Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
21 февраля 2020г.

Современный мир – прекрасное место для развития науки и технологий, но, к сожалению, всё чаще он жесток к людям, а особенно к самым беззащитным представителям человечества – детям. По статистике последних лет в Российской Федерации стремительно возрастает число детей, оставшихся без попечения родителей. Самое грустное в этом явлении то, что лишь 10% всех сирот – сироты по смерти родителей, у остальных все живы. У такого явления тоже есть своё название, такие дети называются социальными сиротами. Спектр причин появления и развития этого феномена огромен – семья, где существует проблема алкогольной или наркотической зависимости родителей, частота внебрачной рождаемости, жилищные трудности, а также глобальные проблемы вплоть до национальных конфликтов.

Разумеется, сиротство – бич XXI века. В его искоренении заинтересованы не только сами семьи, но и государство, нуждающееся в социальной стабильности общества. Государственный порядок обеспечивается постоянной работой местных, региональных и федеральных органов исполнительной власти. Семейное право в Российской Федерации предусматривает создание органов опеки и попечительства, обеспечивающих защиту прав и свобод, источником которых является Конституция (глава 2)    и другие правовые законодательные акты, детей, оставшихся без попечения родителей. Обязанности органов опеки и попечительства фиксируют как в Семейный и Гражданский Кодексы РФ, так и уставы различных муниципальных образований (4).

Многочисленные нормы международного и российского права, провозглашая человека высшей ценностью государства, подчеркивают необходимость поддержки и защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

В России проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей, также сохраняет свою актуальность, не смотря на то обстоятельство, что уже в последнее время проделано множество работы в этом направление. Принимаются и действуют федеральные и региональные целевые программы,

Опека и попечительство — это правовые формы защиты имущественных, личных прав и интересов граждан в тех случаях, которые предусмотрены законом. Обычно опека осуществляется над малолетними детьми, которым еще нет 14 лет. К тому же, очень часто опека устанавливается над теми гражданами, которых суд признал недееспособными из-за психического расстройства.

Попечительство осуществляется над подростками (14-18 лет) и гражданами, которых суд признал ограниченными в дееспособности из-за злоупотребления спиртными напитками, запрещенными веществами.

Попечительство устанавливается еще и над теми гражданами, которые нуждаются в этом по состоянию здоровья.

В полном объеме это осуществляется тогда, когда человек достигает восемнадцатилетнего возраста. Человек, который из-за психического расстройства не может давать отчет своим действиям, контролировать их, может быть признан недееспособным (2).

Все процессы, связанные с началом и прекращением усыновления путем установления опеки, регулируют только СК и ГК РФ, а также ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Опекуны и попечители подбираются органом опеки и попечительства. При этом тщательно оценивают намерения лиц, предпочтение отдаётся более близким родственникам. Опекунами (попечителями) могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные качества опекуна (попечителя), способности его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

В России детство признается важным этапом в жизни человека, основываясь на принципах приоритетности подготовки детей к взрослой жизни в социуме, всестороннего их развития, воспитание в традициях приоритетов нравственных ценностей и идеалов.

Каждый ребенок обладает правом жить и воспитываться в семье. Но существует множество обстоятельств, в силу которых дети остаются без родительской опеки. Бывают случаи, когда оба родителя умерли, когда их лишили родительских прав или ограничили в правах, либо отказываются их забирать из воспитательных и лечебных учреждений (1).

Российские органы опеки и попечительства выполняют свои должностные функции в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Именно этот закон позволяет передавать свои функциональные возможности органам местного самоуправления на территории страны. Основные права и обязанности органов опеки и попечительства формируется вокруг сферы взаимоотношений, которые формируются между опекой и попечительством над всеми несовершеннолетними детьми, которые остались без попечительства родителей. А также той категорией лиц, которые достигли восемнадцатилетнего возраста, но являются и признаны недееспособными.

В настоящее время институт местного самоуправления привлекает в нашей стране все более пристальное внимание не только политиков, ученых, экономистов, но и широких слоев населения. Обусловлено это тем, что становление местного самоуправления — не просто дань демократическим принципам.

Муниципальные образования играют значительную роль в предоставлении социальной помощи и социальном обслуживании населения. Таким образом, от них во многом зависит, каким образом помощь, предусмотренная федеральным и местным законодательством, дойдет до ее получателей.

Что касается проблем местного самоуправления в области опеки и попечительства, то основные выводы можно сформулировать следующим образом. В СК РФ, в духе Конвенции ООН по правам ребенка, ребенок рассматривается как личность со своими собственными правами. В то же время, и также в духе Конвенции, в нем подчеркивается важность семьи, как основной среды роста ребенка, и роль родителей, как основных защитников прав и интересов своих детей. Основными принципами семейного законодательства Российской Федерации являются защита материнства, детства и семьи и, на основании этого, права ребенка на воспитание в семье своими родителями, и укрепление семьи.

Основным инструментом в работе органов опеки и попечительства является, или должен быть, конкретный план, в котором определяются условия и вопросы, на которые должна быть направлена работа, а также средства, с помощью которых планируется реализовать поставленные цели, и время, в течение которого предполагается их достичь (3).

Разработка индивидуального плана отражает ориентированный на клиента подход, интересы клиента. В основе плана должна лежать грамотная и комплексная оценка потребностей клиентов, включая ознакомление с их мнениями и пожеланиями. Разработка плана услуг представляет собой процесс, в ходе которого специалисты, родители и сами дети и, при необходимости, другие заинтересованные стороны коллективно обсуждают и взвешивают возможные варианты удовлетворения потребностей ребенка и защиты его интересов. Другими словами, разработка конкретного плана представляет собой процесс, в котором заинтересованные стороны принимают участие в процессах планирования и принятия решений, касающихся их самих.

Индивидуальный конкретный план закладывает основу для качественного оказания услуг клиенту. Однако сам по себе план еще не гарантирует качество работы. План и процесс его подготовки должны сами отвечать определенным критериям качества. Важно чтобы план был достаточно четким и точным. Слишком общий и неточный план не может служить основой для работы и содержать критерии оценки достижения целей.

Ни в действующем СК РФ, ни в проекте закона нет положений о конкретном плане. Однако в представлении предлагаемых норм в соответствии с проектом закона говорится, что принципы планирования процесса воспитания ребенка, нуждающегося в государственной помощи, будут определены в привязке к разработке процедуры организации социального патроната.



Список литературы

 

1.      Александров И.Ф. Проблемы правового регулирования устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, в современных условиях. // Юрист. 2019. №3. С.16.

2.    Аргунова Ю.Н. Опека над недееспособными: законодательные новеллы. // 117 Независимый психиатрический журнал. 2018. №2.С.14.

3.       Евдокимова Т.П., Зубков П. Совершенствование попечительства. /// («ЭЖ-Юрист», 2008, N 19)

4.         Шерстнева Н.С. Опека и попечительство как форма воспитания несовершеннолетнего. // Семейное и жилищное право. 2019. № 2. С.27