Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2017г.

Актуальным для конституционно-правовой науки и практической реализации является вопрос взаимодействия и функционирования органов исполнительной власти друг с другом, а также с иными органами государственной власти. Важным аспектом такого взаимодействия выступают вопросы построения, компетенции и процедура деятельности органов государственного аппарата, юридического оформления порядка работы составных частей аппарата, контроля общества за нею. Правовая государственность предполагает наличие демократического режима правления, реализацию принципа разделения властей, развитой правовой системы.

Исходя из общетеоретических аспектов понимания государственной власти с функциональной точки зрения, необходимо выделять определенные функции государственного управления. Государственная власть имеет три базовые формы своего осуществления: посредством принятия законов, посредством их исполнения, посредством судопроизводства. Данные формы своего существования полностью реализуются Министерством обороны Российской Федерации. При  этом, функционирование Минобороны России  в системе органов государственной власти осуществляется через ряд правовых закреплений, позволяющих вести речь об «особом» положении данного органа. Такое положение определяется конституционными закреплениями п. "з" ст. 83 Конституции Российской Федерации, где указывается, что только Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации, также глава государства является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ч. 1 ст. 87 Конституции Российской Федерации). Президентом назначается и освобождается высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 87 Конституции РФ Президент Российской Федерации наделен полномочием в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии, вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение. А согласно ст. 88 Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом в обоих случаях Совету Федерации и Государственной Думе.

Правовое регулирование порядка, сроков, режима военного и чрезвычайного положения регулируется федеральными конституционными законами от 30 января 2002 г.[6] и 30 мая 2001 г. [5]

Система и структура федеральных органов исполнительной власти утверждаются Указом Президента Российской Федерации [7], а приложение к указу Президента № 636 устанавливает, что некоторые министерства находятся в ведении Президента РФ. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", дан исчерпывающий перечень таких органов. К ним отнесено - Министерство обороны Российской Федерации.

Обращая внимание на п. «д» ст. 114 Конституции РФ, заметим, что «Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны, публичной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации». Возникает вопрос о дублировании полномочий между главой государства и главой исполнительной власти. Однако Президент РФ несет конституционные обязанности, выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека. Сфера обороны, как раз выступает ключевой в обеспечении стабильности государственного развития и безопасности страны и прав граждан, меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности.

Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности заключаются в организации оснащения вооружением и военной техникой, обеспечении материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечение выполнения государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям, обеспечении социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации, а также в принятии мер по охране Государственной границы Российской Федерации и руководству гражданской обороной. Основными направлениями деятельности Правительства РФ в данной сфере являются прямое управление и осуществление контроля.

Осуществляя свои полномочия, Правительство РФ принимает множество правительственных программ по самым разнообразным вопросами. Такая деятельность Правительства РФ направлена на ориентирование органов исполнительной власти в проводимой политике в стране. В то же время властные полномочия Правительства РФ по отношению к Министерству обороны РФ подразумевают применение конкретных обязывающих положений действующего законодательства, распространенных на те или иные отношения.

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные функции, установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ функции в этой области. Минобороны России действует  на  основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. № 10821.

Непосредственное руководство Министерством обороны осуществляется министром обороны. При этом данный орган осуществляет свои полномочия на всей территории Российской Федерации. Такие полномочия осуществляются как в отношении Вооруженных Сил, часть которых может входить в состав объединенных вооруженных сил или находиться под объединенным командованием, так и в соответствии с международными договорами и соглашениями - на территории других государств.

Основным ключевым принципом взаимодействия Министерства обороны с иными органами власти, а также реализация властных полномочий по отношению к данному органу строится на основе принципа разделения властей. Система правовых принципов организации и деятельности государственных органов включает в себя производные принципы, которые базируются на системообразующих принципах и закладывают правовую основу для организации и деятельности отдельных звеньев государственного аппарата, в том числе Минобороны России. Так, принцип выборности и назначаемости вытекает из принципа народовластия. К числу этих же принципов относятся принципы коллегиальности и единоначалия, составляющие основу функционирования государственных органов [1, c. 218]. Применительно к вспомогательным государственным органам Б.С. Эбзеев выделяет также принцип единства. То есть они не существуют отдельно от основного органа, деятельность которого они обеспечивают. [1, c. 219]. В отношении Минобороны к таким органам относятся:

1.                   Служба безопасности полетов авиации ВС РФ, деятельность которой регламентируется Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 801 «О Службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации». На Службу безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации возложен государственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов.

2.                   Военно-оркестровая служба ВС РФ, призванная содействовать духовному и культурному развитию военнослужащих и гражданского персонала ВС России, готовить квалифицированные кадры военных дирижёров и музыкантов.

3.                   Военно-геральдическая служба ВС РФ. Данная служба предназначена для реализации полномочий Министерства обороны в сфере обеспечения проведения единой государственной политики в области геральдики в Вооруженных Силах Российской Федерации.

4.                   Служба по надзору за оборотом оружия в ВС РФ. Основной задачей данного органа является осуществление контроля за оборотом оружия и боеприпасов в Вооруженных Силах на всех этапах их эксплуатации

5.                   Гидрометеорологическая служба ВС РФ. Основная задача этой службы - планирование и организация гидрометеорологического обеспечения применения Вооруженных Сил в интересах обороны страны и безопасности государства.

К числу органов военного управления относятся также органы управления военных округов, флотов, командования объединениями, соединениями и воинскими частями, начальники и коменданты гарнизонов.

По мере развития  конституционного законодательства стало очевидно, что невозможно и радикально разделить ветви власти, делая одну полностью изолированной и независимой от двух других, при этом наделение особым статусом или особой компетенцией, возвышение или умаление одних органов над другими, ломали всю систему государственной власти, сводили на «нет» принцип разделения властей. Поэтому, в конечном счете, взаимодействие органов власти в целом и в частности Министерства обороны подразумевает, что каждая ветвь (орган) будет владеть неограниченной властью лишь в строго отведенной ей области компетенции. По этой причине конституционные системы установили формулы взаимного контроля и сотрудничества среди трех ветвей власти, и внутри каждого органа власти. Следовательно, механизмы и степени разделения отношений среди них в различных конституционных режимах [2, c. 2].

В современной российской науке предпринимается попытка применить к теории разделения властей принцип субсидиарности, под которым Н.А. Гаганова понимает следующее: «когда ресурсы одного субъекта недостаточны для выполнения тех или иных функций, достижения определенных целей, другой субъект дополняет его ресурсы своими до необходимого и достаточного уровня, либо берет выполнение на себя его функций». По ее мнению, перекладывание в плоскость горизонтальных отношений принципа субсидиарности дает следующее:

1)   недопустимо вторгаться в компетенцию других (властных) субъектов;

2)   недопустимо контролировать деятельность субъектов «своего» уровня;

3)   субъекты одного уровня должны обеспечивать друг другу помощь и поддержку [3, c. 90].

По мнению Р.В. Енгибаряна, тезис о взаимодействии властей стоит дополнить требованием субсидиарности ветвей власти: «смысл этой формулировки состоит в том, что, если у одной ветви власти недостает полномочий (или способностей) для осуществления своих функций, другая ветвь власти помогает ей своими средствами, если это разрешает конституция и нет возражений со стороны первой ветви власти» [4, c. 239].

Иллюстрацией же принципа взаимодействия властей (а не субсидиарности) может стать следующий пример:

1)    Министр обороны РФ, не обладает правом законодательной инициативы. Но часто именно он представляет через главу государства те или иные законопроекты, касающиеся обороны и безопасности страны. Именно в недрах Минобороны происходит основной процесс разработки военной доктрины, состоящей из Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [8], а также различных законодательных документов (Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»; Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1- ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»; Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»; Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»; Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и ряд других). В свою очередь через представителя Президента РФ действует Министерство обороны, при рассмотрении Федеральным Собранием РФ законопроектов, затрагивающих вопросы обороны (хотя отчасти это является нарушением принципа разделения властей).

2)    заключение совместных соглашений о взаимодействии и сотрудничестве между Минобороны России (исполнительная власть) и ЦИК России (избирательная власть).

Взаимодействие между Министерством обороны и другими органами власти осуществляется не только на федеральном уровне. В основном такое взаимодействие происходит между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Так, на региональном и местном уровнях соответствующих органов власти, для Минобороны обеспечивается выполнение мероприятий по реализации тех или иных государственных программ, в том числе по оборудованию территории всей необходимой инфраструктурой в целях обороны и безопасности. Органы местного самоуправления согласно законодательству организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации. В случае мобилизации или в военное время согласно нормам Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» за органами государственной власти и местного самоуправления происходит бронирование граждан из числа работающих в данных органах. МВД России и его территориальные подразделения в целях взаимодействия с Министерством обороны РФ осуществляют учет и мобилизационную подготовку транспортных и других технических средств. Ряд общественных организаций (например ДСАФ и т.д.) так же имеют ряд соглашений на осуществление взаимодействия с Минобороны в рамках организации сотрудничества по военно-патриотическому воспитанию граждан, физическому развитию, спорту. Органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают решение вопросов социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (устанавливают для данной категории дополнительные льготы, содействуют в трудоустройстве и т.д.).

Совместно с органами военного управления, органы исполнительной власти и местного самоуправления участвуют в разработке и обеспечивают выполнение планов перевода (мобилизационных планов) экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов и заданий накопления материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов в организациях, имеющих мобилизационные задания на военное время, участвуют в планировании и обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне, обеспечивают выполнение государственного оборонного заказа организациями в пределах своих территорий, координируют и согласовывают свою работу в области обороны с органами военного управления.

Поэтому по нашему мнению саму по себе государственную власть не следует делить между государственными органами. Осуществление государственной власти связано с разделением определенных функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, и они самостоятельны лишь в осуществлении этих функций, закрепленных за ними Конституцией и законами.

Главными формальными правовыми гарантиями взаимодействия органов государственной власти являются правовые, представленные, главным образом, в виде нормативных правовых документов, договоров разного уровня (как например: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года или Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1531 «Об утверждении Правил взаимодействия между Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии при организации геодезических и картографических работ, выполняемых в целях обеспечения обороны Российской Федерации») - они реализуются на всех уровнях правовой системы Российской Федерации.

Подводя итог, отметим, что нами под взаимодействием Министерства Обороны РФ и органов государственной власти, понимается совместная взаимосвязь и сотрудничество, основанное на нормативных правовых актах или соглашениях, имеющих четкие разграничения компетенции, возникающей на основе различных функций, полномочий, взаимных обязательств с целью повышения эффективности государственного управления по обороне и безопасности в стране.

Взаимодействие Минобороны России с другими органами государственной власти должно осуществляться в строгом соответствии с нормами законов, и подзаконных актов, регулирующих как совместную деятельность, так и порядок функционирования каждого органа в отдельности. При этом основой любого взаимодействие должна являться норма статьи 10 Конституции РФ о принципе разделения властей. А также такие конституционные принципы, как принцип единства системы федеральных исполнительных органов власти; принцип защиты прав и свобод человека и гражданина; принцип гласности; принцип демократизма в принятии решений; принцип законности, который приводит в «состояние упорядоченности общественные отношений, основанные на праве и законности, то есть к правопорядку»; немаловажным является принцип ответственности за принятые решения.

В целом взаимодействие органов государственной власти и Министерства обороны РФ является одним из ключевых элементов в реализации конституционного принципа разделения властей, направлен- ного на повышение эффективности всего механизма государственного управления.

 

Список литературы

 

1.                   Конституционное право России : учебник для студентов вузов / под ред. Б.Э. Эбзеева, А.С. Прудникова. М.: Юнити-Дана, - 2013. - 980 с.

2.                   Станских  С.  Н.  «Особенности  конституционного  принципа  разделения  властей». Конституционный вестник № 1(19) / 2008. – С.2.

3.                   Гаганова Н.А. Концепция разделения властей и идея субсидиарности. // Государство и право. 2003.№ 3. С. 90.

4.                   Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. М., 2007. С. 239.

5.                   ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001. № 3-ФКЗ // СЗ РФ 4.06.01г. № 23. ст. 2277

6.         ФКЗ «О военном положении» от 30.05.2001. № 3-ФКЗ // СЗ РФ 4.06.01г. № 23. ст. 2277

7.                   Указ президента РФ от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета 12.03.2004 г.

8.                   Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. N 1 (часть II) ст. 212.