Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2018г.

Такое сложное и многогранное явление как безработица - следствие процесса разделения труда, о котором Смит писал как о величайшем прогрессе в производстве, что привело к высвобождению рабочей силы с ростом ее производительности [12]. Далее – технический прогресс, облегчивший труд работников, и соответственно, сокративший необходимость привлечения большого количества служащих.

Для осуществления государственной политики занятости необходимо дифференцировать безработицу [8,98]. В современной экономической теории принято выделять фрикционную, обусловленную добровольным переходом работника с одного места работы на другое; структурную, возникающую в результате несовпадения структуры спроса на труд и его предложения; циклическую безработицу, вызванную циклическими спадами производства и уменьшающую совокупный спрос на труд [6]. Циклическая безработица имеет место, если фактическая безработица превышает уровень естественной. Последняя включает фрикционную и структурную безработицы. Ее уровень достаточен для удовлетворения предложения труда, обеспечения гибкости рынка труда и создания конкуренции на данном рынке.

Последствия безработицы проявляются на всех уровнях экономической и социальной жизни, оказывая непосредственное влияние на существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

В последние годы проблемам занятости и безработицы уделяется особенное внимание, что, несомненно, положительно сказалось на рынке туда [5]. Проанализируем динамику численности безработных на рисунке 1. 

В период с 2000 по 2007 год наблюдалась тенденция к снижению количества безработных, достигнув значения в 4518 тыс. человек по всей России, что соответствует уровню безработицы в 6% против 10,6% в 2000 году. Это, в первую очередь, связано с возрастанием валового внутреннего продукта.

Однако с наступлением мирового экономического кризиса её уровень резко возрос на 2,3% (1765 тыс. чел.). Повторный рост проявился в 2015 году (на 0,4% по сравнению с уровнем 2014 г.), что вызвано ослаблением национальной валюты почти в два раза. Следовательно, увеличились издержки производства, что приводит к соответствующему росту себестоимости продукции, для уменьшения которой экономические субъекты вынуждены сокращать штат.

Как уже было отмечено, уровень безработицы является результатом динамики ВВП. Проанализируем взаимосвязь между данными показателями, рассчитав коэффициент корреляции на основании данных Федеральной службы государственной статистики [13].

Расчёт тесноты связи между объемом ВВП в ценах 2011 г. и уровнем безработицы за 2011 – 2015 гг.

 

Год

ВВП в

ценах 2011 г., млрд. руб.

Уровень

безрабо- тицы, %

xy

(x - )

(y - )

(x - ) ∙ (y - )

(x - )2

(y - )2

x

y

2011

59698,12

6,5

388037,8

-1981,0

0,8

-1664,06

3924464,8

0,7056

2012

61798,26

5,5

339890,4

119,1

-0,2

-19,06

14189,304

0,0256

2013

62588,94

5,5

344239,2

909,8

-0,2

-145,57

827734,5

0,0256

2014

63046,75

5,2

327843,1

1367,6

-0,5

-629,10

1870360,2

0,2116

2015

61263,64

5,6

343076,4

-415,5

-0,1

24,93

172642,69

0,0036

Итого

308395,7

28,3

-

-

-

-2432,86

6809391,4

0,972

Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики





Таким образом, можно сделать вывод о наличии довольно высокой обратной взаимосвязи между исследуемыми показателями, то есть с ростом ВВП уменьшается уровень безработицы в стране.

Учитывая многообразие и неоднозначность последствий безработицы, важно, чтобы госполитика занятости исходила из типа безработицы. Для снижения уровня фрикционной безработицы государство обеспечивает:

1)   информационную открытость рынка труда, создавая площадки для взаимодействия предложения труда и спроса на него через биржи труда;

2)       мобильность рабочей силы посредством развития рынка жилья, а также устранения территориальных барьеров между субъектами федерации [10].

Структурная безработица снижается при соответствии рабочей силы имеющемуся спросу через программы профессиональной переподготовки.

Наибольшей сложностью отличаются методы борьбы с циклической безработицей. В этом случае государству необходимо обеспечить условия для повышения спроса на товары и услуги, что приведёт к росту выручки экономических субъектов и затем к расширению производства, для которого необходима дополнительная рабочая сила для наибольшего удовлетворения спроса на товарном рынке.

Кроме того, государство может бороться с данным явлением в явной форме, применяя активную политику на рынке труда, или в скрытой форме – пассивную.

Меры активной политики включают мероприятия, направленные на: предотвращение сокращения количества рабочих мест, а также на переподготовку безработных, их обучение новым профессиям; создание новых рабочих мест в госструктурах, а также субсидирование создания новых рабочих мест в существующих экономических субъектах; материальную поддержку индивидуального и малого предпринимательства, которые при расширении открывают новые вакансии. Возможно и введение квот на иностранную рабочую силу в стране или регионе, что обеспечивает равномерное распределение количества безработных по округам

Наиболее активным периодом трудоспособности и готовности к новаторским идеям является именно молодой возраст [4]. Однако в связи с высокими требованиями, предъявляемыми к работникам на рынке труда, основное из которых заключается в наличии практического опыта работы, молодежь не способна реализовать свои способности. В связи с этим целесообразно открытие центров занятости населения (так, в 2016 году в Москве появился центр занятости молодежи, в котором на сегодняшний день зафиксировано более 9800 вакансий), а также создание программ для прохождения стажировки выпускниками школ и ВУЗов [3,52]. Еще одним направлением в сфере занятости молодежи выступает создание условий для получения наиболее востребованного со стороны работодателей образования. Поскольку возникла проблема ориентации системы профессионального образования не на работодателя, а на потребителя - абитуриентов и их родителей, следствием чего становится отставание системы образования от потребностей экономики страны [9]. В связи с этим наблюдается увеличение количества бюджетных мест в ВУЗах с технической направленностью и их уменьшение в учебных заведениях социально-гуманитарного профиля.

Таким образом, активная политика государства направлена на создание благоприятных условий на рынке труда. Пассивная политика, напротив, в большей степени ориентирована на сглаживание негативных последствий безработицы и включает в себя выплату пособий, материальной помощи, а также заключение страхового договора.

Согласно Закону РФ от 19.04.1991 № 1032-1«О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным [1]: выплату пособия по безработице; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Данный закон также устанавливает величину пособия по безработице в процентном соотношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если безработный был трудоустроен более года.

Рассмотрим расчет пособия исходя из сроков безработицы. Первые 3 месяца - 75% среднемесячного заработка; 4-7 – 60%; 8-12 – 45%; ≥13месяцев – минимальная величина пособия + размер районного коэффициента.

Таким образом, величина пособия находится в обратной зависимости от периода безработицы. Если же безработный стремится возобновить трудовую деятельность или впервые ищет работу, то величина пособия будет равняться его минимальной сумме. Стоит отметить, что во всех случаях величина пособия не может превышать его максимальную величину, устанавливаемую Постановлением Правительства ежегодно. И не может быть меньше минимальной величины, увеличенной на размер районного коэффициента.

На 2015 – 2017 гг. минимальный размер пособия по безработице совпадают и составляют 850 рублей, а максимальный – 4900 рублей [2].

При истечении срока выплаты пособия органами службы занятости может оказываться материальная помощь безработным.

В законе также оговорено право граждан на заключение договора добровольного страхования со страховой компанией на случай потери работы.

Таким образом, государственные меры по борьбе с безработицей весьма эффективны. Доказательством этого является ее снижение с 2000 годов в два раза. Такая тенденция положительно влияет на общую экономическую ситуацию в стране, поскольку население имеет возможность получить образование, что предотвратит дальнейшую безработицу. На рынке товаров и услуг обеспечивается устойчивый спрос, что ведет к развитию экономики, увеличению количества вакансий на рынке труда. Соответственно, уменьшается вероятность проявлений социальной нестабильности.

 

Список литератур

 

1 .Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»// Российская газета. № 84. 1996.

2 .Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 № 1326 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год»// Российская газета. -№ 286.- 2016. 3.Голомолзина Н.В., Цыганкова Е.А., Колымагин В.А. Безработица в России: проблемы, факторы, методы борьбы // В сборнике: Проблемы устойчивого развития российских регионов материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Л. Н. Руднева. -2014.- С. 51-53.

4 .Кильдюшева О.А. Безработица в молодежной среде российского общества: особенности проблемы и пути борьбы с ней на современном этапе// Общество: социология, психология, педагогика. -2017. -№ 1. -С. 20-22.

5 .Климова О.С., Егорова А.Е. Безработица в России и в мире: анализ основных тенденций// Общество: политика, экономика, право. -2014.- № 1.- С. 112-116.

6 .Ляпанов А.В. К проблеме занятости населения в Российской Федерации// Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.- 2014.- № 1 (24). -С. 129-139.

7. Макроэкономика: учебник /     М.Л. Альпидовская и др. Отв. ред.М.Л. Альпидовская и Н.В. Цхададзе.- Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 406с.

8.Подольная Н.Н. Исследование актуальных конъюнктурных проблем рынка труда: региональный аспект// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2017. -Т. 13.- № 1 (346). -С. 94-105. 9.Труфанова Н.Н. Рынок труда и сфера образования: проблема взаимодействия// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. -2015. -Т. 15. -№ 1. - С. 46-50.

10. Цхададзе Н.В. Совершенствование инфраструктуры управления рынком труда// Тенденции развития экономики и менеджмента. Казань, 2016.-С. 26-31.

11.Цхададзе Н.В., Богатская К.А. Миграция рабочей силы и ее влияние на воспроизводственные процессы// Воспроизводство России в ХХI веке: диалектика регулируемого развития: коллективная монография, т. II / кол. авторов; под ред. М.Л.Альпидовской, Н.В.Цхададзе, Д.П.Соколова.- М.:РУСАЙНС,2017.- 286 с.

12. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов, государств. -М.; Л., 1935.- Т. 1.

13.     Федеральная    служба     государственной    статистики     [Электронный     ресурс]     //     URL: http://www.gks.ru.