20 апреля 2019г.
Статья посвящена современным проблемам управления международными коммерческими операциями как основной составляющей международной коммерческой деятельности. В рамках исследования рассматривается понятие и сущность международных коммерческих операций, их основные виды, отличия от внутренних коммерческих операций, а также рассматриваются особенности и сложности управления международной коммерческой деятельностью и международными коммерческими операциями в современном мире.
Ключевые слова: управление международными коммерческими операциями, методы осуществления международных коммерческих операций
Введение
На сегодняшний день принято говорить об уже сформировавшейся мировой торговой системе. Всемирная торговая организация (ВТО) прямо говорит о том, что мировая торговая система тождественна системе ВТО. Нормы и правила, принятые ВТО, являются обязательными для исполнения всеми странами участниками указанной торговой организации, касаются области торговли товаров, услугами и интеллектуальной собственностью по единым принципам регулирования в данной сфере. При этом нескончаемое многообразие внешнеторговых сделок, которые представляют собой действия, направленные на установление, изменение и прекращение правовых отношений в области внешней торговли, имеющих своим содержанием ввоз или вывоз товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности, базируются на совершении соответствующих международных коммерческих операций, речь о которых пойдет в рамках указанной статьи.
Цель работы заключается в изучении сущности международных торговых операций и в выявлении сложностей и особенностей их управления в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить понятие, сущность, виды и оценить роль международных коммерческих операций в процессе осуществления международной торговой деятельности;
- рассмотреть основные методы осуществления международных коммерческих операций;
- изучить особенности и сложности управления международной торговой деятельностью и международными коммерческими операциями на примере России и Китая.
Понятие, сущность и виды международных коммерческих операций, их значение в международной торговле
Международная торговля в качестве одной из основных форм международных экономических отношений осуществляется при помощи проведения соответствующих коммерческих операций, представляющих собой определенны технические приемы по подготовке и реализации торгового сотрудничества. Иными словами, международные коммерческие операции выступают как инструмент осуществления международной коммерческой деятельности, а соответственно два указанных понятия связаны как общее и частное, где в качестве последнего выступают международные коммерческие операции.
Раскрывая понятие международных коммерческих операций, следует отметить, что они представляют собой комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) операций, которые осуществляются на возмездной основе между контрагентами различных государств для того, чтобы совершить сделки, оформляемые внешнеторговыми договорами или же контрактами [1].
К основным операциям в международной торговле относятся [2]:
- Операции по купле-продаже или обмену товарами в материально-вещественной форме.
- Операции по купле-продаже или обмену научно-техническими знаниями (в форме торговли патентами, лицензиями, «ноу-хау»).
- Операции по купле-продаже или обмену научно-техническими услугами (консалтинг, инжиниринг).
- Международные арендные операции; операции по международному туризму.
- Операции по предоставлению консультационных услуг в области управления, информации; операции по обмену кино - и телепрограммами и т.д.
К вспомогательным или обеспечивающим операциям, связанным с продвижением товаров от продавцов к покупателям, относятся:
- операции по международным перевозкам грузов; операции по международным расчетам;
- таможенные операции;
- операции по страхованию;
- операции по финансированию самих операций;
- операции по заключению соглашений с посредниками;
- операции по заключению соглашений с организациями, исследующими рынок и т.д. [3].
В зависимости от сложности основных операций одна основная может содержать до 10 вспомогательных.
Таким образом, оценивая роль международных коммерческих операций, можно сделать вывод о том, что ни одна международная коммерческая сделка не сможет пройти без осуществления соответствующих международных коммерческих операций.
Методы осуществления международных операций
Международные коммерческие операции не могут осуществляться в хаотичном порядке. Осуществление международных коммерческих операций требует применения определенных правовых норм и использования конкретных методов их проведения.
В международной торговой практике используются два основных метода осуществления операций: прямой и косвенный метод.
Рассмотрим указанные методы наиболее подробно.
1. Прямой метод. Он подразумевает под собой установление соответствующих связей между непосредственными производителями и конечным потребителем, поставку товара (услуги) конечному потребителю, закупку товара или услуги у производителя такого товара или услуги, основываясь при этом на договоре купли-продажи. Обычно прямой метод используется в следующих случаях:
- в процессе реализации (торговли) крупногабаритного и дорогостоящего оборудования;
- в процессе реализации и осуществления закупок промышленного сырья на основе долгосрочных договор и контрактов;
- в процессе экспортирования стандартного многопартийного оборудования через собственные зарубежные филиалы и дочерние компании, которые имеют свою розничную сеть;
- при осуществлении закупок сельскохозяйственных товаров непосредственно у производителей (в лице фермеров) в развивающихся странах.
Помимо всего вышеперечисленного, следует отметить, что операции по экспорту и импорту
предприятий государственного значения также осуществляются при помощи прямого метода [4].
Преимущества прямого метода осуществления торговли заключается в том, что он позволяет установить с клиентом наиболее тесные отношения, а также лучше изучить современные условия соответствующего рынка.
Говоря об особенностях данного метода, следует отметить, что он носит целенаправленный характер (то есть создает систему коммерческих связей) и предусматривает заблаговременную организацию процедуры поставки, что является крайне важным, если поставляется сложное и комплектное оборудование. Указанный метод торговли создает длительные и весьма устойчивые отношения потребителей и поставщиков, что является одним из основополагающих фактором в процессе торговли сырьем и материалами. При этом, необходимо уточнить, что установившиеся в процессе торговой деятельности связи не прекращаются и после поставок, монтажа, наладки и пуска оборудованию в эксплуатацию.
Прямой метод широко применяется различными транснациональными компаниями (ТНК) в процесс реализации товаров и услуг посредством своих сбытовых, производственных и дочерних компаний, находящихся за рубежом.
2. Косвенный метод, в свою очередь, используется в процессе реализации товаров на отдаленных, труднодоступных и малоизученных рынках, в процессе продвижения новых товаров, в случае монополизации ввоза товаров крупными посредническими предприятиями, а также в процессе реализации товаров массового спроса.
В процессе осуществления международной торговли при помощи указанного метода осуществляется примерно 50% реализуемых товаров и услуг. Цель привлечения посредников заключается в том, чтобы повысить эффективность внешнеторговых операций путем ускорения оборачиваемости капитала, умелого использования конъюнктуры рынка и предоставления всех необходимых торговых услуг.
В целом можно отметить, что эффективность осуществления международных коммерческих операций, в первую очередь, зависит от следующего:
- наличие теоретических знаний в сфере международной торговли и умелого их использования в каждой конкретной ситуации;
- правильное и грамотно планирование операции;
- выбор оптимального и наиболее эффективного сочетания основных и обеспечивающих операций;
- знание особенностей правового режима, который действует в процессе осуществления международной торговли.
Управление в международной коммерческой деятельности (международных коммерческих операциях)
Международная коммерческая деятельность представляет собой определенный ряд взаимосвязанных коммерческих операций, которые обслуживают международный обмен материальными ценностями и услугами. Иными словами, управление международными операциями в полной мере зависит от управления международной коммерческой деятельностью, и наоборот.
Так, для того, чтобы совершить соответствующий обмен, иными словами, заключить международную коммерческую сделку, необходимо следующее:
- найти покупателя товара и услуги;
- заключить с покупателем сделку (договор), в котором оговариваются все условия и соблюдены нормы соответствующего законодательства;
- исполнить условия договора.
Все эти сделки носят коммерческих характер, а в случаях, когда сделка осуществляется с иностранными контрагентами, то она будет рассматриваться в качестве внешнеэкономической деятельности предприятия.
Говоря об управлении, следует отметить, что при осуществлении международных коммерческих операций на предприятиях (которые осуществляют такую деятельность) создается соответствующий аппарат управления, который решает ключевые вопросы в сфере осуществления международных коммерческих операций.
На различных предприятиях может быть создан не только аппарат управления, но и соответствующие подразделения, каждое из которых действует в своей компетенции. Таким образом, может быть создано подразделение международной аренды, международного туризма и т.д.
Помимо вышеуказанного, важной стороной управления международными коммерческими операциями является использование национальных кадров на руководящих постах в заграничных филиалах и дочерних компаниях. Иными словами, чаще всего все важные решения по осуществлению международных операций принимаются лицами из материнской организации.
Анализ использования международных коммерческих операций на примере России и Китая
Россия и Китай на сегодняшний день представляют собой две крупные мировые державы, которые активно сотрудничают между собой в рамках товарооборота. В рамках указанной статьи предлагается рассмотреть основные показатели экспорта и импорта между Россией и Китаем за 2017 и 2018 годы. Так, в Таблице 1 представлены данные (по месяцам) товарооборота в России в категории все товары.
Таблица 1 – Товарооборот России (общие итоги по месяцам)
Год
|
2017, млрд. дол.
|
2018, млрд. дол.
|
Август
|
8,54
|
9,63
|
Сентябрь
|
7,19
|
-
|
Октябрь
|
7,32
|
-
|
Ноябрь
|
8,67
|
-
|
Декабрь
|
9,37
|
-
|
Январь
|
-
|
8,44
|
Февраль
|
-
|
7,54
|
Март
|
-
|
8,11
|
Апрель
|
-
|
8,06
|
Май
|
-
|
8,64
|
Июнь
|
-
|
9,12
|
Июль
|
-
|
9,33
|
Итого:
|
110
|
На основании данной таблицы, можно сделать вывод о том, что за рассматриваемый период август 2017 – август 2018, общий товарооборот России составил 110 млрд. долларов США.
Вместе с тем, следует отметить, что огромное количество товара ежегодно поставляется из России в Китай и наоборот. Так, за рассматриваемый период из России было экспортировано товара на сумму 53,3 млрд. долларов США, что почти половина от общего товарооборота в России. Из Китая в Россию, в свою очередь, было импортировано товара на сумму 56,7 млрд. долларов США, что составляет более 50% от общего товарооборота России (см. Рисунок 1) [5].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что из Китая в Россию поставляется большее количество товаров, однако, это значение не сильно отличается от поставок товаров из России в Китай. В этой связи можно говорить о взаимовыгодном сотрудничестве между указанными государствами.
Вместе с тем в 2018 году наблюдалось
сокращение прямых
инвестиций из Китая
в России почти в четыре раза. За Январь – Июль китайские компании вложили 65 млрд. долларов США в 4 тысячи иностранных предприятий в 152 странах и регионах мира, что на 14% больше показателя за прошлый год.
Но России из этих средств не досталось ничего. По данным ЦБ, отток китайских инвестиций продолжается четвертый квартал подряд.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что товарооборот в форме экспорта/импорта между Россией и Китаем не прекращается, однако наблюдается активное сокращение прямых инвестиций со стороны Китая.
Говоря о Российской Федерации, следует отметить, что основные прямые инвестиции государство осуществляет в следующие страны (см. Таблица 2).
Таблица 2 – Объем прямых инвестиций из России
Государство
|
Объем инвестиций, млн. долларов
США 1 квартал 2018
|
Объем инвестиций, млн. долларов
США 2 квартал 2018
|
Страны СНГ (в частности
Беларусь, Казахстан, Азербайджан)
|
13
391
|
4
995
|
Болгария
|
156
|
334
|
Бермуды
|
91
|
189
|
Багамы
|
61
|
898
|
Виргинские острова,
Британские
|
493
|
92
|
Гонконг
|
1 002
|
- 1 063
|
Кипр
|
6 810
|
3 399
|
Китай
|
2
|
4
|
На основании данной таблицы, можно сделать вывод о том, что основной объем прямых инвестиций осуществляется на Кипр, Виргинские остров, а также в страны СНГ. Россия как и Китай осуществляет крайне мало прямых инвестиций в Китай.
Одной из причин сокращения объемов взаимных
прямых иностранных инвестиций может являться развитие интернет торговли
между
странами, что значительно упростило прямой экспорт
из
Китая в Россию. По данным РБК [6], 20 млн. россиян в год осуществляют регулярные покупки только через Aliexpress, а подобных платформ только для китайских товаров в России функционирует несколько. В 2018 году выручка от продажи китайских товаров через Aliexpress в России составила 212 млрд. руб.
Заключение
По итогам проделанной работы можно сделать вывод о том, что международные коммерческие операции представляют собой комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) операций, которые осуществляются на возмездной основе между контрагентами различных государств, для того, чтобы совершить сделки, оформляемые внешнеторговыми договорами или же контрактами. Вместе с тем, они являются незаменимым инструментом осуществления всех международных коммерческих сделок. Оценивая роль международных коммерческих операций, можно сделать вывод о том, что ни одна международная коммерческая сделка не сможет пройти без осуществления соответствующих международных коммерческих операций.
Основные методы осуществления международных коммерческих операций: прямой и косвенный.
Подводя итоги управления международными коммерческими операциями, был сделан вывод о том, что для эффективного их осуществления в различных международных компаниях создаются соответствующие аппараты управления и подразделения.
На примере Российско-Китайских торгово-экономических отношений видно, что в настоящее время наблюдается тенденция снижения объемов прямых иностранных инвестиций между странами, и растут показатели экспортно-импортной активности. Одной из причин данного явления может являться развитие интернет-торговли.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были выполнены, а цель – достигнута.
Список источников и литературы
1. Дергачев В.А. Международные коммерческие операции. / Учебник для вузов, - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. – 368 с.
2.
Колганова Е.В. Международные коммерческие операции. Учебное пособие для направления подготовки "Менеджмент"
-080200 квалификации (степени) выпускника бакалавр/Е. В. Колганова; М-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Гос. ун-т упр.", Ин-т междунар. бизнеса. Москва, 2010
3. Сущность и основные виды международных коммерческих операций. [Электронный ресурс]:https://www.economy-web.org/?p=64.
4. Методы
осуществления международных коммерческих операций. [Электронный ресурс]:https://megapredmet.ru/1-36538.html.
5. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs. 22.10.2018 [Электронный ресурс]: https://www.rbc.ru/technology_and_media/22/10/2018/5bcc74a89a7947e052d7afac