Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОНОМИКА КОРРУПЦИИ

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2017г.

Категория «коррупция» следует понимать, как сложное социальное явление, пришедшее к нам из глубокой древности и продолжающее существовать в настоящее время практически во всех странах.

С латинского языка «Сorruptio» означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. Сorrumpere» (коррумпировать) - подкупать кого-либо деньгами либо же иными материальными благами. Само определение "corrumpere" в римском праве трактовалось самым общим образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике [1].

В современном толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова термин коррупция характеризуется как моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами, коррупция государственных чиновников, коррупция во властных структурах [2]. Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

Очевидно, что данное понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

Возрождение и поддержание коррупции становится возможным только с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности. Только в таком случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, фирмы, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Следовательно, коррупция совершила «первый вздох» с  момента возникновения  первого государства и делегирования властных полномочий первому чиновнику [3].

Исходя из вышесказанного, коррупция представляется как социально-экономическая категория, которая выражает отношения, складывающиеся между должностными лицами и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы).

Анализируя вышеупомянутое, логично предположить, что в качестве субъектов коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, а с другой стороны - представители легального и нелегального частного сектора. Объектами могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения в сфере экономической либо политической деятельности [4].

На практике, государственная коррупция существует постольку, поскольку государство сквозь политическое управление вмешивается в частную, общественную, экономическую жизнь общества. Проблема в том, что государство, реализуя свое предназначение, обязано осуществлять это вмешательство. Таким образом, коррупцию можно рассматривать - как сигнал, указывающий на неуклюжие, неоправданные, неэффективные действия государства [5].

В качестве примера можно указать ряд сфер государственного присутствия в экономике, обладающие коррупционной составляющей:

1. Процесс приватизации государственной собственности является серьезным подспорьем для развития коррупции. Неслучайно именно приватизация стала в последнее время полем для политических схваток, в которых главное оружие - компрометирующие материалы и обвинения в коррупции.

2. Деятельность государства по принятию и исполнению бюджетных средств их распределение – это еще одна благодатная сфера для коррупционеров. В числе основных причин - слабая дисциплина исполнения бюджета при почти полном отсутствии реакции на результаты контрольных проверок Счетной палаты [6].

Р. Притцль интерпретирует государственную коррупцию как нелегальный рынок прав собственности. Права собственности можно рассматривать как де-факто имеющиеся полномочия на определенный объект, в том числе и со стороны чиновников. В этом случае коррупция выступает как рынок подобных прав [7].

В более глобальном смысле коррупцию можно рассматривать как феномен «болезни институтов» («sickinstitutions»), когда нарушаются системы информации, стимулов и ответственности. Государственный институт (министерство) для эффективной работы должен координировать деятельность своих составляющих частей. Однако эффективная координация является проблемой, когда разными видами деятельности руководят люди, чьим основным интересом является личный интерес, а не успех организации [8].

В  классическом  понимании  экономику  коррупции  удобно  представлять  сквозь  парадигму «принципал-агент». При этой модели угроза манипулирования агента принципалом при выполнении поручений и предписаний последнего существует вследствие ассиметричности информации и высоких издержек мониторинга за деятельностью агента. Речь идет о субординационных отношениях объекта управления, способного отрицать волю подвластного. Использование модели «принципал-агент», используется для исследования существующих институциональных проблем в развивающихся странах, в частности, при принятии на службу добросовестных чиновников и продвижения их по службе, систем заработной платы, направленных на увеличение эффективности государственных органов [9].

Можно выделить два направления развития экономической коррупции в государственном секторе. Первый тесно связан с конфликтом интересов и начальников и исполнителей (принципалов и агентов), при котором исполнители преследуют свои личные интересы, а не цели организации. Второй касается того, что исполнители зачастую обладают важной информацией, которой не владеет их руководство. Например, налоговые инспектора часто более информированы о возможном доходе от определенной налоговой базы, чем руководство Министерства Финансов.

Порядок взаимодействия участников коррупционных отношений можно охарактеризовать как коррупционные сделки, на практике принято исследовать как взаимодействие трех участников таких как принципала (Р), в качестве которого выступает государство, что априори считается честным. От имени агента (А) действует подчиненный какого-либо государственного органа.               В роли так называемого клиента (С) действует участник хозяйственного сектора. В самом простом случае агент (A), подчиненный, получает взятку от участника, не входящего в организацию – клиента (C) [10].

Рассмотрим данное взаимодействие на примере налогообложения. Итак, налоговый инспектор взаимодействует в качестве агента (A) от имени принципала (P) с налогоплательщиком (C). В рамках данной структуры считается, что налоговый  инспектор (A) и налогоплательщик  (С) исходят из своих личных выгод и лишений, т.е. в первую очередь «думают» о себе, а не о принципале (Р) и не о структуре в целом. Предполагается, что их честное или нечестное поведение есть результат того, какое поведение им более выгодно. Большинство моделей коррупции используют оба вида сделок: сделки между A и С (взяточничество и вымогательство) и сделки между A и Р (например, прямое злоупотребление).

В моделях коррупции, как правило, выступает агент. Как говорилось выше, ядро проблемы принципал-агент-клиент – ничто иначе как расхождение целей и наличие асимметричности информации между участниками. Проблема принципала в том, что, как это обычно бывает в государственном секторе, он не имеет полной информации о типе агента и его действиях (честный он или нечестный, компетентный или нет, скрывает информацию или нет). Он не обладает также полной информацией о действиях клиента, в частности, он не знает, обманывает его клиент или нет.

Таким образом, экономическая деструктивность коррупции находит выражение в том, что в пространстве экономических отношений она разрушает конкуренцию, вытесняет общепринятые правила рыночной экономики, ведет к дисфункциям системы государственного управления и дерационализации процедур расходования бюджетных средств, росту теневой экономики, усилению имущественной дифференциации населения и снижению респонсивности общества.



Список литературы

 

1. Рыбак С.В. Римское право: учебное пособие. М.: ЮСТИЦИЯ. 2016. 284 с.

2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант. 2013. 800 с.

3.    Кузнецов Ю.А., Силинский Ю.Р., Хомутова А.В.Российское и зарубежное законодательство о мерах противодействия коррупции [сайт].       URL:https://refdb.ru/look/2812036.html (дата обращения: 15.02.2017).

4.   Миляева А.К., Пузий Е.С. Коррупция и индикаторы ее измерения //              VII Международная студенческая электронная научная конференция. Студенческий научный форум - 2015.

5.    Белянова, Е.В., Николаенко, С.А. Воздействие коррупции на развитие бизнеса: эмпирическая оценка // Вопросы экономики. – 2013. - № 9. - С. 91-105.

6.      Охотский Е.В. Противодействие коррупции.   Учебник   и практикум  для  академического бакалавриата. 2-е изд., испр. М.: ЮРАЙТ, 2017. 359 с.

7.   Борцев В.В. Коррупция: Контагиозность, последствия и методы противодействия: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. - М., 2014. - 151 с.

8.     Бондаренко И.А. Коррупция: экономический анализ на региональном уровне [сайт]. URL: http://pandia.ru/text/78/029/9011.php (дата обращения: 19.02.2017).

9.   Сатаров Г.Л. Коррупция: нетрадиционны и взгляд. Коррупционные отношения: агентская модель и смежные подходы. Саратов, 2004. – 64 с.

10.           Экономика       коррупции.       Коррупция      и       политическая      экономия       [сайт].       URL: http://www.indem.ru/corrupt/Uc2004/Glava3.pdf (дата обращения: 19.02.2017).