Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ИСХОДЯ ИЗ ЕГО СТРУКТУРЫ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2018г.

Понятие и теория человеческого капитала зародились в ХХ веке, во второй его половине, в период развития постиндустриального общества, когда интеллектуальный труд обрел большую значимость, нежели физический, и ценность квалифицированных специалистов этой сферы труда значительно возросла.

Интеллектуальный труд является одним из основных видов труда, наполняющим профессиональную деятельность государственных служащих в органах государственной власти, и по- прежнему, рост квалифицированности данного вида труда пребывает в статусе актуальности. Поэтому, понятие «человеческий капитал» все также имеет большое значение не только для ученых, исследователей, но и для самого государства в целом.

Учитывая ныне сложившуюся экономическую и политическую ситуацию в мировом сообществе, государство должно уделять достаточно внимания эффективному использованию и развитию человеческого капитала, что, безусловно, является залогом крепкого внутреннего устройства страны и фактором определяющим степень ее конкурентоспособности на мировой арене. Выявление проблем функционирования человеческого капитала и его оптимизация позволит сформировать основу для устойчивого развития государства, обеспечив прогрессивное развитие в будущем.

Теория человеческого капитала прошла свой путь эволюции, на каждом этапе которой, понятию «человеческий капитал» давалось свое значение сквозь призму определенной науки, в рамках которой, исследователи изучали этот вопрос. Несмотря на множество подходов, раскрывающих суть данного понятия, есть примеры определений, имеющие наиболее интегративный характер.

Одно из таких определений приводится в монографии под общей редакцией Царегородцева Ю.Н., сформулированное группой ученых под руководством Л.И. Абалкина, по их мнению, человеческий капитал в широком смысле можно считать «как сумму врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально- психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход».1 При этом, различными в понимании являются понятия «человеческий капитал», «человеческий потенциал» и «интеллектуальный капитал», так как человеческий капитал включает в себя и человеческий потенциал, и интеллектуальный капитал. Интеллектуальный капитал представляет собой собственность в виде ноу-хау, патентов, лицензий, методик, знаний, информации.2 Базовыми понятиями для человеческого потенциала являются понятия «потребности», «способности» и «готовности».3

Структура человеческого капитала индивида, по мнению Т.В. Касаевой, состоит из базовых первичных элементов, базовых вторичных элементов и связующих элементов. Где, к базовым первичным элементам относится здоровье (психическое и физическое); к базовым вторичным элементам относятся:

-   социокультурный компонент (социальный статус, имидж, деловые связи, культурный уровень);

-   информация (информация о рынках труда, профессиональная информация, актуальная социально- экономическая информация);

-   образование (уровни образования, специальности, повышение квалификации, переподготовка). Связующими элементами являются самоорганизация и трудовая мотивация.

 

1    Под общ. ред. Царегородцева Ю.Н. Развитие человеческого потенциала и человеческого капитала: теоретические и практические аспекты. Монография. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. – С. 13.

2 Там же. С. 12.

3   Иванов О.И. Человеческий потенциал (формирование, развитие, использование). Монография. — СПб.: Скифия-принт, 2013. — С. 36.


Такая классификация и расположение компонентов структуры человеческого капитала объективны и соизмеримы с реалиями современного общества. Так, автор обосновывает, что способность к самоорганизации является интегрирующим компонентом и ключевым фактором, обеспечивающим эффективное формирование, производство, воспроизводство и развитие человеческого капитала, а трудовая мотивация есть вид связи между компонентами человеческого капитала, включающий человека во взаимодействие с внешней средой. 4

Когда речь идет о функционировании человеческого капитала, представляется целесообразным использовать  схему  эффективного  функционирования  человеческого  капитала,  предложенную  Т.В. Касаевой (рис. 1.2).




Во-первых, данная схема отображает процесс формирования и воспроизводства человеческого капитала за счет социальных инвестиций со стороны человека (семьи), бизнеса и государства. Во-вторых, социальные инвестиции, осуществляемые человеком (семьей), бизнесом и государством, обуславливают высокое качество жизни, рассматриваемое как условие эффективного функционирования человеческого капитала. В-третьих, на схеме отображен процесс отдачи человеческого капитала, в ходе которого экономическую и иную выгоду получают человек (семья), бизнес и государство.

Таким образом, социальные инвестиции, с одной стороны, являются источником человеческого капитала, а, с другой  стороны, обуславливают высокое качество жизни, рассматриваемое как условие эффективного функционирования человеческого капитала, вследствие чего происходит как рост объемов человеческого капитала, так и  повышение эффективности  функционирования уже существующего человеческого капитала.5

Следует отметить, что эффективность человеческого капитала будет, на наш взгляд, очевидна при полноценном функционировании «информации» и «образования» как его структурных компонентов. Однако, несмотря на растущий уровень информатизации общества, проблемы функционирования этих двух компонентов все же существуют.

Как известно, информация образует знания, лежит в их основе, а значит, является неотъемлемой составляющей, «своеобразной» первоосновой образования. Такая взаимозависимость компонентов человеческого капитала (образования и информации) имеет положительный аспект, так как при оптимизации одного компонента, совершенствуется другой. Так, недостаток необходимой информации, как бы прозаично это не казалось в эпоху информационного общества, может повлиять на объем «образования» в структуре человеческого капитала. Примером может послужить конкретная область рабочей деятельности, где сохраняется кадровый голод в части квалифицированности персонала.

 

1 Касаева Т.В. Политэкономические императивы воспроизводства индивидуального человеческого капитала. Автореферат дис. доктора экономических наук: 08.00.01. – Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов, 2014.

2   Касаева Т.В. Ресурс здоровья в функционировании человеческого капитала: теория и практика. – М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО "Пятигорский гос. лингвистический ун-т". Пятигорск, 2010. – С. 94.


Зачастую, уровень квалификации каждого человека зависит от него самого и поддержание нужного уровня возможно при наличии доступа к необходимой информации. Необходимо постоянно обновлять и актуализировать знания в рамках своей профессиональной деятельности, иногда в условиях достаточно высокой степени интенсивности труда и краткосрочности выполнения конкретных поручений. Реализация этих действий опосредована получением нужной информации для осуществления своей деятельности качественно и в рамках правового поля. Здесь, задача в части информационного обеспечения кадров заключается в предоставлении информации, с учетом специфики выполняемой работы, ее отборе и группировке таким образом, чтобы получение такой информации было удобным и результативным.

Таким образом, подобная оптимизация структурного компонента «информации» может способствовать эффективному функционированию человеческого капитала. Однако не стоит забывать, что результат, дающий качественно высокие результаты, возможен при нормальном функционировании связующих элементов человеческого капитала: «самоорганизации» и «трудовой мотивации», первый из которых зависит в значительной степени от самосознания самого человека и осознанности выбора профессии, а второй – от методов управления.

 

Список литературы

 

1.        Дикинов А.Х., Касаева Т.В., Цалоева М.К. Математические модели прогнозирования сложных социально-экономических систем и процессов: особенности практического применения // Известия Кабардино-БалкарскогонаучногоцентраРАН, 2015. – №5 (67). – С. 80-87.

2.                   Ермоленко Ал.А., Ермоленко Ан.А. Человеческий капитал // ВестникАдыгейского государственногоуниверситета.Серия5:Экономика,    2010.

3.                   Иванов О.И. Человеческий потенциал (формирование, развитие, использование). Монография. — СПб.: Скифия-принт, 2013. — 335 с.

4.                   Касаева Т.В. Государственное регулирование, направленное на человеческий капитал // Социально-экономические явления и процессы, 2013. – № 8 (54). – С. 58-62.

5.                   Касаева Т.В. Особенности формирования, воспроизводства и функционирования человеческого   капитала   // Экономические    науки,   2013.   – № 103. – С. 46-49.

6.        Касаева Т.В. Политэкономические императивы воспроизводства индивидуального человеческого капитала. Автореферат дис. доктора экономических наук: 08.00.01. – Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов, 2014.

7.        Касаева Т.В. Расширительная трактовка структуры человеческого капитала // Terra Economicus, 2013. – Т. 11. – №2-2. – С. 21-27.

8.        Касаева Т.В. Ресурс здоровья в функционировании человеческого капитала: теория и практика. Монография. – М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО "Пятигорский гос. лингвистический ун-т". Пятигорск, 2010. – 198 с.

9.        Касаева Т.В., Касаев А.Ю. Экономика эффективного человеческого капитала // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Развитиеэкономики именеджментавсовременноммире, 2015. – С. 22-25

10.       Под общ. ред. Царегородцева Ю.Н. Развитие человеческого потенциала и человеческого капитала: теоретические и практические аспекты. Монография. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. – 180 с.