организации за решением того или иного вопроса, связанного с приобретением, регистрацией недвижимости, оформлением участка, то сегодня им не придется ходить по кабинетам в разных организациях, поскольку работает заявительный принцип одного окна и все необходимые документы собирает регистратор. Все документы перемещаются между заинтересованными организациями без участия заявителя. [1]

Следует отметить, что в дополнение к специализированному программному обеспечению для работы организаций по государственной регистрации был разработан геопортал Государственного комитета по имуществу.

На практике одним из проявлений эффективности изменений принятых в законодательстве является то, что если ранее на совершение регистрационного действия требовалось от 7 до 14 рабочих дней, то сейчас только 5, а регистрация в ускоренном порядке займет 2 дня, в срочном порядке (если заявление о государственной регистрации зарегистрировано в журнале регистрации заявлений до 16.00) 1 день.

В ежегодном рейтинге инвестиционной привлекательности Всемирного банка и Международной финансовой корпорации производится ранжирование стран, в том числе по показателю «Регистрация собственности». При этом используются такие критерии, как стоимость и скорость регистрации перехода прав, количество необходимых для этого процедур. Согласно отчету Всемирного банка «Doing Business-2014», Беларусь по показателю «Регистрация собственности» заняла в мировом рейтинге 3 место (из 189) [6], в то время как ранее в 2006 году она занимала 95 место в данном рейтинге.

Таким образом, на современном этапе развития Республика Беларусь входит в десятку стран с наиболее развитой системой государственной регистрации и по уровню развития данной системы опережает Швецию (38 место в рейтинге), Соединенные Штаты Америки (25 место) и Норвегию (10 место рейтинга) [7].

Исходя из изложенного следует, что становление системы государственной регистрации недвижимого имущества в Республике Беларусь проходило в два этапа: первый - переходный период, который закончился

01.05.2004г. (в течение него формируются система организаций по государственной регистрации и документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним) и второй - современный период развития системы государственной регистрации.

 

Список литературы

1.     Анна Шилец «Вячеслав Абрамов: «Вся деятельность Государственного комитета по имуществу нацелена на упрощение процедур и технологических процессов государственной регистрации недвижимости» //Национальный центр правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nca.by. - Дата доступа: 11.11.2015 г.

2.     Пименова А.Ю. Повышение эффективности системы государственной регистрации недвижимости и земельного кадастра» /Пименова А.Ю.//Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. -2015.-№1.- с.47-52.

3.     Программа поэтапного развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2003-2008 годы: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 мая 2003 № 600// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003.-№5/12415.

4.     Программа поэтапного развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2009-2013 годы: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 марта 2009 г. № 294 (в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2011 № 205) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009.-№5/29423.

5.     Программа поэтапного развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2014-2018 годы: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 сентября 2014г. № 874// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2014г.-№5/39388.

6.     Рейтинг экономик Doing  Business [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://Russian.doingbusiness.org/rankings. - Дата доступа: 11.11.2015 г.

7.     Статистические данные взяты с официального сайта ГУП «Национальное кадастровое агентство» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nca.by. - Дата доступа: 11.11.2015 г.

8.     Шавров С.А. Система государственной регистрации недвижимости. От…и до…//Земля Беларуси. -2003.-№ 2.-с.21-23.